Конституция 1993 года закрепила ряд основополагающих принципов организации местного самоуправления:
· право населения на местное самоуправление;
· самостоятельность в решении вопросов местного значения;
· обособленность органов местного самоуправления от органов государственной власти;
· принцип совместного ведения федерации и ее субъектов по вопросу установления общих принципов организации местного самоуправления.
Принятие Конституции РФ 1993 года, устанавливающей концептуально новые подходы к организации государственной власти и местного самоуправления, потребовало принятие нового закона о местном самоуправлении. В результате в 1995 году был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Исходя из конституционного принципа совместного ведения федерации и ее субъектов по вопросу установления общих принципов организации местного самоуправления, законы о местном самоуправлении со временем были приняты во всех субъектах РФ. Они отражали особенности, в первую очередь, территориальной организации местного самоуправления каждого региона России. Федеральный закон 1995 года, являясь результатом политического компромисса, имел определенные недостатки, основными из которых являлись:
· нечеткость в определении компетенции муниципальных образований;
· непроработанность механизмов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления;
· несоответствие финансовых ресурсов муниципалитетов реально исполняемым полномочиям.
В целом, большинство проблем стали следствием, прежде всего, опережающего характера формирования местного самоуправления, когда самоуправленческие институты возникли не в результате органического движения «снизу», а по инициативе «сверху».
Задача разрешения указанных проблем была поставлена перед Комиссией, образованной Президентом РФ. В ходе работы Комиссии идеи четкого установления полномочий для местного самоуправления, ликвидации «нефинансируемых мандатов» и безусловной передачи на местный уровень финансовых средств, предназначенных для исполнения полномочий, были дополнены фундаментальным положением о введении единой двухуровневой территориальной организации местного самоуправления во всех субъектах РФ.
По итогам работы Комиссии была разработана новая редакция Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Принятие этого Закона стало отправной точкой проходящей в настоящее время реформы местного самоуправления.
Принятый 6 октября 2003 года Федеральный закон №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определил общие правовые, территориальные, организационные и экономические правила становления местного самоуправления в России. Для введения в действие всех положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" был установлен переходный период до 2009 года. С 1 января 2009 года переходный период закончился, 131-й Федеральный закон вступил в полную силу.[6]
1.2 Понятие местного самоуправления России.
Конституция Российской Федерации провозглашает Россию демократическим государством. Одним из важнейших принципов демократического общества, одной из форм народовластия современной России является местное самоуправление. С деятельностью органов местного самоуправления неизбежно сталкивается каждый житель нашей страны, поскольку муниципальная власть наиболее приближена к гражданам и занята, прежде всего, решением их неотложных повседневных проблем.[7]
Местное самоуправление можно определить как самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения в решении вопросов местного значения.
Местное самоуправление - разновидность местного управления и одновременно как бы антипод всякому управлению извне, поскольку это самоуправление. В той или иной местности может иметь место управление гражданами "сверху", через представителей каких-то структур публичной власти более высокой иерархии, и самоуправление граждан, входящих в местное сообщество. Местное самоуправление - самоорганизация местного сообщества и управление его внутренними делами[8].
По мнению А. Я. Слива: "Местное самоуправление - это власть человека, точнее человеческих сообществ, волею судьбы проживающих вместе. Место, где проходит повседневная жизнь человека, - это не планета, не страна от океана до океана и даже не составная часть федеративной России. Это конкретный город, район, село, посёлок. Это место, где люди просыпаются и ложатся спать, работают и растят детей, идут под венец и хоронят стариков. Местное самоуправление - это власть местных людей, избираемая ими самими и им подконтрольная. При этом, разумеется, всякая власть, в том числе и местная должна подчиняться закону"[9].
Согласно ст. 2 Европейской хартии местного самоуправления[10], принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и по возможности в конституции страны.
В Конституции Российской федерации имеется особая глава о местном самоуправлении, в которой сформулированы основные принципы местного самоуправления, закреплены права и обязанности, возможности и формы ответственности органов местного самоуправления. Из Конституции также следует, что Федерация отдельным законом устанавливает общие принципы местного самоуправления.
Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, иных основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации и органов власти на местах. Конституция, признавая местное самоуправление в качестве необходимого элемента конституционной системы власти в государстве и обеспечивая его организационную обособленность и самостоятельность, устанавливает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, органы местного самоуправления не могут рассматриваться как структурное подразделение государственной системы управления. В силу этого государственные органы не вправе образовывать органы местного самоуправления, назначать их должностных лиц, отменять их решения (отмена данных решений возможна в судебном порядке). Организационное обособление местного самоуправления в общей системе управления обществом обеспечивается также и тем, что служащие органов местного самоуправления относятся законом к категории муниципальных служащих, а не государственных служащих, экономической основой деятельности местного самоуправления является не государственная, а муниципальная собственность и т.д.
Вместе с тем закрепляемый статьёй 12 Конституции РФ принцип организационного обособления и самостоятельности местного самоуправления в общей системе управления обществом и государством не означает, что органы местного самоуправления отделены от государства подобно религиозным объединениям. Органы государственной власти и органы местного самоуправления входят в единую систему публичной власти в государстве, установленную Конституцией, и тесно взаимодействуют друг с другом. Органы местного самоуправления наделены публично-властными полномочиями: они вправе издавать правовые акты, им могут делегироваться отдельные государственные полномочия. Вместе с тем это не свидетельствует об их государственной природе, так как публичная власть, как указал в одном из своих постановлений Конституционный Суд Российской Федерации, может быть и муниципальной.
Признание Конституцией Российской Федерации организационного обособления местного самоуправления в системе публичной власти предполагает выделение особой сферы местных вопросов, в которой органы местного самоуправления действуют самостоятельно и ответственны, прежде всего, перед населением. Пределы самостоятельности местного самоуправления определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации, их законами.
Конституция Российской Федерации, признавая самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий, закрепляет гарантии финансовой и экономической самостоятельности местного самоуправления, самостоятельности определения структуры органов местного самоуправления, судебной защиты прав местного самоуправления и др. Права местного самоуправления, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, не могут быть ограничены. Субъекты Российской Федерации, определяя на основе федерального законодательства правовую основу организации и деятельности местного самоуправления на всей территории, не могут снижать уровень федерального гарантирования самостоятельности местного самоуправления.
Таким образом, признание Конституцией Российской Федерации местного самоуправления одной из основ Конституционного строя, необходимым элементом организации и осуществления власти в государстве, а также закрепление принципа организационного обособления и самостоятельности местного самоуправления в пределах своих полномочий является важнейшей конституционной гарантией его развития в нашей стране.
Местное самоуправление - часть единой публичной власти народа, это самостоятельное и под свою ответственность (в том числе и материальную) решение вопросов местного значения. При этом органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, являясь органами публичной власти территориального коллектива, хотя государственные органы могут оказывать содействие органам местного самоуправления в осуществлении их полномочий.