Новым шагом в развитии организационно-управленческой мысли становится примат человека в системе источников саморазвития общества. Это не исключает признания того факта, что человек как существо биосоциальное является высшим продуктом эволюции природы, что его существование невозможно без окружающей среды, материального производства. Но не это главное в современном человеке. Главное - накопленные усилиями десятков и сотен поколений научные знания, культурное наследие, нормы нравственности, идеологические установки. Созданный человеком искусственный мир (включая средства и предметы труда) — не более чем материализированные организационный опыт, знания и труд, преобразующие окружающий мир применительно к потребностям и интересам общества. Утверждение «сознание определяет бытие» становится столь же правомерным, как и обратная аксиома «бытие определяет сознание». И с каждой очередной ступенью развития общества роль сознания, духовной жизни возрастает, социальное в человеке берет верх над биологическим. Это можно считать общесоциологической закономерностью развития теории организации на рубеже XX - XXI веков. Уходит в прошлое господство вульгарно материалистической доктрины, превращавшей человека в винтик, придаток саморазвивавшейся гигантской машинной системы. Человек - творец своего настоящего и будущего, вынужден считаться с законами окружающего мира, умело (или бездарно) использовать эти законы для достижения сознательно поставленных целей.
Лидирующая роль гуманитарных и общественных наук в системе истоков организации познания логично вытекает из сказанного. Так было на заре зарождения научного познания в Древней Греции, где главное внимание уделяли изучению человека, общества, роли государства, демократии. Так было и в средневековом обществе, где первенствовали теология, схоластика, философия, исторические и правовые науки, и лишь во времена научно-технических и промышленных революций XIX-XX вв. первенство перешло к естественным наукам, а в обществоведении - к экономическим, отражавшим реалии индустриального хозяйства.
Конец XX в, характеризуется становлением основ гуманистического постиндустриального общества, в связи с чем на передний план выдвигаются науки о человеке и обществе. От выяснения сути перемен, происходящих в потребностях и способностях человека, его знаниях, навыках, интересах: закономерностей народонаселения и его взаимоотношений с окружающей средой; тенденций динамики технологических систем: экономических и социально-политических отношений; духовного мира зависит будущее общества: сумеет ли оно дать достойный ответ на крупнейший в своей истории вызов, преодолеть самое опасное противоречие индустриальной эпохи - поляризацию богатства между народами, странами, социальными группами внутри государств. Если эта тенденция не будет остановлена и повернута вспять, то столкновение локальных цивилизаций в XXI и. может стать неизбежным, что грозит катастрофой для всего человечества и для биосферы и целом. Земля может вновь стать безжизненной планетой. Только гуманитарные и общественные науки могут вывести общество из этого прогнозируемого тупика, помочь выбрать новую систему глобальных и национальных приоритетов и создать эффективный организационный механизм их реализации.
Происходит смена лидеров и внутри системы общественных наук. Экономические науки уступают лидерство социологии и философии истории, которые помогают выявить главные причины и закономерности в хаосе катастрофических перемен переходного периода, с большей достоверностью предвидеть будущие сдвиги. Возрастает значение политологии, юридических наук, культурологии, организации.
В методологии обществоведения на первое место выходит познание закономерностей циклической динамики, социогенетики, эволюции общества. Н.Д. Кондратьев отмечал, что «основными разделами номографической экономической теории служат статика, динамика и генетика».[1]
Статика изучает структуру общества, взаимодействие образующих его элементов в состоянии покоя, точнее, относительно равновесного движения. Эта стадия познания необходима, без нее невозможно понять суть изучаемого объекта, его внутреннюю структуру, важнейшие взаимодействия. Но это только первый этап познания. Затем следует исследование закономерностей и тенденций развития общества, что неизбежно приводит к пониманию закономерной неравномерности движения, волнообразно-спиралевидной траектории, - центр тяжести переходит к выявлению циклической динамики, периодической смены кризисов, оживления, подъема, зрелости и снова кризиса. Обнаруживается всеобщность циклических ритмов, их многообразие, резонирующее взаимодействие. Это более высокая ступень развития обществоведения, но не последняя.
Вершиной познания тонких механизмов эволюции общества является социогенетика, позволяющая раскрыть суть и взаимодействие наследственности,
изменчивости и отбора в переходе общества от ступени к ступени, содержание и последствия саморазвития человечества.
На стадиях становления и зрелости индустриального общества преобладал статический подход к изучению различных его сторон, хотя уже тогда наблюдались элементы цикличной динамики и социогенетики.
Обострение противоречий, кризис преобладавшей парадигмы обществоведения в фазе заката индустриального общества послужили мощным толчком к исследованиям цикличной динамики и социогенетики. Их основателями являются: П. Сорокин. Н. Кондратьев, О. Шпенглер. Й. Шумпетер, А. Тойнби, А. Чижевский; вторая волна - Ф. Бродель. Г. Менш. У. Ростоу, А. Шлезингер, Э. Тоффлер, И. Дьяков, В. Келле, Л. Абалкин, В. Маевский, Ю. Яковец, Ю. Осипов.
Попытки объединить статический и динамический подходы предпринимаются современной эволюционной теорией, особенно в организации. Следовательно, само обществоведение, чтобы ответить на вызов эпохи и занять лидирующее место в системе наук, должно во многом преобразоваться, адекватно отражая структуру, циклическую динамику и генетику постиндустриальной цивилизации.
Центральное место в обществоведении начинает занимать теория трансформации переходных процессов, диагностики и предвидения, неизбежных в цикличной динамике кризисов и путей выхода из них с наименьшими потерями. Подобно медицине, которая дает возможность диагностировать разнообразные болезни организма и выбирать наиболее эффективные средства и способы их лечения, теория кризисов и трансформаций становится важнейшей составной частью теории организации в целом. Она помогает выявить диагностические признаки и причины кризисных потрясений, бифуркаций, катастроф, которыми столь богато общество переходного периода, прогнозировать ход и исход этих социальных болезней и выбирать эффективные методы их лечения.
Преобладающей тенденцией становится синтез званий, взаимное обогащение наук как внутри обществоведения, так и со смежными гуманитарными, общественными и техническими науками. Единая в античном обществе научная картина мира сменилась в средневековом и индустриальном стремительной дифференциацией наук, глубокой специализацией ученых. В переходные эпохи появлялись ученые-энциклопедисты (Аль-Бируни, Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов, К. Маркс, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский), но они были исключением, а не правилом. Углубленное разделение научного труда способствовало накоплению научных факторов и обобщений, но росли стена непонимания «на стыках» разных наук, их отчуждение друг от друга.
Для конца XX в. характерна новая волна синтеза наук. Это находит выражение в усилении резонансного взаимодействия различных научных школ, появлении «гибридных» наук на стыках различных отраслей знаний, усилении роли философии, истории, разработке общеметодологических проблем (теории циклов, социогенетики. синергетики, теории кризисов, теории организации), исходных подходах в использовании математических методов и т.п. Такая тенденция служит важнейшей предпосылкой научной революции, которая откроет дорогу для новой волны развития организационной мысли, так как теория организации - междисциплинарная наука, и она изучает достижения других наук с организационной точки зрения.
Интеграционные тенденции наблюдаются не только внутри системы общественных и гуманитарных наук, но и в смежных группах наук - естественных и технических. Здесь также происходит, хотя и не столько ярко выраженный, процесс смены парадигм, как общих, так и частных, формируя новую картину мира, процесс выбора между негативным и позитивным вариантами развития ноосферы, отражая развертывающийся процесс демилитаризации. В и юге общенаучной революции в начале следующего века сформируется система взглядов, адекватных постиндустриальному обществу, и в этой системе одно из ведущих мест будет принадлежать всеобщей теории организации.
Происходит перемещение географического эпицентра переворота в обществоведении, как это не раз случалось в прошлом. Эпицентром античной парадигмы были Средиземноморье. Древняя Греция, с последующим перемещением в Александрию, а затем — в Древний Рим. Затем наблюдалось новое перемещение эпицентра на Восток - в Византию, арабский мир. Среднюю Азию, Китай, Индию. Однако в годы научной революции XIV - XVII вв. и Ренессанса лидерство вернулось в Европу - Италию. Францию, Нидерланды. Великобританию, где были заложены фундаментальные основы индустриальной парадигмы обществоведения во всех его звеньях - экономике, философии, истории, социологии, праве, культурологии. При всем обилии и внешней несовместимости научных школ они отражали те или иные стороны или этапы формирования индустриальной цивилизации, присущие ей противоречивые механизмы саморазвития и самоорганизации.
Конец XX в. характеризуется новым движением маятника научного познания общества на Восток, прежде всего в Россию, которая становится эпицентром формирования постиндустриальной парадигмы обществоведения.