Конечно, при таком подходе может случиться, что к наследованию будет призван наследник, с которым наследодатель имел неприязненные отношения и которому он не стал бы оставлять наследство, но это скорее исключение из общего правила. Закрепляя ту или иную юридическую конструкцию, законодатель должен ориентироваться на типичные ситуации, а не на исключения из правил, хотя при этом и возможны издержки. К тому же наследодатель может обезопаситься от призвания к наследованию нежелательных для него наследников, составив завещание. Но если он этого не сделал (например, внезапная смерть или гибель в результате несчастного случая) и такой наследник будет все же призван к наследованию, то здесь уж ничего поделать нельзя. Это издержки, на которые приходится идти ради закрепления в законе юридической конструкции, в целом вполне оправданной и разумной.
Учет предполагаемой воли наследодателя имеет место и в случаях применения правил о приращении наследственных долей.
Наследодатель может указать в завещании другого наследника на тот случай, если назначенный им наследник умрет до открытия наследства или откажется от него. Но если наследодатель этого не сделал, доля отпавшего наследника перейдет к другим наследникам, которые призываются к наследованию по закону или по завещанию. Это правило опять-таки установлено исходя из предположения, что именно так долей отпавшего наследника распорядился бы сам наследодатель.
Принципы дозволительной направленности и диспозитивности действуют в наследственном праве не только по отношению к наследодателю, но и к наследникам, которым в случае призвания их к наследованию предоставляется свобода выбора. Они могут принять наследство, но могут и отказаться от него, причем если наследники ни прямо, ни косвенно не выразят желания принять наследство, то считается, что они от него отказались. Мотивы отказа от наследства могут быть самыми различными: как альтруистическими (дети отказываются от наследства после смерти отца, чтобы все наследство перешло к матери), так и основанными на трезвом расчете (наследство обременено долгами, и наследники считают, что нет смысла его принимать). Но при этом воля наследников должна формироваться и выражаться совершенно свободно, без какого бы то ни было давления извне. Если этого нет (например, на наследника оказывается физическое, психическое или иное давление, чтобы он отказался от наследства), то ни о какой свободе выбора наследника говорить не приходится. Волеизъявление наследника, поскольку оно не было свободным, независимо от того, направлено ли оно на принятие или на отказ от принятия наследства, может быть признано недействительным по основаниям признания сделок недействительными.
Завершающие принципы наследственного права носят охранительный характер, причем один из них является более общим по отношению к другому. Речь пойдет о принципе охраны основ правопорядка и нравственности, интересов наследодателя, наследников, иных физических и юридических лиц в отношениях по наследованию и о принципе охраны самого наследства от чьих бы то ни было противоправных или безнравственных посягательств.
Что касается первого принципа, то он по существу является сквозным и пронизывает все отношения по наследованию. Достаточно напомнить в связи с этим об отстранении от наследования недостойных наследников, которое производится прежде всего в целях охраны основ правопорядка и нравственности.
Охрана интересов наследодателя обеспечивается соблюдением тайны завещания, истолкованием содержания завещания в соответствии с действительной волей наследодателя, выполнением всех юридически обязательных распоряжений наследодателя по поводу наследства. Не менее важное значение придается и охране интересов наследников, в том числе в отношениях, где наследники в соответствии с универсальностью наследственного преемства выступают в качестве обязанных лиц.
В числе других физических и юридических лиц, интересы которых подлежат охране, следует назвать кредиторов наследодателя, а также отказополучателей, доверительных управляющих и т.д.
Наконец, второй охранительный принцип в наследственном праве, будучи производным от первого охранительного принципа, в известной мере имеет и самостоятельное значение. Он воплощается в системе норм, обеспечивающих охрану наследства и управление им, возмещение связанных с этим расходов, раздел имущества между наследниками и т.д.
От наследования в том смысле, в каком его характеристика была дана, следует отличать наследственное право как систему правовых норм, регулирующих отношения по наследованию. Подавляющую часть норм, из которых состоит наследственное право, составляют гражданско-правовые по своей юридической природе нормы. В то же время среди норм наследственного права встречаются и нормы иной отраслевой принадлежности, в том числе нормы процессуального права. К тому же юридическая природа норм далеко не всегда определяется их местом в системе нормативных актов. Так, нормы, определяющие порядок и форму совершения завещаний, могут быть отнесены к нормам как материального, так и процессуального права.
Отметим также, что применение норм наследственного права зачастую имеет место задолго до того, как открывается наследство. Гражданин может отправиться к нотариусу для составления завещания задолго до того, как придет его смертный час. К тому же он в любой момент может это завещание изменить, а то и вовсе отменить, составив новое завещание либо не составляя никакого другого. Во всех этих случаях до открытия наследства может быть еще очень далеко, но нормы наследственного права уже приведены в движение.
Действие законодательства о наследовании распространяется не только на отношения, возникающие в момент открытия наследства, но и на отношения, которые им предшествуют, а также на отношения, в ходе которых происходит оформление и осуществление наследственных прав, обеспечивается их защита. Когда гражданин оформляет завещание в нотариальной конторе, он подпадает под действие законодательства о наследовании, хотя наследственные правоотношения могут возникнуть еще очень не скоро, а сам завещатель его субъектом во всяком случае не будет. С другой стороны, когда наследник, принявший наследство, уплачивает пошлину за выдачу свидетельства о праве на наследство или налог, которым облагается наследство, он также находится в сфере действия законодательства о наследовании. Словом, круг отношений, на которые распространяется законодательство о наследовании, весьма широк, а это неизбежно сказывается на определении указанного понятия.
Законодательство о наследовании можно определить как систему правовых актов и включенных в эти акты норм и иных правовых положений, которые регулируют отношения по наследованию, т.е. отношения, возникающие в связи с открытием наследства, защитой, осуществлением и оформлением наследственных прав.
Законодательство о наследовании носит комплексный характер. В этом законодательстве наиболее высок удельный вес норм гражданского права. Нельзя, однако, сбрасывать со счетов и наличие в нем норм иной отраслевой принадлежности. Таковы нормы земельного, финансового, процессуального и ряда других отраслей права. Сфера действия законодательства о наследовании несколько шире, нежели наследственного права. Видимо, неслучайно соответствующий раздел во всех общих гражданско-правовых актах кодификационного типа (начиная с ГК РСФСР 1922 г.) называется "Наследственное право". И это оправданно. При ином его наименовании гражданское законодательство неизбежно вклинилось бы в смежные отрасли законодательства, что нежелательно, поскольку придало бы гражданскому законодательству характер комплексного.
Конституция РФ 1993 г. в отношении наследования ограничивается предельно кратким положением: право наследования гарантируется (ч. 4 ст. 35 Конституции РФ). Указанное положение помещено в норме, закрепляющей на конституционном уровне право частной собственности, что подчеркивает неразрывную связь права наследования с правом частной собственности граждан. Разумеется, приведенное выше положение Конституции РФ о праве наследования не является нормой прямого действия. Его конкретизация происходит на уровне отраслевого законодательства, в первую очередь гражданского, в котором определены основания, условия и порядок наследования.
Конституция РФ относит гражданское законодательство к исключительному ведению РФ. То же положение закреплено в ст. 3 ГК РФ. Из этого следует, что законодательство о наследовании в той части, в какой оно состоит из гражданско-правовых норм, относится к исключительному ведению РФ. Входящие в состав законодательства нормы иной отраслевой принадлежности могут устанавливаться не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ.
В п. 2 ст. 1110 ГК РФ устанавливается, что наследование регулируется ГК РФ и другими законами, а в случаях, предусмотренных законом, и иными нормативными актами.