Данное понятие, естественно, более полно охватывает проявления терроризма, однако отличается сложностью восприятия, нагромождением информации.
Ситуация с международно-правовым определением еще более сложная, что обусловлено участием в одном правовом документе нескольких стран с разными взглядами, идеологическими подходами и действием одновременно нескольких международных документов, подписанных разными группами государств и содержащих в себе различные дефиниции терроризма. Например, разнятся определения, предложенные Организацией американских государств и Шанхайской организацией сотрудничества. Учитывая то, что определение Шанхайской организации сотрудничества составлено относительно недавно – в 2001 г., стоит обратить на него внимание. Представляет интерес лишь его вторая часть – подпункт «б», поскольку первая часть отсылает нас к другому междунородно-правовому акту – Международной конвенции по борьбе с финансированием терроризма 1999 г. и сосредоточена на собственно международно-правовых особенностях исследуемого явления. Пункт «б» гласит следующее: «любое другое деяние, направленное на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, а также нанести значительный ущерб какому-либо материальному объекту, равно как организация, планирование такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить органы власти либо международную организацию совершить какое-либо действие или воздержатся от его совершения, и преследуемые в уголовно-правовом порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон».
Таким образом, в международном праве до сих пор нет единого определения терроризма, которое устраивало бы все страны и всех участников международных отношений, хотя попытки выработать такую дефиницию, точно выражающую содержание этого явления, предпринимаются постоянно.
В науке вопрос об определении терроризма также является остро дискуссионным. Проводятся исследования различных его аспектов: уголовно-правовых, международно-правовых, криминологических, криминалистических, оперативно-разыскных, исторических, социологических, психологических и других. Каждая грань исследуемого объекта важна и необходима для цельного восприятия (как для составления мозаики важен каждый пазл).
Исследованию тех или иных аспектов терроризма посвящены работы отечественных ученых-юристов и практических работников, среди которых Ю. М. Антонян, Т. С. Бояр-Созонович, О. В. Будницкий, В. В. Витюк, А. И. Долгова, В. П. Емельянов, И. И. Карпец, Е. Г. Ляхов, Л. В. Сердюк, В. В. Устинов и многие другие, а также зарубежные авторы А. Гейфман, М. Хильдермейер, Г.Й. Шнайдер и другие.
Термин «терроризм» трудно определить, поскольку он представляет собой сложное, многоаспектное явление социальной жизни, тяжело в едином определении раскрыть весь широчайший спектр террористических проявлений, тем более, что формы и тактика последних постоянно трансформируются. Большинство исследователей, занимавшихся данной проблемой, выработали собственные рабочие формулировки, которые удовлетворяли их целям и задачам. По подсчетам разных авторов, существует около 200 понятий терроризма. Таким образом, как верно подмечено, «существует столько определений терроризма, сколько и мнений на этот счет».
Подобным же образом обстоит дело с разграничением понятий «террор» и «терроризм». Однако логически верным представляется мнение виднейшего ученого д. ю. н., криминолога Ю. М. Антоняна, состоящее в том, что под террором следует понимать «реализацию терроризма в течение более или менее длительного времени и, как правило, на значительной территории и в отношении многих людей». Такой же точки зрения придерживается коллектив казанских авторов, которые в доказательство положения приводят как нельзя более точные слова польского ученого А. Бейнгарда: «Террор является насилием и устрашением, используемым объективно более сильным в отношении более слабых; терроризм – это насилие и устрашение, используемое в отношении более сильного». Аналогично разграничивает данные понятия и профессор Д. А. Шестаков, который пишет: «… под террором понимают устрашающие, агрессивные (связанные с лишением жизни, свободы, причинением вреда здоровью) действия легальных властей по отношению к населению собственной страны либо связанные с их вмешательством в другие страны. Терроризм же трактуется в качестве подобных действий, совершаемых в тех же целях, но не государством, а нелегитимными группами или отдельными людьми».
Рассмотрим следующие определения терроризма:
По В. П. Емельянову (зав. сектором НИИ изучения проблем преступности Академии правовых наук Украины, к. ю. н., специалист УП):
«Терроризм – это публично совершаемые общеопасные действия или угрозы таковыми, направленные на устрашение населения или социальных групп, в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого-либо решения или отказ от него в интересах террористов».
По В. Е. Петрищеву (д. ю. н., профессор, член экспертного совета Комитета по безопасности Государственной Думы Федерального Собрания РФ):
«Терроризм – это систематическое, или политически мотивированное, идеологически обоснованное использование насилия либо угроз применения такового, посредством которого чрез устрашение физических лиц осуществляется управление их поведением в выгодном для террористов направлении и достигаются преследуемые террористами цели».
По И.И. Карпецу (известный криминолог, д. ю. н., профессор, Москва):
«Терроризм – это международная или внутригосударственная организационная или иная деятельность, направленная на создание специальных организаций и групп для совершения убийств и покушений на убийства, нанесения телесных повреждений, применения насилия и захвата людей в качестве заложников, насильственного лишения человека свободы, сопряженного с глумлением над личностью, применением пыток, шантажа и т. д.»
Очень любопытно определение, данное Е. Г. Ляховым (д. ю. н., МВД России), который предлагает рассматривать терроризм «как одну из форм организованной преступности».
Основательным представляется определение, предложенное коллективом казанских авторов (Кофман Б. И., Миронов С. Н., Сафаров А. А., Сафиуллин Н. Х.):
«Терроризм – это система насильственных действий, не связанных с вооруженной конфронтацией с правительственными силами, для достижения определенных целей (политических, этнических, религиозных, территориальных, экономических и др.), отражающих интересы узкой группировки людей (не всего населения), через создание определенного социально-психологического климата путем устрашения населения, дестабилизации обстановки, нарушения общественной безопасности».
По Ю. М. Антоняну:
«Терроризм – это насилие, содержащее в себе угрозу другого, не менее жестокого насилия, для того, чтобы вызвать панику, нарушить и даже разрушить общественный порядок, внушить страх, заставить противника принять желаемое решение, вызвать политические и иные изменения… это устрашение смертью».
Близкие этому определения предлагают А. Г. Ткаченко, Л. А. Моджорян.
Аналогично разнятся дефиниции, данные зарубежными исследователями терроризма.
По Г. Й. Шнайдеру (руководитель института криминологии Вестфальского университета, ФРГ):
«Политический терроризм следует понимать как применение насилия или угрозы насилия против лиц или вещей ради достижения политических целей; он осуществляется отдельными лицами или группами лиц; действующими по поручению какого-то правительства или против какого-то правительства».
По М. Креншо:
«Терроризм – это социально и политически недопустимое насилие, направленное на невиновную символическую цель во имя достижения психологического эффекта».
Суммируя все вышеизложенное, отметим, что при всем многообразии определений, вопрос о точном криминологическом определении терроризма до сих пор остается открытым. Тем не менее, анализ дефиниций, предлагаемых отечественными и зарубежными авторами, свидетельствует о сходстве их мнений по поводу основных признаков терроризма.
Обобщим выделенные признаки:
1. применение в качестве основных методов, средств достижения цели насилия и устрашения;
2. публичность и гласность, пропагандистский характер террористических акций;
3. идеологизм террористических организаций, зачастую имеющий религиозный подтекст;
4. наличие масштабной цели, не всегда имеющей политический характер;
5. двойственный объект воздействия: непосредственный в виде материальных, культурных ценностей, определенных или случайных людей, и конечный, стратегический объект, которым является конституционный строй либо один из его элементов (территориальная целостность, порядок управления, экономическая мощь и т. д.).