Смекни!
smekni.com

Третейское разбирательство в суде (стр. 6 из 7)

Копии заявления и других приобщенных к нему документов передается ответчику, который в срок, определенный правилами третейского разбирательства либо до первого заседания третейс­кого суда (если этот срок правила не содержат) вправе предста­вить истцу и в суд отзыв на исковое заявление, изложив в нем свою позицию. Непредставление ответчиком отзыва, не является препятствием к рассмотрению спора и не считается признанием требований истца. Равным образом неявка без уважительных причин сторон (или их представителей) на заседание суда, если они были надлежащим образом извещены о его месте и времени, не препятствует- вынесению третейским судом решения по суще­ству спора.

Существенной новеллой Закона 2002 г. по сравнению с При­ложением № 3 ГПК РФ является наделение третейского суда полномочием распорядиться о принятии обеспечительных мер, если стороны не договорились об ином (ст. 25). После возникно­вения дела третейский суд по ходатайству любой из сторон может вынести определение об обеспечительных мерах в отношении предмета спора, которые он считает необходимыми. Однако та­кое определение само по себе не обладает принудительной силой. Для реализации обеспечительных мер заинтересованному лицу надлежит обратиться к компетентному государственному суду, ко­торый рассматривает и разрешает заявление по правилам ст. 139 - 146 ГПК РФ.

Статья 18 Закона 2002 г. значительно расширяет, по сравнению с ранее действовавшим законодательством, перечень основных начал третейского разбирательства: это законность, конфиденци­альность, независимость и беспристрастность третейских судей, диспозитивность, состязательность, равноправие сторон. Они конкретизируются в соответствующих статьях Закона.

С учетом принципа диспозитивности в ходе третейского раз­бирательства истец вправе изменить или дополнить свои исковые требования, а ответчик — возражения на иск. Ответчик также может подать встречный иск или потребовать зачета встречного тре­бования (ч. 5 ст. 23 и ст. 24 Закона).

Принцип состязательности реализован прежде всего в уста­новленном распределении обязанности доказывания. Каждая сто­рона должна доказать обстоятельства, на которых она основывает свои требования или возражения. Но определенной активностью наделен третейский суд, действующий в интересах обеспечения законности. Так, третейский суд вправе, если сочтет представлен­ные доказательства недостаточными, предложить сторонам пред­ставить дополнительные доказательства (ст. 26 Закона). Такого рода предложение должно быть не слишком общим, а конкрет­ным по содержанию с указанием каких именно доказательств и для установления каких фактов предмета доказывания не хватает. Принцип равноправия сторон находит нормативное закрепле­ние в ст. 27 Закона, предоставляющей каждой стороне равные возможности для изложения своей позиции и защиты своих прав и интересов.

Третейскому разбирательству органически присуще начало кон­фиденциальности, которое для процессов в государственных судах нехарактерно. Так, третейский суд рассматривает дело в закрытом заседании, на которое отдельные посторонние лица (обычно ста­жеры, практиканты) допускаются лишь с согласия сторон.

Место разбирательства дела определяется сторонами спора или третейским судом ad hoc, исходя из конкретных обстоя­тельств, с учетом удобства для заинтересованных лиц. В постоянно действующем третейском суде место рассмотрения дела определя­ется в соответствии с правилами этого суда (ст. 20 Закона). Участ­ники процесса должны своевременно извещаться о заседании третейского суда с использованием средств связи, обеспечиваю­щих фиксирование такого уведомления.

Рассмотрение третейским судом спора может завершиться не только его разрешением по существу, но и определением о пре­кращении производства по основаниям исчерпывающе обозначен­ным в ст. 38 Закона. Есть ряд одинаковых оснований прекращения производства в третейских судах и судах общей юрисдикции (ст. 220 ГПК РФ). Но имеют место и различия. Так, третейский суд не проверяет обоснованность отказа истца от иска (ср. с ч. 2 ст. 39 ГПК) и вместе с тем, несмотря на такой отказ, должен продолжить процесс по ходатайству ответчика, заинтересованного в вынесении I нормального решения по существу спора. Ликвидировать третейское разбирательство могут стороны по взаимному согласию и без указания каких-либо мотивов.

В случае гражданина, выступавшего стороной по делу, право­преемник его место автоматически не занимает и процесс в тре­тейском суде завершается без вынесения решения. Институт остав­ления заявления без рассмотрения (ст. 222—223 ГПК РФ) Закону о третейских судах неизвестен.

Вынесенное в третейском порядке решение подписывает состав суда. Судья, имеющий иное суждение по существу рассмотренного спора, может изложить его в письменном виде и приложить к ре­шению суда в качестве особого мнения. Поскольку особое мне­ние прилагается к решению, стороны могут с ним ознакомиться и использовать при оспаривании решения или возражении про­тив его принудительного исполнения (ст. 40 и 45 Закона).

Если третейское разбирательство осуществлялось коллегиально, то решение может быть подписано большинством судей состава третейского суда, а в отношении судей, не подписавших реше­ние, должна быть указана причина отсутствия подписей. Реше­ние считается принятым в месте третейского разбирательства и в день, когда оно подписано третейскими судьями, входящими в состав суда (ст. 33 Закона). Закон 2002 г. предоставляет третей­скому суду довольно широкую свободу объявлять сторонам толь­ко резолютивную часть решения, а полностью мотивированное решение направить сторонам в срок до 15 дней (ч. 1 ст. 32).

Форма и содержание решения непроизвольны. Они должны соответствовать требованиям ст. 33 Закона. В решении должны быть указаны: дата принятия решения, место третейского разби­рательства, состав третейского суда и порядок его формирования, наименование участников спора, обоснование компетенции тре­тейского суда, требования истца и возражения ответчика, хода­тайства сторон, обстоятельства дела, установленные судом; дока­зательства, на которых основаны выводы третейского суда об этих обстоятельствах, законодательство, которым суд руковод­ствовался при принятии решения, содержание принятого реше­ния, распределение расходов, связанных с рассмотрением дела; при необходимости — срок и порядок исполнения принятого ре­шения.[11]

Однако не исключен и другой вариант. Стороны, заключив­шие мировое соглашение, могут заявить ходатайство о включе­нии его условий в решение. Третейский суд такое ходатайство удовлетворяет, обязательно проверив соответствие соглашения правовым нормативным актам и отсутствие нарушения прав и охраняемых законом интересов других субъектов. Если такое хо­датайство не заявлено или стороны просто сообщают суду об урегулировании спора и даже не предъявляют текста мировой сделки, третейское производство прекращается определением (ч. 3 ст. 32, ст 38 Закона).

Нормальное решение третейского суда должно основываться на всех обстоятельствах дела, имеющих юридическое значение, подтвержденных исследованными доказательствами. Оценив пред­ставленные доказательства, суд должен прийти к правильным и однозначным выводам. Третейский суд руководствуется Консти­туцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, норма­тивными правовыми актами федеральных органов исполнитель­ной власти и нормативными правовыми актами субъектов Рос­сийской Федерации и органов местного самоуправления, между­народными договорами РФ и иными нормативными правовыми актами, действующими на территории РФ. В случаях, когда меж­дународным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются пра­вила международного договора. Наконец, если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права, обычаями делового обо­рота и точно не определены соглашением сторон, третейский суд обращается к аналогии закона или аналогии права (ст. 6 Закона). Каждая сторона получает экземпляр полного решения. Обна­руженные в решении арифметические ошибки, опечатки, иные технические погрешности исправляются по ходатайствам сторон или по инициативе суда (ст. 36 Закона).[12]

Неясность решения создает трудности для его понимания и реализации, чтобы этого избежать у стороны есть право обратиться в течение 10 дней после получения решения в тот же третейский суд за разъяснениями с уведомлением другой стороны. Третейский суд в такой же срок после получения ходатайства дает разъясне­ние, не изменяя содержания решения. Вынесенное определение считается неотъемлемой составной частью решения (ст. 35 За­кона).

Неполнота решения возникает в случаях, когда некоторые тре­бования заявлялись, однако не получили отражения в оконча­тельном решении суда. Здесь по ходатайству одной из сторон, заявленному в течение 10 дней после получения решения, тре­тейский суд в десятидневный срок обязан провести заседание с уведомлением всех заинтересованных лиц и при обнаружении пробелов ликвидировать их дополнительным решением, которое органически входит в решение первоначальное.

Заключение

На сегодняшний день в России третейское разбирательство в целом урегулировано. Два федеральных закона - "О международном коммерческом арбитраже" и "О третейских судах в Российской Федерации", а также согласованные изменения в процессуальных кодексах (Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации) регламентируют все основные вопросы статуса, деятельности третейских судов, как международных, так и "внутренних", а также вопросы оспаривания и исполнения принятых ими решений.