Смекни!
smekni.com

Система государственного управления (стр. 63 из 94)

* На страны ОПЕК приходится 75% разведанных запасов нефти, 50% мировой добычи. При этом они пока проводят политику сдерживания роста нефтедобычи, что обусловливает высокий уровень мировых цен.

В мире широко применяются следующие формы участия го­сударства в нефтяной промышленности:

• государственные компании, объединяющие все стадии до­бычи, переработки и распределения нефтепродуктов (Ки­тай, Индия, Бразилия, Мексика, Саудовская Аравия);

• государственные компании, играющие решающую роль в геологоразведке, обустройстве месторождений (Франция Италия, Норвегия);

• доля государственной собственности не менее 50% (в стра­нах, где нефть является бюджетообразующей отраслью).

Из 20 лучших нефтяных компаний мирового уровня 12 на­ходятся полностью в государственной собственности. Обладая блокирующими пакетами нефтяных компаний, другие государ­ства эффективно регулируют ситуацию на рынках.

Норвегия добывает 170 млн т нефти и 50 млрд м3 газа. В Север­ном море построены 3 платформы (в каждую государство вложило 1 млрд долл.), оборудованные для проживания работающих со всеми удобствами (заработная плата — 12 тыс. долл./мес, бесплатное пита­ние); работа вахтовым методом (2 недели в море, 3 недели дома). Нефть вывозится танкерами в Великобританию, Францию, Нидерлан­ды и другие страны. Себестоимость добычи — 3—8 долл./баррель. Экспортируется 88% добываемой нефти, годовая выручка — около 23 млрд долл., 50% прибыли направляется в инвестиции для нефтега­зового комплекса. В 1972 г. создана компания «Статойл» (со 100%-м госучастием), ее доля при совместной разработке любого месторожде­ния на шельфе не может быть меньше 50%. Государство обеспечивает национальное управление нефтегазовым комплексом, участвует в соз­дании инфраструктуры, жестко контролирует доходы. Лицензии на разведку и подготовку к эксплуатации новых месторождений выдают парламент и королевский совет.

Западные нефтяные компании объединяются, сливаются чтобы быть сильнее в конкурентной борьбе («Бритиш Петролеум» с «Амоко», «Эксон» с «Мобил» и т.д.).

Иные тенденции характерны для нефтяных компаний России. Нефтяная промышленность раздроблена на мелкие компании и фактически отдана в частные руки. В 1992 г. был взят курс на создание 6-7 вертикально интегрированных компаний с кон­трольными пакетами в госсобственности и конвертацией акций приватизированных предприятий в единую акцию компании.

Однако появились частные компании — акционерные общест­ва нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения (производственно-коммерческий цикл от геологоразведки до бензоколонки), управляемые по типу хол­динга, но с большой самостоятельностью дочерних фирм. Ос­новные из них: нефтяная компания «ЛУКойл», нефтяная ком­пания «Юкос», «Оренбургская нефтяная компания», «Сибирско-Дальневосточная нефтяная компания», «Восточная нефтяная компания», нефтяная компания «Славнефть», нефтяная компа­ния «Норси-Ойл», «Сибирско-Уральская нефтегазохимическая компания», Тюменская нефтяная компания. Имеется немало мелких и средних компаний, добывающих в целом около 10% всего объема нефти.

Как распределяются акции крупнейшей компании «ЛУ­Койл», показано в таблице 6.3.

Таблица 6.3. Распределение акций компании «ЛУКойл», %

Акционеры

Акции

Обыкно­венные

Привиле­гирован­ные

Государство

30,00

Компания «Никойл»

15,58

0,13

Пенсионный фонд «ЛУКойл-Гранат»

10,65

Банк Нью-Йорка (номинальный держатель)

27,13

7,38

CS First Boston (номинальный держатель)

2,08

9,46

Прочие

14,56

83,03

Итого

100,00

100,00

Государство не располагает контрольным пакетом компании. Зарубежные акционеры владеют 33% акций. В целом по отрасли в госсобственности остались акции, контролирующие не более 10% нефтедобычи.

Многие предприятия являются структурно- и градообразующими, т.е. их деятельность определяет социально-экономическое состояние региона. Но собственники могут легко продать компа­нию, в том числе и иностранцам, оставив государству долги и социальную сферу.

В госсобственности фактически осталась одна крупная ком­пания — НК «Роснефть» (рис. 6.1). Она осуществляет поиск, разведку, добычу, переработку и реализацию нефти и газа, про­изводство и реализацию нефтепродуктов на основе заключения контракта с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Однако Правительство РФ уже предпринимало попытку продать «Роснефть». И, видимо, если найдется выгодный покупатель, сделка состоится.

Рис. 6.1. Организационная структура НК «Роснефть»

Государство сохраняет регулирующие функции в транспортировке и экспорте нефти, но и они используются не в полной мере в интересах национальной экономики.

Транспортировка нефти является естественной монополией. Обеспечивающая ее акционерная компания «Транснефть» принадлежит государству (100% голосующих акций). Почти 47 тыс. км магистральных трубопроводов проходят по территории 53 субъек­тов РФ и других стран. Нефтепроводы России являются составной частью мировой транспортной системы, по ним перекачивается в год 110 млн т от российских добывающих компаний*.

* «Труба» не загружена, так как строилась в СССР в расчете на перекачку 600 млн т, но добыча резко сократилась.

Транспортировка нефти осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Минэнерго России по согласованию с Межведомственной комиссией по регулированию вопросов, связанных с использованием системы магистральных нефтепро­водов и терминалов в морских портах для вывоза нефти за пре­делы Российской Федерации.

АК «Транснефть» подписывает с субъектами РФ, по террито­рии которых проходят трубопроводы, договоры о сотрудничестве. Компания помогает в техническом перевооружении предпри­ятий, гарантированном снабжении ГСМ в периоды посевных и уборочных работ. Субъекты РФ обязываются содействовать при­влечению инвестиций, предоставлять налоговые льготы и т.д.

По снабжению горючесмазочными материалами (ГСМ) все субъекты РФ разделены между нефтяными компаниями с уче­том территориального расположения. Компании обеспечивают фиксированные в контрактах поставки ГСМ при их обязатель­ной оплате по тарифам на перекачку, перевалку и налив нефти. Плата за транспортировку установлена в расчете за 1 т/км.

При исчислении себестоимости нефти добывающие компа­нии на транспортировку относят около 20% всех затрат, в том числе на счет «Транснефти» — лишь 5%, трубопроводов и пор­тов Украины, Литвы, Латвии — 15%, хотя по территории Рос­сии нефть проходит 3,5 тыс. км, а по территории других государств значительно меньше. Причина в том, что расценки за транспортировку по территории России ниже в 4 раза, чем по территории Балтии, в 5,4 раза, чем по Украине. Казахстанская и азербайджанская нефть перекачивается тоже по низким россий­ским тарифам*.

* Уровень и дифференциация тарифов в бывших республиках СССР предопре­делены межгосударственными соглашениями при распаде СССР.

Это в интересах не только других стран, но и частных рос­сийских нефтяных компаний, а «Транснефть» получает за пе­рекачку так мало, что не может поддерживать магистрали в нормальном состоянии. Почти 1/3 нефтепроводов имеет воз­раст 33 года; с дефектами труб — около 40%, с опасными де­фектами — 0,7%. Уже сейчас на замену устаревших труб нужно 18—20 млрд долл.*

* При эффективной регулярной диагностике можно не применять сплошную замену труб, а лишь устранять дефектные. В этом случае даже старые магистра­ли становятся долговечными.

Россия остается мировым экспортером нефти, вывозит поч­ти 50% от объема добычи (США ввозят более 50% потребляемой нефти — 400 млн т). Нефть стала основным бюджетообразующим товаром: ее доля в экспортной выручке — 25% (16,5 млрд долл.), т.е. в 2 раза больше, чем газа.

Экспортные квоты нефтяным компаниям устанавливает Минэнерго России. Квота равняется разнице между предпола­гаемым объемом добычи и поставкой на внутреннее потребление.

Экспорт целесообразен, если мировая цена покроет издерж­ки, налоги, акцизы и принесет прибыль.

Каждый уровень экспортных цен обусловливает соответст­вующее состояние экономики, отрасли и бюджета:

Цена,

долл./баррель

Экономическое состояние

10

12

13—14

более 14

Нижняя граница рентабельности; выживание за счет сокращения добычи нефти Появляется возможность поддерживать добычу на прежнем уровне Можно инвестировать средства в добычу Позволяет инвестировать средства в переработку нефти

Негативные прогнозы цен заставляют пересчитывать балан­сы производства и распределения нефти и искать резервы снижения затрат. В 1998 г. в странах Ближнего Востока из-за коле­бания цен на нефть бюджеты пересчитывались трижды. В Вели­кобритании нефтяная отрасль не является бюджетообразующей, но правительство снижало ряд налогов в преддверии падения цен на нефть. В России нефть гнала за рубеж еще и огромная разница между мировыми и внутренними ценами. Сейчас она уменьшается, так как внутренние цены растут независимо от динамики мировых цен. Когда мировые цены низкие, нефтяные компании стремятся компенсировать потери за счет внутрен­него рынка; когда они повышаются, компании устраивают де­фицит на внутреннем рынке, вынуждая поднимать цены и кор­ректируя закон спроса и предложения.