Смекни!
smekni.com

Право в системе социального регулирования (стр. 2 из 46)

4) системностью. Ни одна правовая нормы не регулирует общественные отношения самостоятельно, все правовые нормы логически неразрывны, взаимосвязаны и соподчинены, они вытекают друг из друга, образуя целостную систему, называемую системой законодательства;

5) многократностью применения. Нормы права рассчитаны на регулирование не единичного отношения, а, напротив, неограниченного количества случаев, возникающих в типичных жизненных ситуациях;

6) гарантированностью государством. Реализация правовых норм обеспечивается авторитетом государства и возможностью применения государственного принуждения к лицам, которые нарушают правовые нормы или уклоняются от их исполнения.

Функции права

Право призвано быть стабилизирующим фактором общественного развития. В соответствии со своим предназначением правовые нормы выполняют в обществе следующие функции:

а) регулятивную, которая проявляется в способности

воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами;

б) охранительную, заключающуюся в способности охранять

положительные, общественно полезные и вытеснять вредные отношения;

в) гуманистическую, которая выражается в том, что право смягчает

возникающие в обществе социальные противоречия и конфликты;

г) воспитательную, отражающуюся в подготовке подрастающего

поколения к восприятию существующих в обществе ценностей и идеалов;

д) идеологическую, в рамках которой право способствует формированию в общественном сознании представлений о необходимых и желательных принципах и правилах поведения.

Место права в системе социальных норм

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с другими социальными нормами. В некоторых странах нормы права, морали, религиозные нормы могут даже совпадать между собой (запрет убийства, кражи).

Наиболее тесную взаимосвязь право имеет с моралью. С точки зрения современной системы ценностей, право должно соответствовать основным требованиям морали. Реализация правовых норм, их исполнение во многом обусловлено тем, насколько люди считают данные нормы справедливыми. В то же время, некоторые нормы права (в частности, уголовные нормы) непосредственно закрепляют в законе нормы моральные, подкрепляя их юридическими санкциями (например, запрещение лжесвидетельства). Однако в правовых нормах невозможно закрепить все без исключения требования морали. Связано это с тем, что нормы морали распространяют свое влияние на более широкую сферу отношений, нежели та, которая регулируется правом: они регулируют многие отношения, которые не подлежат правовому регулированию (отношения дружбы, любви и т. д.).

Соотношение права с нормами обычаев различно и зависит от того, как к последним относится государство. К некоторым из обычаев государство относится безразлично (например, к обычаю делать подарки на день рождения), с другими оно при помощи правовых норм борется, ограничивает сферу их действия либо запрещает (например, обычай многоженства запрещен нормами семейного права). С одной стороны, некоторые обычаи могут наделяться государством правовой санкцией и принимать форму правовых обычаев. Правовые обычаи фиксируются в юридических документах либо «молчаливо» признаются государством. В последнем случае они нигде не записываются, но всеми неукоснительно соблюдаются и обеспечиваются принудительной силой государства или органов местного самоуправления.

С другой стороны, правовые нормы, которые действительно выражают интересы населения и обеспечивают удовлетворение его потребностей, со временем входят в привычку и приобретают устойчивость, характерную для обычаев. В результате законопослушное поведение людей становится обычным и массовым явлением.

Что же касается взаимоотношения права и религии, то степень и характер взаимодействия правовых и религиозных норм зависит от правовой системы конкретной страны: в некоторых правовых системах эта связь настолько тесна, что ученые-юристы называют их религиозными правовыми системами. В таких странах религиозные нормы обеспечиваются принудительной силой государства и фактически превращаются в нормы права. Существуют также страны, в которых религиозные нормы действуют наряду с правовыми, дополняя последние и регулируя те вопросы, которые не охватываются правом (например, брачно-семейные отношения). Нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Например, Конституция Российской Федерации создает правовую основу для деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать любую религию. Религиозным объединениям может придаваться статус юридического лица, они вправе иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения.

Таким образом, право не является и не может являться единственным регулятором общественных отношений. Однако, устанавливая права и обязанности конкретных лиц и организаций, именно право вносит определенный порядок в общество и государство, создает предпосылки для их активности и эффективности, играет важную роль, развивая в людях чувства справедливости, добра и гуманности. В этом заключается ценность права для общества. Для отдельной, личности ценность права состоит в том, что оно способствует сознанию условий для нормальной жизни и всестороннего развития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и свободы человека, ограждает индивида от произвола со стороны государства.

Словарь Достоинство - самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, общественного значения.

Менталитет - особенности образа мышления человека или группы.

Неправомерный - нарушающий требования норм права.

Правомерный - соответствующий требованиям правовых норм.

Совесть - моральная категория, выражающая высшую форму способности личности к самоконтролю.

Теократическое государство - это такое государство, в котором высшая политическая и духовная власть сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви одновременно является и светским главой государства.

Честь - моральная категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества.

Вопросы:

■ 1. Что такое социальная норма?

■ 2. Какие виды социальных норм вы знаете?

■ 3. Приведите примеры известных вам обычаев, которые активно применяются в современной жизни.

■ 4. Какие нормы называют правовыми? Перечислите и раскройте признаки права.

■ 5. Какие функции право выполняет в обществе?

■ 6. Как правовые нормы взаимодействуют с другими видами социальных норм?

■ 7. В чем заключается социальная ценность права для общества и для отдельного индивида?

Практикум

♦ 1. Определите вид социальных норм, которые описаны ниже:

а) весной перед выгоном скотины в поле хозяева обходят свой двор с образом и ладаном, завершая это действо угощением пастухов;

б) мусульмане хоронят умерших в саване из белого полотна. Саван завязывается у головы и ног. Покойника слегка присаживают в нишу, которая вырыта в боковой стенке могилы, причем его лицо должно быть обязательно обращено к Мекке. Если умершего кладут в гроб, то последнего накрывают черным покрывалом и несут головой вперед. Покойник в гробу тоже обязательно должен быть похоронен лицом к Мекке. Памятников на могиле мусульмане не ставят, ограничиваясь каменным надгробьем в виде круглого или четырехгранного столба (большинство арабов не ставит даже надгробий, соблюдая древнее бедуинское правило, согласно которому «могила должна быть сровнена с землей таким образом, чтобы, сделав семь шагов в сторону, ее нельзя было отличить от окружающей почвы»);

в) при знакомстве младшие всегда должны первыми представляться старшим. Женщина, вне зависимости от возраста, первой не представляется мужчине (правда, возможны и исключения, например, если эта женщина - студентка, а мужчина - пожилой профессор);

г) трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях;

д) распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах, за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив, - влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;

е) поступай днем так, чтобы твой сон был спокоен, а в молодости так, чтобы старость твоя была спокойна.

♦ 2. Древнеримские юристы говорили: «Обычай ведет за собой того, кто хочет, закон тащит за собой того, кто не хочет». Объясните, как вы понимаете это выражение.

♦ 3. Прокомментируйте выражение Цицерона: «Несправедливые законы не создают право». Какое требование к правовым нормам оно содержит? ♦ 4. Обычай кровной мести существовал в Древней Руси достаточно долго. Сначала кровная месть исполнялась любым способным на это членом рода. Затем в Русской Правде возможность отомстить за убийство была ограничена - такое право предоставлялось только ближайшему кругу родственников убитого: «Если убьет свободный человек свободного, то (за него имеют право) мстить брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры; если кто не пожелает или не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого...» Впоследствии Ярослав Мудрый запретил кровную месть и заменил ее исключительно денежной платой. Как вы думаете, почему древнерусское государство сначала ограничило, а потом и запретило обычай кровной мести?