2.2. При реформировании учетно-аналитической работы тоже должен быть использован данный подход. Некоторые шаги в этом направлении уже были предприняты. В частности, определенные новации были введены Постановлением Российского статистического агентства от 3 августа 1999 г. № 63 «Об утверждении форм единой государственной системы регистрации и учета преступлений». Вместе с тем, хотя в этом документе и был воспринят именно указанный метод по учету соответствующих статистических данных о совершаемых преступлениях, тем не менее, всех проблем это не решило. Так, например, несмотря на то, что в ст. 204 УК фактически объединены два преступления (дача предмета подкупа и получение предмета подкупа), в отчетности эти две разновидности коммерческого подкупа не разграничены. Исходя из изложенного, предлагается предусмотреть в самостоятельных графах статистической отчетности эти две разновидности указанного преступления. Это будет способствовать получению более полной информации о коммерческом подкупе и выработке мер по его профилактике.
2.3. Существенное значение в предупреждении преступлений, совершаемых в сфере деятельности коммерческих и иных организаций, по нашему мнению, имеет отказ от особого либерализма законодателя по отношению к наказаниям, предусмотренным за их совершение. Эту проблему затронул в своем выступлении на пленарном заседании Государственной Думы президент РФ В.В. Путин: «Говоря о коррупции, мы сужаем ее сферу, ограничиваясь только государственной службой. Почему коммерческий подкуп представляет собой значительно меньшую социальную, общественную опасность, чем получение взятки? Например, если деяние совершено в МПС, то чиновник наказывается более сурово, чем за то же самое, совершенное в РАО «Газпром» или в РАО «ЕЭС России», т.е. в акционерном обществе, но с государственным капиталом, деятельность которого не менее важна для государства. В этой связи просил бы присутствующих обратить внимание на санкции этих статей: за получение взятки (ст. 290 УК) – 12 лет лишения свободы, а за коммерческий подкуп – лишь пять лет лишения свободы»[50].
По результатам опроса сотрудников правоохранительных органов, государственных служащих и других слоев населения, проведенного А.Л. Омаровым, большинство респондентов также считают, что наказания за преступления, предусмотренные в гл. 23 УК, следует привести в соответствие с нормами гл. 30 УК.
2.4. Учитывая высокую латентность коммерческого подкупа и иных преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях необходимо использовать адекватные и эффективные меры оперативного характера, способствующие их выявлению и раскрытию. Полагаем, что в этой связи нужно воссоздать утраченные агентурные сети, широко применять другие формы оперативно-розыскной деятельности: наблюдение, прослушивание, эксперимент и др. Законодателю же необходимо принять правовые нормы, дающие более широкую возможность использовать результаты оперативно-розыскной деятельности[51].
3. Совершенствование мер воспитательного воздействия. Они призваны сыграть важную роль в формировании нравственных основ экономической деятельности в возрождении российских традиций деловой этики, в преодолении стереотипов уравнительного мышления, доставшегося от эпохи застоя и породившего потерю инициативности, боязнь нового. Здесь, по нашему мнению, может быть полезен положительный зарубежный опыт. В западном деловом мире давно известно, что отдельные злоупотребления служащих предприятий, приносящих сиюминутную прибыль, подрывают доверие, авторитет этого предприятия, приводят к долговременным экономическим потерям. Этот опыт зарубежной практики нужно доводить до сведения представителей отечественного бизнеса[52].
Предпринимательство как особый вид деятельности и социальный феномен возрождается в определенной исторической и социальной средах. Нельзя не считаться с тем, что у значительной части населения идеология индивидуального успеха воспринимается как нечто чуждое коллективистской природе нашего общества, а рынок объявляется аморальным, тогда как аморальными могут быть лишь поступки людей, которые нарушают установленные правила поведения на экономическом рынке[53]. Необходимо изменение самого менталитета российского народа. Таким образом, сегодня назрела настоятельная потребность в постановке серьезных задач по формированию новой экономической культуры, этических и моральных норм, без которых невозможно существование современного общества, основанного на общечеловеческих ценностях, идеологическом и экономическом плюрализме, необходима государственная воспитательная программа, направленная на формирование здоровых рыночных отношений[54].
ГЛАВА 2.
Уголовно-правовая характеристика коммерческого подкупа
§ 1. Объективные признаки коммерческого подкупа
Непосредственным объектом коммерческого подкупа являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование службы в коммерческих и иных организациях, и соответствие интересам данной службы деятельности управленческого аппарата коммерческих организаций любой формы собственности, а также некоммерческих организаций, не являющихся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением[55]. Деятельность указанных структур должна соответствовать законодательству РФ и их учредительным документам.
Б.В. Коробейников уточняет, что вред непосредственному объекту в случаях совершения коммерческого подкупа может выражаться в нарушении оптимального осуществления организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, выполняемых лицом, на которое они возложены. Это, в свою очередь, влечет утрату доверия к конкретной коммерческой или иной организации со стороны контрагентов или клиентов, материально-финансовые потери в виде дополнительных затрат, недополучения возможной прибыли или прямых убытков[56].
С.В. Максимов наряду с основным непосредственным объектом коммерческого подкупа указывает также на дополнительный непосредственный объект в виде: а) общественного отношения, обеспечивающего равенство граждан перед законом; б) общественного отношения, обеспечивающего в части, относящейся к экономической деятельности, равенство его участников перед законом; в) общественного отношения, обеспечивающего формирование аппарата управления федеральными казенными предприятиями из некоррумпированных лиц[57]. Полагаем, что необходимо согласиться с Б.В. Волженкиным, который считает эти рассуждения несколько надуманные, хотя, конечно, управленческий работник, отдавая за вознаграждение незаконное предпочтение интересам того или иного гражданина или организации, нарушает интересы других[58]. Необходимо также сказать, что те общественные отношения, которые, по мнению С.В. Максимова, выступают в качестве дополнительного объекта, таковыми быть не могут, так как в теории уголовного права принято считать дополнительным непосредственным объектом такие общественные отношения которым причиняется вред наряду с основным непосредственным объектом, и которые указываются в конкретной уголовно-правовой норме. Если же какое-то общественное отношение терпит урон при посягательстве на основной непосредственный объект, однако оно не входит в конструкцию состава, его принято называть факультативным непосредственным объектом[59]. Поэтому те общественные отношения, которые С.В. Максимов называет дополнительным объектом, на самом деле составляют содержание факультативного объекта.
Предметом коммерческого подкупа являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, а также услуги[60] имущественного характера.
Под «деньгами» (валютой) Закон понимает как российские, так и иностранные денежные знаки, имеющие хождение, то есть находящиеся в финансовом обороте на момент совершения преступления.
«Ценной бумагой» в соответствии со ст. 142 ГК РФ является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление и передача которых возможны только при его предъявлении. К ценным бумагам относятся: чеки, векселя, облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, акции и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг (см. ст. 143 ГК).