По мере развития буржуазного общества стали обнаруживаться неблагоприятные социальные и моральные последствия безудержного индивидуализма — резкая поляризация общества, нарушение принципа равенства. Стало очевидно, что произошла переоценка принципа либерального индивидуализма и практически все свелось не к выявлению подлинной индивидуальности человека, а к свободе в распоряжении собственностью.
Концепция либерального индивидуализма в правовой сфере нашла выражение в теории «негативных прав», т.е. прав на свободу от власти, «изъятия из-под ее воздействия и вмешательства духовных и материальных интересов личности. Права индивидуальной свободы стали известны под названием прав свободы».
Индивидуализм стал девизом либерального общества. П.М. Коркунов писал, что «вся новая история представляет собой трагическую борьбу индивидуальности с общественным авторитетом». В своей лекции «Общественное значение права» Коркупов определяет: главное назначение права — оберегать все частное, индивидуальное, окружать индивида как предохранительной сеткою целой системой юридических норм [14], поскольку личность должна оградить себя от всевозрастающей солидарности и коллективизма.
Крайний индивидуализм связан был с отрицанием обязанностей человека перед обществом, поскольку это выглядело посягательством на автономию личности. Дальнейшее развитие индивидуализма показало, что полная независимость человека от общества так же неблагоприятна, как и его полное подчинение коллективу. Начался поиск компромисса между индивидуализмом и принципом солидарности, который необходим для ра:шнтия общества без катаклизмов и потрясений. В конце XIX в. принцип индивидуализма был потеснен, произошло, но выражению Л. Дюги, «умаление индивидуалистической доктрины» [15].
Это отнюдь не значит, что настало время «авторитарного коллективизма». Речь идет о другом: в современном обществе люди должны осознавать ответственность друг перед другом, вырабатывать чувство солидарности и взаимоподдержки. Проповедь крайнего индивидуализма неплодотворна для прав человека, она ориентирует на эгоистическое, анархическое своеволие и снимает значимость такой большой социальной проблемы, как обязанность и ответственность личности перед обществом.
Человек, находясь в обществе, постоянно взаимодействуя с другими людьми, не может не иметь обязанностей и по отношению к обществу, и по отношению к согражданам. Поэтому обязанность — столь же важный и необходимый элемент правового статуса, как права и свободы. Они связаны неразрывно и не могут существовать вне зависимости друг от друга. Такая зависимость создаст нравственное взаимодействие людей. Статья 1 Всеобщей декларации прав человека провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».
3. Юридическая природа основных прав и свобод человека и гражданина, их непосредственно действующий характер. Конституционный статус гражданина РФ.
В нашей стране развитие #M12291 841500767института прав#S и свобод человека происходило весьма сложно. В дореволюционный период большая часть населения России было лишена основных политических #M12291 841500049прав#S. Только в 1906 г. состоялись первые #M12291 841501527выборы#S в #M12291 841502568парламент#S страны, проводившиеся на куриальной, неравноправной основе. Для советского режима почти на всем протяжении его существование было характерно грубое попрание всех основных #M12291 841500049прав#S и свобод человека, официальная правовая доктрина категорически отрицала их естественный и неотчуждаемый характер.
Закрепление широкого перечня социально-экономических, политических и #M12291 841501079личных прав#S в #M12291 841500960конституциях#S СССР 1936 и 1977 гг. носило фиктивный, демагогический характер. Провозглашение многих #M12291 841500049прав#S и свобод сопровождалось такими оговорками, которые тут же сводили эти #M12291 841500049права#S и свободы на нет: так, #M12291 841500214право на объединение#S в #M12291 841502696общественные организации#S граждане СССР имели не вообще, а строго «в соответствии с целями коммунистического строительства» (ст. 51 #M12291 841500960Конституции#S СССР 1977 г.).
В тоталитарном государстве отсутствовали институты и механизмы, которые могли бы заставить власти соблюдать даже самые куцые #M12291 841500049права#S граждан. В то же время Советскому Союзу принадлежит определенная заслуга в «популяризации» социально-экономических #M12291 841500049прав#S, многие из которых были восприняты по примеру СССР #M12291 841500960конституциями#S демократических стран.
Ситуация с правами человека в СССР стала меняться только в ходе перестройки с признанием необходимости #M12291 841501767формирования правового государства#S. Незадолго до распада СССР была принята Декларация #M12291 841500049прав#S человека и гражданина, а позднее российская Декларация #M12291 841500049прав#S и свобод человека и гражданина 1991 г., инкорпорированная затем в текст #M12291 841500960Конституции#S РСФСР (РФ) 1978 г.
Окончательно международные стандарты прав человека в России утвердились с принятием #M12291 9004937Конституции РФ #S1993 г. #M12291 9004937Конституция#S исходит из того, что «человек, его #M12291 841500049права#S и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита #M12291 841500049прав#S и свобод человека и гражданина - #M12291 841502718обязанность#S государства» (ст. 2). Это положение является одной из #M12291 841502509основ конституционного строя#S России.
Важной чертой действующей Конституции является «признание субъектом прав и свобод индивидуально каждого конкретного человека, а не только коллективного субъекта, как прежде, в виде трудящегося и эксплуатируемого народа или просто народа впоследствии. Естественно, что коллективный субъект как таковой отрицаться не должен и не отрицается, если это признание не ведет к игнорированию индивидуальных прав и свобод каждого человека, признания его самоценности» [16].
#M12291 841500049Правам#S и свободам человека и гражданина посвящена #M12293 6 9004937 1540216064 78 2384949384 4 1679589799 2645373932 4 567846718Глава 2 Конституции РФ (#Sст.ст. 17-64). В соответствии со ст. 17 «1. В Российской #M12291 841501740Федерации#S признаются и гарантируются #M12291 841500049права#S и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и #M12291 841502657нормам международного права#S и в соответствии с настоящей #M12291 9004937Конституцией.
#S2. Основные #M12291 841500049права#S и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление #M12291 841500049прав#S и свобод человека и гражданина не должно нарушать #M12291 841500049права#S и свободы других лиц».
Таким образом, создатели #M12291 9004937Конституции РФ (#Sв отличие от #M12291 841500258авторов#S советских #M12291 9004937конституций) #Sисходили из #M12291 841502312естественно-правовой теории#S, согласно которой основными #M12291 841500049правами#S человека наделяет не государство, а сама природа.
Конституционные права, свободы и обязанности всегда представляют собой систему.
Права человека прежде всего принято делить на абсолютные и относительные. Ограничение или временное приостановление первых не допускается в демократическом государстве ни при каких обстоятельствах.
Абсолютными являются такие фундаментальные личные права человека как #M12291 841500207право на жизнь#S, #M12291 841500049право#S не подвергаться #M12291 841501988пыткам#S, насилию, другому жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или #M12291 841502453наказанию#S, #M12291 841500212право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго#S #M12291 841500212имени#S, #M12291 841501216свободу совести#S, #M12291 841501201свободу вероисповедания#S, а также #M12291 841500049право#S на судебную защиту, #M12291 841500120правосудие#S и связанные с ними важнейшие #M12291 841501971процессуальные права#S. Все остальные права человека являются относительными и могут быть ограничены или приостановлены на определенный срок в случае введения режимов чрезвычайного или #M12291 841501459военного положения#S.
Общепризнанным является деление прав человека на личные (по международной терминологии - гражданские), политические, социальные, экономические, культурные, экологические. Причем этот список постепенно пополняется по мере исторического прогресса общества.
Наряду с индивидуальными правами (правами человека) существуют право народа, право нации, право общности, ассоциации, то есть коллективные права. Они не являются естественными правами, поскольку «формулируются и кристаллизуются по мере становления интересов той или иной общности или коллектива»[17]. Их нельзя рассматривать как сумму индивидуальных прав лиц, входящих в ту или иную общность или коллектив. Они имеют качественно иные свойства, определяемые целями и интересами коллективного образования. Однако как бы ни были многообразны эти права, их правомерность должна неизменно проходить проверку «человеческим измерениям» – правами индивида. Коллективные права никогда не должны игнорировать права человека, противоречить им либо подавлять их (исключением являются чрезвычайные ситуации, представляющие угрозу жизни народа, нации).
Политические, гражданские, трудовые, социальные, культурные и другие права человека – это «не дар государства, правительства, политической партии или ее лидера, а суверенный, не отчуждаемый атрибут каждого человека, каждой личности, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, вероисповедания, политических взглядов и убеждений, социального происхождения или имущественного положения; не народ существует для государства и правительства, а государство и правительство – для народа, не народ для конституции, а конституция для народа»[18].