Разоружением принято считать комплекс мер, направленных на прекращение, наращивание средств ведения войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. Общая международно-правовая основа разоружения содержится в Уставе ООН[1]. Пункт[2] 1 ст. 11 относит "принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений" к числу "общих принципов сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности". Рассмотрение указанных принципов входит в компетенцию Генеральной Ассамблеи, которая выносит по этим вопросам рекомендации Совету Безопасности и государствам-членам ООН. Совет Безопасности несет ответственность за формулирование "планов создания системы регулирования вооружений" (ст. 26)[3]; в решении этой задачи ему содействует Военно-штабной комитет, который дает советы и оказывает помощь по вопросам, относящимся к "регулированию вооружений и возможному разоружению" (п.1 ст. 47)[4].
Основным источником права, в рассматриваемой области, являются международные договоры: универсальные (например, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.), региональные (Например, Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.), двусторонние (например, Договор между РФ и США о сокращении стратегических наступательных потенциалов 2002 г.). Договоры в этой области можно классифицировать и по их целям и объекту (договоры об ограничении вооружений или об ограничении деятельности, с ними связанной; договоры, касающиеся оружия массового уничтожения или относящиеся к обычным вооружениям).
Во все времена государства пытались не только обезопасить себя от захвата другими государствами, но также сами старались захватить близлежащие государства. Все время, используемое ими вооружение, претерпевало модернизацию, люди стремились создать такое оружие, которое сможет быстро и эффективно поражать противника притом в больших масштабах так называемое оружие массового поражения, это превратилось в гонку вооружения между странами. С середины XX в. Люди поняли, что данное оружие является угрозой к уничтожению всего живого на Земле, это положило начало созданию ООН 24 октября 1945г. Основной целью, которой было поддержание мира и безопасности во всем мире, развитие дружеских отношений между странами и оказание содействия социальному прогрессу, улучшение условий жизни и положения дел в области прав человека. Также в целях регулировании вооружения были подписаны такие договоры как:1959 — Договор об Антарктике предусматривает демилитаризацию континента и запрещает испытание любого вида оружия; 1963 — Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой1967 — Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне 1967 — Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1968 — Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и т.д.
В настоящее время ведется активная политика в области разоружения и нераспространения оружия. С 1979г. страны могут обсуждать данные вопросы на Конференции[5], являющейся единственным многосторонним переговорным форумом международного сообщества для выработки соглашений по разоружению. За последнее время Конференция успешно провела переговоры о заключении Конвенции по химическому оружию и Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Поскольку деятельность этого органа затрагивает интересы национальной безопасности государств, то его решения принимаются строго на основе консенсуса.
На последнем саммите государств – членов СБ ООН по ядерному разоружению и нераспространению созванное по инициативе Президента Соединённых Штатов Америки Барака Обамы, 24 сентября 2009 года, в Нью-Йорке[6]. Лидеры стран, входящих в Совет, единогласно одобрили Резолюцию по ядерному разоружению и нераспространению оружия массового уничтожения (ОМУ).
В документе содержится призыв ко всем странам – участницам Договора «О нераспространении ядерного оружия» полностью выполнять свои обязательства по данному договору. Кроме того, Резолюция призывает все государства воздержаться от проведения ядерных испытаний, а также подписать и ратифицировать Договор «О всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний», для того чтобы он как можно скорее вступил в силу.
Выступая на заседании, Президент России отметил, что ситуация в сфере нераспространения меняется медленнее, чем хотелось бы. Старые традиционные угрозы не устраняются, при этом возникают новые. Одна из самых опасных – появление ядерных компонентов в руках террористов. Дмитрий Медведев подчеркнул, что эффективное решение проблем разоружения и нераспространения зависит от заинтересованного и конструктивного участия всех сторон. Президент напомнил, что Российская Федерация и США провели беспрецедентное сокращение стратегических арсеналов. Россия готова к дальнейшему сокращению носителей стратегических наступательных вооружений – более чем в три раза, и сейчас эта тема обсуждается в ходе переговоров с американскими партнёрами.
Дмитрий Медведев выразил надежду, что российско-американские усилия в этой области будут поддержаны всеми ядерными странами, а государства, не обладающие ядерным оружием, будут соблюдать свои обязательства по нераспространению»[7].
Президент России также отметил, что Россия всегда была надёжным и предсказуемым партнёром в сфере разоружения и нераспространения ОМУ. «Наша общая цель – развязать проблемы в области нераспространения и разоружения. Понятно, что сделать это в одночасье очень сложно: слишком высоким остаётся уровень недоверия между государствами. Но делать это надо»[8].
Так же на 08 апреля 2010 г. готовится к подписанию новый договор СНВ – Договор «О сокращении стратегических наступательных вооружений», между Россией и США[9]. Прежний ДСНВ истек 5декабря минувшего года, также главы государств России и США договорились об учреждении двусторонней консультативной комиссии, которая будет содействовать осуществлению нового договора по СНВ.
Подводя итог статьи мы высказываем мысль, что внастоящее время в некоторых политических кругах сложилось неправильное понимание принципа разоружения. Многие считают, что, из принципа разоружения, вытекают обязательства двоякого рода: строго и неуклонно соблюдать действующие договоры о разоружении, участвовать в мероприятиях, предусмотренных договорами, направленными на ограничение гонки вооружений и разоружение, добиваться создания новых норм, заключения договоров, направленных на разоружение, вплоть до договора о всеобщем и полном разоружении под строгим международным контролем. Однако общепринятого понятия «общепризнанного и универсального обязательства» разоружаться в современном международном праве не существует до настоящего времени. Международный Суд ООН в своем решении по делу Никарагуа против США, принятом в 1986 г., записал: "В международном праве нет норм, за исключением таких, которые признаны заинтересованными государствами договорным или иным путем, в соответствии с которыми уровень вооружений суверенного государства может быть ограничен, и этот принцип применим ко всем государствам без исключения". Суть основного обязательства в данной области заключается в том, чтобы "в духе доброй воли вести переговоры... о договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем" (ст. VI Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г.). Ссылка на такую цель или на упомянутую статью Договора «О нераспространении» содержится во многих современных договорах об ограничении вооружений, как правило, в их преамбулах[10].
Вопрос разоружения будет стоять «ребром» до тех пор, пока те государства, которые действительно хотят так сказать «сбросить оружие в могилу» не определят единое понимание принципа разоружения, что мы и предлагаем сделать. Данный принцип не должен раздваиваться ни в головах наших правителей, ни в головах населения стран, а уже исходя из этого можно будет говорить о доверии государств. Ни один правитель не захочет полного уничтожения своего государства, да и брать ответственность за смерти миллионов граждан других государств тоже не решится. Выход один оружие нужно уничтожать, чтобы искушения воспользоваться и применить его, не было ни у правящего звена, ни у подчиненного, а также ни у террористов.
[1] http://www.un.org/ru/documents/charter/index.shtml
[2] http://www.un.org/ru/documents/charter/chapter4.shtml
[3] http://www.un.org/ru/documents/charter/chapter5.shtml
[4] http://www.un.org/ru/documents/charter/chapter7.shtml
[5] http://www.un.org/ru/peace/disarmament/conf/
[6] http://www.kremlin.ru/news/5568
[7] http://www.kremlin.ru/news/5568
[8] http://www.kremlin.ru/transcripts/5566
[9] http://news.bcm.ru/doc/5478