* Обеспеченность кредитов составила: залог — 76%, поручительство — 23,5, гарантии — 0,5, необеспеченные — 15% от всех выданных сумм.
Государство отказалось от банковской монополии, но как видно не повернуло коммерческие банки лицом к проблемам экономики страны. Банковская система действует сама по себе, порой в интересах узкой группы лиц. Из наиболее возможных вложений средств (кредитование производства, прямые инвестиции в реальный сектор, рынки ценных бумаг, межбанковских кредитов и валюты, доверительное управление крупными предприятиями) банки выбирают те, которые дальше от производства. Они стремятся обслуживать экспортные операции, бюджетные деньги, размещают средства в зарубежных банках, т.е. вывозят капитал, осуществляют другие небанковские операции, уходя от кредитования инвестиций. Долгосрочные кредиты предприятиям в структуре активов банков сократились до 4—5%. Ряд крупных банков включился в процесс скупки контрольных пакетов акций, оказавшись в результате собственниками ведущих предприятий России. Однако банковское управление не привело к повышению эффективности производства.
В мире основным инструментом кредитной политики являются процентные ставки, это мощный рычаг всей экономической политики, вмешательства государства в рыночный процесс. Они влияют на инфляцию, инвестиционное кредитование, номинацию государственного долга, распределение денег между реальным и спекулятивным секторами.
Ужесточение денежной политики, удорожание кредита используются для ослабления инфляционного давления, компенсации потерь финансовых институтов из-за инфляции, удержания клиентуры. Но оно одновременно замедляет экономический рост и негативно сказывается на занятости населения.
Процентные ставки должны ориентироваться на уровень рентабельности промышленности, быть положительными, т.е. привязанными к уровням инфляции, валютного курса. Допустимы и отрицательные ставки (ниже уровня инфляции)*.
* В Китае доля инвестиций в ВВП — 1/3, процентная ставка отрицательная (номинальная ставка минус индекс инфляции равняется минус 10%).
Ставка рефинансирования Банка России составляет 33%. Такие проценты ставят барьеры движению денег в реальный сектор экономики, который неспособен занимать дороже 10—15%.
Низкие процентные ставки (до 4% годовых) были использованы Л. Эрхардом при послевоенном восстановлении экономики Германии. В Европе процентные ставки редко где превышают 3% годовых, а в Японии — всего лишь 0,15%. Федеральная резервная система США продает деньги за 6% годовых.
Европейский центральный банк (ЕЦБ) в апреле 1999 г. снизил учетную ставку на 0,5%, чтобы способствовать выходу экономики ЕС из застоя. А в ноябре 1999 г. ставка была повышена с 2,5 до 3% годовых (Банк Англии — до 5,5%) для удержания инфляции ниже 2%, что признается уровнем ценовой стабильности. Повышение ставки успокоило финансовый рынок, повысило привлекательность евровалюты.
Российское государство может использовать процентные ставки в интересах экономического роста, опираясь на особое положение Сбербанка РФ, который мобилизует около 70% всех вкладов населения, обладает высоким рейтингом, развитой филиальной сетью, государственными гарантиями по депозитам. Контрольный пакет акций Сбербанка принадлежит государству, что создает благоприятные условия для оживления кредитного рынка. Поскольку на процентные ставки Сбербанка ориентируются все другие банки, возможно удешевление кредитов в качестве государственной меры в интересах повышения инвестиционной активности в стране. Уровень рентабельности промышленности не превышает 6%. Пусть льготные ставки окажутся ниже инфляции, это эффективнее, чем возрождать ГКО и занимать деньги за рубежом.
Размеры получаемых вкладчиками средств при банкротстве банка
Страна | Год введения системы страхования | Максимальное страховое покрытие |
США | 1933 | 100 тыс. долл. |
Турция | 1960 | 3 млн тур. лир |
Индия | 1962 | 30 тыс. рупий |
Канада | 1967 | 60 тыс. канад. долл. |
Япония | 1971 | 10 млн иен |
Франция | 1980 | 400 тыс. франков |
Испания | 1980 | 1,5 млн пессет |
Великобритания | 1982 | 10 тыс. фунтов стерлингов |
Швейцария | 1984 | 30 тыс. франков |
Доверие к банкам в решающей степени формируется под влиянием политики государства. Хотя банки лопаются повсюду в мире, редко где от этого теряют частные вкладчики. В ряде стран после кризиса на возмещение ущерба расходуется 20—30% к объему ВВП. Страхование вкладов применяется в 50% стран мира. В США их защищает федеральная система страхования депозитов. В Германии, Франции, Австрии, Швейцарии действует принцип банковской солидарности, т.е. страховые фонды принадлежат банкам — участникам союзов, которые ими управляют, деньги выдаются, если в каком-то банке складывается тяжелая ситуация.
Государство должно действовать более эффективно, на основе общегосударственной концепции развития банковской системы, увязанной с приоритетами, направлениями развития реального сектора, потребностями в денежных потоках конкретных отраслей. Для увеличения кредитных ресурсов, особенно за счет средств населения, необходимо ввести государственную систему страхования вкладов.
5.5. Регулирование валютного курса
Валюты подразделяются на три группы:
1. Замкнутые валюты, сфера использования которых ограничена территорией страны.
2. Конвертируемые валюты, т.е. обратимые в другие валюты.
3. Ограниченно обратимые валюты, т.е. конвертируемые лишь в некоторые другие валюты (в пределах определенной валютной зоны).
В СССР монополия государства на валютные операции, внешние экономические связи предопределяла и замкнутость национальной валюты. В процессе реформирования монополия перестала существовать как ограничивающая свободу предпринимательства, введена конвертируемость рубля, валютный рынок.
Режим конвертируемости национальной валюты по всем видам текущих операций определяет ст. VIII Учредительного Соглашения (Устава) МВФ, которым на страны — члены МВФ налагаются соответствующие обязательства. В соответствии с Указом Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 721 Россия приняла на себя эти обязательства. Правительство РФ и Банк России реализуют меры, вытекающие из указанных международных обязательств, придерживаются рекомендаций МВФ.
Основой валютной политики государства является регулирование обменного курса рубля, т.е. цен иностранных валют, выраженных в рублях (валютных курсов). Валютный курс служит барометром состояния национальной денежной единицы, платежного баланса, влияет на макроэкономические показатели, доходные и расходные статьи государственного бюджета.
В условиях открытой экономики величина валютного курса затрагивает интересы буквально всех — от безработного до олигарха. Большая часть населения следит за информацией о валютном курсе и в зависимости от нее принимает финансовые решения, причем возможно прямо противоположного содержания: одни валюту продают, другие покупают, одни так действуют из-за того, что курс повысился, а другие — из-за того, что он понизился.
Таким образом, исходя из корпоративной или личной выгоды одни участники валютного рынка могут ее достигнуть на основе понижения, другие — повышения курса национальной валюты. Экспортерам и производителям, у которых мала доля импортного сырья и комплектующих, выгоден низкий курс рубля, так как повышается конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке и падает конкурентоспособность иностранных фирм на внутреннем рынке России. Низкий курс выгоден и зарубежным покупателям российских предприятий (предприятия в долларах дешевеют). Импортерам, населению нужен сильный рубль: больше можно приобрести иностранных товаров, выше покупательная способность заработной платы. Спекулянтам важно, чтобы как можно дольше сохранялась неопределенность, скачкообразное изменение курсов, они умело используют кризисные ситуации и заинтересованы в них. Больше всего спекулянты боятся гарантирования динамики курса.
Крепкая, устойчивая валюта всегда благо, но конкретно высокий или низкий курс может быть и полезным и вредным. Все зависит от валютного режима в стране, ситуации в экономике, соотношения между экспортом и импортом, целей, которые ставит курсовая политика.
Разноплановость отношений участников валютного рынка к курсу рубля убеждает, что Банк России не может отдать курсообразование во власть стихии, так как защищает национальные интересы на мировом рынке и выступает покупателем и продавцом валюты. Рыночное регулирование валютного курса безопасно лишь в ограниченных пределах, когда предложение валюты достаточно по сравнению со спросом на нее. Но увеличение предложения — это длительный путь, требующий привлечения частных инвестиций, вкладов населения, расширения экспорта. И пока он не пройден, государственное валютное регулирование обязательно.
Различают следующие виды валютного регулирования:
1. Жесткий фиксированный курс, включая модификацию в виде валютного совета (Аргентина, Литва, Эстония).
2. Управляемый фиксированный курс — коридор (Бразилия, Россия до 17 августа 1998 г. и др.).
3. Плавающий, в том числе свободный, управляемый с помощью периодических интервенций курс (США, Япония, Россия после 17 августа 1998 г. и др.).