Приняв наследство, наследники либо сами ставятся участниками хозяйственного товарищества или общества, либо приобретают право лишь на получение действительной стоимости доли уставного (складочного) капитала. Станут или нет наследники участниками коммерческой организации зависит не только от желания самих наследников, но и от того, каким образом решен вопрос о переходе доли уставного (складочного) капитала к наследникам в действующем законодательстве и учредительных документах этой организации.
В тех случаях, когда уставом общества предусмотрена необходимость получить согласие участников общества на переход доли к наследникам, такое согласие считается полученным, если в течение тридцати дней с момента обращения к участникам общества или в течение иного определенного уставом общества срока получено письменное согласие всех участников общества или не получено письменного отказа в согласии ни от одного из участников общества.
Согласно пункту 6 статьи 93 ГК РФ - если в учредительных документах предусмотрено, что переход доли к наследникам допускается только с согласия остальных участников общества, то наследникам может быть и отказано в переходе доли, но с обязательством выплаты действительной стоимости доли уставного капитала на день выплаты, или выдать на эту сумму имущество в натуре. Это могут быть и товарно-материальные ценности, и денежные средства. Порядок и условия такой компенсации определяются учредительными документами общества. При этом сама доля умершего переходит к обществу, которое согласно пункту 5 статьи 93 ГК РФ обязано либо распределить ее между оставшимися участниками или третьими лицами, либо уменьшить свой уставный капитал.
При отказе участников общества в согласии на переход доли к наследникам, если такое согласие необходимо доля переходит к обществу. При этом общество обязано в течение одного года с момента перехода доли к обществу (если меньший срок не предусмотрен уставом) выплатить наследникам умершего участника общества действительную стоимость доли, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню смерти, либо с их согласия выдать им в натуре имущество такой же стоимости.
Действительная стоимость доли (части доли) выплачивается за счет разницы между стоимостью чистых активов общества и размером его уставного капитала. В случае, если такой разницы недостаточно, общество обязано уменьшить свой уставный капитал на недостающую сумму (статья 23 Закона РФ “Об обществах с ограниченной ответственностью”)
Такой же порядок перехода доли уставного капитала к наследникам умершего участника общества с дополнительной ответственностью (пункт 3 статьи 95 ГК РФ).
“Особого внимания заслуживает вопрос о праве потенциальных наследников умершего учредителя общества на участие в управлении делами общества, в частности, на решение вопросов реорганизации общества до того момента, как они получат удостоверенное нотариальным органом свидетельство о праве на наследство. Решение этого вопроса становится особенно важным потому, что в силу пункта 1 статьи 92 ГК РФ общество с ограниченной ответственностью может быть реорганизовано только по единогласному решению всех его участников.”[38]
Статья 546 ГК РСФСР предусматривает два способа принятия наследства: путем предъявления нотариальному органу по месту открытия наследства заявления о его принятии; путем фактического вступления в его владение (осуществление любых действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом). При этом указанные действия должны быть осуществлены в течении шести месяцев со дня открытия наследства.
“Таким образом, наследники умершего члена общества вправе, не дожидаясь истечения шестимесячного срока, вступить в фактическое владение долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, которое, тем не менее, не означает появления у них прав на участие в общем собрании участников общества с ограниченной ответственностью для решения вопросов о преобразовании общества в другую организационно-правовую форму. Объясняется это, прежде всего, тем, что до выдачи нотариальным органом свидетельства о праве на наследство нельзя с уверенностью утверждать, что именно фактический владелец доли умершего участника общества с ограниченной ответственностью будет наследовать его долю в уставном капитале и тем самым претендовать на право включения в состав участников общества с ограниченной ответственностью.” [39]
Говорить об этом однозначно не представляется возможным, так как наследники умершего участника вступят в свои законные права только спустя шесть месяцев после смерти наследодателя.
В проекте части Ш ГК РФ в состав наследства участника общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью входит доля этого участника в уставном капитале общества, если уставом общества не предусмотрено, что такой переход доли к наследникам допускается только с согласия остальных участников общества. Отказ в согласии на переход доли влечет обязанность общества выплатить наследникам ее стоимость в установленном порядке (статья 1218).
Наследники акционеров акционерных обществ наследуют доли уставного капитала, выраженного акциями. Акция – это ценная бумага, которая также является объектом собственности. Акция подтверждает право акционера участвовать в управлении обществом (за исключением привилегированных акций), в распределении прибыли общества, в получении доли имущества общества пропорционально его вкладу в уставной капитал в случае ликвидации АО. Свободно обращающиеся ценные бумаги, как и акции обществ открытого типа, могут быть переданы по наследству. В завещании достаточно указать их номера, в случае отсутствия завещания ценные бумаги переходят по наследству, как и любое другое имущество.
Здесь важен не сам факт передачи данного вида ценных бумаг по наследству, а возможность реализации наследниками умершего перешедших к ним в порядке наследственного правопреемства прав акционеров.
При принятии наследства новый собственник должен переоформить акции на свое имя в реестре (списке) акционеров соответствующих акционерных обществ. Согласно российскому законодательству основное доказательство того, что он является акционером АО, - это выписка из реестра акционеров. Дело в том, что акции существуют не только в наличной (в виде ценных бумаг), но и безналичной форме – в виде записей на счетах (так называемые счета “депо”). В таком случае факт владения акциями подтверждает выписка из реестра акционеров. Многие АО вообще не выпускают акции, т.к. это очень дорогостоящее дело, и вместо акций выдают сертификат или свидетельство (или выписку из реестра акционеров), которые подтверждают право собственности на акции.
Не сложно представить ситуацию, когда обладатель акций умирает как раз накануне общего собрания акционеров. Право собственности наследников умершего акционера на акции еще не оформлено (так как свидетельство о праве на наследство выдается по истечении 6-месячного срока со дня открытия наследства), и, следовательно, в реестре акционеров отсутствует запись о том, что эти акции в порядке наследственного правопреемства принадлежат теперь кому-либо из наследников умершего. Возникает вопрос, как будут учитываться эти акции и кому будет принадлежать право голоса умершего акционера?
В юридической литературе можно найти мнения юристов на эту тему, которые, однако, не ссылаясь на конкретные нормы закона, сходятся во мнении, что до выдачи нотариальной конторой свидетельства о праве на наследство и внесения на этом основании в реестр акционеров акционерного общества имени нового собственника эти акции участия в голосовании не принимают[40]. Данное разрешение вопроса может быть и правильно в той ситуации, когда количество принадлежащих наследодателю акций невелико. Но что делать в случае, если умерший являлся собственником большого пакета акций акционерного общества и при голосовании на общем собрании акционеров по вопросам повестки дня его голоса играют существенную роль в судьбе того или иного принимаемого решения?
Хорошо, если в этом случае есть лишь единственный наследник по закону и по завещанию, который обращается в нотариальный орган с заявлением о принятии наследства, тем самым фактически вступая во владение наследственным имуществом, что порождает переход права собственности на это имущество в порядке статьи 546 ГК РСФСР. Но если наследников несколько?
В этом случае мне представляется правильным решение вопроса следующим путем. Так как 6-месячный срок со дня открытия наследства не истек и доля каждого из наследников в наследственной массе еще юридически не оформлена, то можно было бы предположить, что акции находятся в общей долевой собственности наследников умершего акционера. Тогда правомочия по голосованию на общем собрании акционеров осуществляются по усмотрению всех участников общей долевой собственности одним из них либо их общим представителем, полномочия которых должны быть надлежащим образом оформлены (статья 57 Закона “Об акционерных обществах” от 26.12.1995 г.)[41]. При этом правильно было бы дать указание нотариальным конторам в таких ситуациях выдавать справки о факте открытия наследства и о составе всех наследников как по закону, так и по завещанию, имеющих право на получение определенной доли в наследственной массе, с целью внесения в реестр акционеров акционерного общества изменений о собственнике данного количества акций.