При этом согласно ст. 28 и 29 Закона о рынке ценных бумаг объектами этих прав служат сами ценные бумаги, а не закрепляемые ими права. Бездокументарные ценные бумаги объектом вещного права не являются.
Денежные средства (деньги) могут быть признаны объектами вещного права лишь в исключительных случаях, когда их индивидуальный характер не вызывает сомнений (коллекция монет, банкнот и т.п.). В частности, безналичные денежные средства, находящиеся в банке по договору банковского счета (ст. 845 ГК), не являются собственностью владельца, а представляют собой обязательственное право требования последнего к банку.
3) требования, вытекающие из вещных прав, подлежат преимущественному удовлетворению по сравнению с требованиями, вытекающими из обязательственных прав;
4) вещному праву присуще право следования;
5) вещные права пользуются абсолютной защитой.
Не все указанные признаки могут быть отнесены только к вещным правам. Например, вещи могут быть объектом не только вещных, но и обязательственных прав. В то же время объекты вещных прав далеко не всегда сводятся к вещи.
Из всех вышеперечисленных признаков законодательно закреплено только два (п. 3 и п. 4 ст. 216 ГК):
право следования;
Переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения других вещных прав на это имущество. Иными словами, право следует за вещью. Отсюда и обозначение этого признака: право следования. Так, залог сохраняется при переходе права на заложенное имущество к другому лицу (ст. 353 ГК). Или, например, собственник вещи, выбывшей из владения помимо его воли, продолжает оставаться собственником и вправе истребовать вещь из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК, за исключением случаев, предусмотренных ст. 302 ГК).
Кроме всего прочего, переход вещного права на движимую вещь по общему правилу государственной регистрации не требует.
абсолютный характер защиты
Права лица, не являющегося собственником, защищаются от их нарушения любым лицом в порядке, предусмотренном ст. 305 ГК. Согласно ст. 305 ГК владелец, не являющийся собственником, но имеющий право на владение имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, пользуется против третьих лиц той же защитой, что и собственник. Защита предоставляется ему и против самого собственника.
Касаясь вещного права, необходимо отметить, что носитель вещного права находится не только в абсолютном правоотношении со всеми третьими лицами, но и в относительном правоотношении с собственником, каковы бы ни были основания возникновения и юридическая природа указанного правоотношения. Так, носитель права хозяйственного ведения или права оперативного управления находится в правоотношении с собственником соответствующего имущества.
Носитель вещного права может находиться в относительных правоотношениях и с третьими лицами. В случаях, предусмотренных законом, относительные правоотношения могут возникать и между носителями однородных по своей юридической природе вещных прав (например, между участниками общей собственности).
Согласно п. 2 ст. 216 ГК вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества.
В действующем законодательстве классификация вещных прав по существу отсутствует, поскольку перечень указанных прав, к тому же примерный[3], заменить ее не может.
Членение вещных прав может производиться по самым различным основаниям. Вне его должно оставаться лишь право собственности, поскольку все остальные вещные права от него, так или иначе, производны.
В числе вещных могут быть выделены права, которые привязаны к определенному имуществу (например, к земельному участку) и права, которые приурочены к определенному лицу (например, право пожизненного проживания в чужом доме); вещные права, которые установлены в публичных интересах (например публичные сервитуты), и права, которые установлены в частных интересах (например, право пожизненного наследуемого владения земельным участком); права, которые предоставляют право пользования чужой вещью в известном ограниченном отношении (например, сервитуты), и права, которые предоставляют право распоряжения чужой вещью (например, ипотека).
Вещные права можно классифицировать по основаниям их возникновения (по договору, одностороннему волеизъявлению, судебному решению и т.д.) и прекращения (например, в случае гибели вещи, обремененной сервитутом, совпадения в одном лице права собственности как на участок, обремененный сервитутом, так и на господствующий участок и т.д.).
Ю.К.Толстой и А.П.Сергеев[4], ставят вопрос, оправдано ли вычленение категории вещных прав, если критерии, с помощью которых можно было бы четко определить место вещных прав в ряду других гражданских прав, до сих пор не найдены.
Они отмечают, что: «... в известной мере категория вещных прав находится в том же положении, что и другая, не менее уязвимая категория — интеллектуальная собственность, которая широко используется в международных конвенциях и признана в отечественном законодательстве. Тем не менее, многие исследователи отмечают, что интеллектуальная собственность — это скорее литературный образ, нежели точный юридический термин. По-видимому, то же можно сказать и о вещном праве. Приживется ли эта категория в нашем законодательстве, покажет будущее».
Конец цитаты.
Тем не менее, по каким бы основаниям ни классифицировались вещные права, и какова бы ни была их природа положения о вещных правах, сосредоточенные в правовых актах иной отраслевой принадлежности, должны соответствовать Гражданскому кодексу (абз. 2 п. 2 ст. 3).
2 вопрос:
Провести сравнительный анализ действующего гражданского законодательства и законов РСФСР от 24.12.90 «О собственности в РСФСР» и от 25.12.90 «О предприятиях и предпринимательской деятельности».
Филиалы и представительства юридического лица.
Необходимо констатировать, что в недействующем в настоящее время Законе РСФСР «О собственности в РСФСР (в ред. Закона РФ от 24.06.92 N 3119-1, Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288) вопросы, связанные с филиалами и представительствами юридического лица не рассматриваются.
В Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (в ред. от 30.11.94 г.), действующем в настоящее время, филиалам и представительствам предприятия посвящена статья 14 настоящего Закона, которая так и называется: «Филиалы и представительства предприятия».
Согласно статьи 14 Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности»:
1. Предприятие имеет право учреждать представительства, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения с правом открытия текущих и расчетных счетов.
2. Согласование вопроса о размещении таких обособленных подразделений с соответствующими местными Советами народных депутатов производится в порядке, установленном для создания предприятия.
3. Филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения предприятий действуют на основании уставов и положений, утверждаемых предприятием.
4. Учреждение филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений на территории других союзных республик и государств может осуществляться в соответствии с законодательством по месту открытия предприятия, если иное не предусмотрено международными соглашениями.
Кроме того, вопросы, связанные с филиалами и представительствами юридического лица рассматриваются в статье 55 части I Гражданского кодекса РФ — «Представительства и филиалы»:
1. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
2. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
3. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.
Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая, введенный в действие с 1 января 1995 г., является одним из наиболее важных и крупных законов в условиях перехода страны к рыночным отношениям.
Кроме того, что ГК РФ ч.I вступил в действие позднее Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» в его последней редакции (от 30.11.94 г.), ГК РФ ч.I имеет большую юридическую силу.
В абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ говорится, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Таким образом, нормы Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» действуют в части, не противоречащей ст. 55 ГК РФ.
Анализируя положения о филиалах и представительствах Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и ст.55 ГК необходимо отметить, что: