Смекни!
smekni.com

Референдум как основная форма непосредственной демократии (стр. 3 из 4)

Принцип всеобщего волеизъявления предполагает, что право на участие в референдуме имеют липа, обладающие активным избира­тельным правом. Если в выборах верхней и нижней палат парла­мента участвует разный круг избирателей, то при проведении обще­национального референдума право голоса имеют лица, обладающие активным избирательным правом по выборам нижней палаты. На­пример, согласно Конституции Италии 1947 года в референдуме участвуют все граждане, правомочные участвовать в выборах Пала­ты депутатов (в ее выборах участвуют совершеннолетние граждане, а то время как в выборах Сената - граждане, достигшие 25 лет). Чаше всего в референдуме вправе принимать участие совершенно­летние, дееспособные граждане за некоторыми указанными в зако­не исключениями (например, это лица, содержащиеся в местах ли­шения свободы, липа, лишенные судом избирательных прав).

Равное волеизъявление характеризуется тем, что каждый голо­сующий имеет только один голос при решении каждого вопроса на референдуме. Непосредственное или прямое голосование означа­ет, что граждане голосуют за предлагаемое решение вопроса или против него лично. Наконец, голосование производится на рефе­рендуме только тайно, то есть в специальной кабине или комнате, где по общему правилу запрещено присутствие кого бы то ни было, кроме самого избирателя. [3, c. 177-178]

5. Референдум в зарубежных странах

В отличие от выборов, которые имеют по существу универсальный характер, референдум предусмотрен не во всех странах. К тому же сфера его применения в разных странах различна, а масшта­бы соответствующей практики зависят от политической традиции. Например, в Бельгии, Люксембурге, Нидерландах институт референдума вообще не существует, а в Канаде, США и ФРГ референдум возможен лишь на уровне субъектов федерации и (или) на местном уровне.

В начале XIX ст. во Франции были проведены голосования избирате­лей по месту проживания относительно статусов Наполеона Бонапарта (в 1802 г. -пожизненного консула, в 1804 г. -императора). Такие голосо­вания, как и проведенные ранее, имели форму подписи в списке избира­телей, то есть проводились открыто. Именно эти голосования впервые в новые исторические времена получили название плебисцита.

В Швейцарии и США в конституциях и законодательстве для соответствующих целей впервые стали употреблять термин «референ­дум». В конце XIX - в начале XX ст. в Австралии на референдумах бы­ли утверждены конституции штатов и федеральная конституция.

В советский период существовало неоднозначное отношение к рефе­рендуму, хотя возможность его проведения предусматривалась так назы­ваемыми конституциями развитого социализма. При этом ключевое зна­чение имело обычно не оглашаемое предположение, что референдум мо­жет восприниматься как своеобразная альтернатива советам, функцио­нирование которых, согласно теории советской власти, отождествлялось с народовластием. В то же самое время одним из свидетельств развития «социалистической демократии» считали проведение всенародных об­суждений.

Референдум приоб­рел характер ординарного способа принятия или утверждения основно­го закона. В Европе непосредственно на референдуме приняты действующие конституции Азербайджана. Албании. Андорры, Армении, Ирландии, Литвы. России. Турции, Франции. Швейцарии и Эстонии. Таким же способом приняты или полностью ревизованы ос­новные законы в большинстве постсоветских стран.

В Испании, Польше и Сербии на референдуме утверждены конститу­ции которые были предварительно одобрены парламентом, а в Румынии – учредительным собранием.

Распространенной является практика проведения референдума относительно внесения изменений в основной закон. Во многих странах такому референдуму (обязательному или факультативному) предшеству­ет одобрение изменений парламентом или учредительным собранием.

Соответствующий характер имеет конституционный референдум в Австрии, Албании, Андорре. Ирландии. Испании, Италии, Латвии, Молдове, Польше, Румынии, Сербии, Словении. Турции. Укра­ине и Франции. На референдуме должны утверждаться одобренные за­конодательным органом или конвентом изменения в конституцию во всех штатах США, за исключением штата Делавер.

Как способ непосредственного внесения любых изменений в консти­туцию референдум установлен только в некоторых странах, прежде все­го постсоветских (Армения, Таджикистан). Среди развитых стран внесе­ние изменений в конституцию непосредственно на референдуме предус­мотрено в Швейцарии.

В Азербайджане прямым результатом референдума может быть вне­сение в основной закон изменений, а соответствующие дополнения уполномочен принимать парламент. В Беларуси, Колумбии, Литве, Эсто­нии и в ряде других стран непосредственно на референдуме могут быть внесены изменения в отдельные разделы или статьи конституции.

Применение референдума как способа принятия или утверждения но­вой конституции или внесения изменений в действующую нередко име­ет характер политико-правовой традиции. Чаще всего конституционные референдумы проводились в США и Швейцарии.

В некоторых штатах США принятие новой конституции или пере­смотр действующей требуют проведения двух референдумов. Тут законо­дательный орган может вынести на референдум вопрос о целесообразно­сти конституционной реформы, и в случае его положительного решения он постановляет о проведении выборов в конвент. Последний уполномочен разработать и предварительно одобрить соответствующий проект. Одобренный конвентом проект утверждается еще на одном референдуме.

Наименее распространена практика проведения предварительного за­конодательного референдума, когда на народное голосование выносят соответствующий законопроект. Разнообразием процедур отличается предварительный референдум, предметом которого является принятый парламентом, но не вступивший в силу закон. В Европе проведение та­кого референдума допускается по конституциям Австрии, Дании, Ирлан­дии. Латвии и Лихтенштейна.

Последующий законодательный референдум обычно проводится по процедуре народного вето. Современная процедура народного вето дела­ет возможным отмену на референдуме, который проводится по инициа­тиве установленного количества граждан, имеющих право голоса, уже принятого парламентом, но еще официально не опубликованного, закона (Албания, Италия, Лихтенштейн, США и Швейцария).

Впервые возможность проведения референ­дума относительно досрочного прекращения полномочий относительно президента (по решению парламента) была предус­мотрена в Конституции Германии 1919 г. При этом такой референдум практически не проводился в странах, где он предусмотрен, из-за его «радикальности», которая может стать причиной дестабилизации всей политической системы общества.

В Латвии конституционно оговорена возможность проведения по ре­шению президента референдума относительно роспуска парламента.

В Азербайджане факультативный референ­дум относительно внесения изменений в конституцию может быть на­значен по усмотрению как парламента, так и президента. В Парагвае со­ответствующий обязательный референдум должен назначать государ­ственный орган, называемый избирательным судом.

В Туркменистане референдум относительно роспуска парламента на­значается президентом согласно решения, принятого «высшим предста­вительным органом власти» (народным советом). В Египте референдум относительно досрочного прекращения полномочий законодательного органа назначается по усмотрению президента.

В наши дни народный роспуск установлен в основных законах Лих­тенштейна, отдельных кантонов Швейцарии и земель ФРГ.

В Лихтенштейне проведение референдума может быть инициировано установленным количеством местных представительных органов власти, в Италии - представительных органов территориальных автономий, а в Палау и Швейцарии - законодательных органов субъектов федерации.

В Венгрии, Дании и Словении референдум назначается по инициати­ве трети депутатского корпуса, а в Италии - одной пятой от общего со­става любой го палат парламента. Признание за депутатами права ини­циировать проведение референдума усиливает позиции парламентской оппозиции.

Консультативным может быть даже консти­туционный референдум. В частности, в отдельных штатах США предус­мотрен периодический (с интервалом до двадцати лет) опрос граждан по вопросу необходимости пересмотра основного закона.

Характер решений, принятых на референдуме, в отдельных случаях зависит от количества участников соответствующего голосования. Так в Восточном Тиморе, Польше и Португалии результат референдума явля­ется юридически обязательным только когда в голосовании приняли уча­стие больше половины тех, кто имеет право голоса. Иначе такое голосо­вание трактуют как совещательный опрос.

Основные законы нередко включают оговорки относительно недопус­тимости вынесения на референдум определенных вопросов. Например, в таких европейских странах, как Албания, Венгрия, Греция, Дания, Пор­тугалия, Сербия, Словакия, Украина и Эстония, предметом референдума не могут быть вопросы (законопроекты по вопросам) налогов, бюджета и некоторые другие, связанные с государственными финансами, а в Грузии, Венгрии, Италии, Сербии и Украине - вопросы амнистии. Включение в конституции таких оговорок обусловлено тем, что решение соответству­ющих вопросов традиционно относят к компетенции парламента. [6, c. 185-199]