Смекни!
smekni.com

Финансовое право 2 Финансовая деятельность (стр. 8 из 76)

Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ.

Методы защиты финансовых правоотношений. Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение прав субъектов финансового права. В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении разъяснительной работы. В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно. В случае нарушения установленных правил в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, запретительных мер и др.).

§ 2.4. Особенности метода правового регулирования финансовых отношений

Изучение оснований, порождающих, изменяющих или прекращающих различные виды финансовых правоотношений, позволяет выявить наиболее характерные из них, а также объяснить причины их доминирующего положения среди прочих юридических фактов.

Наиболее распространенными юридическими фактами, по мнению И.В. Рукавишниковой <1>, способствующими динамике регулятивных финансовых правоотношений, безусловно, являются юридические акты, включающие в себя нормативно-правовые предписания и правовые акты индивидуального регулирования. В отличие от других публичных отраслей права особенность юридических актов, участвующих в движении финансовых правоотношений, состоит в том, что их действие и содержание направлены на урегулирование отношений, складывающихся в сфере собирания, распределения и использования денежных средств государства и муниципалитетов, а также отношений, близких или связанных с осуществлением финансовой деятельности публично-правовыми образованиями. Правовые акты индивидуального регулирования, порождающие, изменяющие или прекращающие финансовые правоотношения, издаются уполномоченными государственными органами (органами местного самоуправления), обладающими финансовой компетенцией, т.е. правомочиями принимать решения по этим вопросам.

--------------------------------

<1> Рукавишникова И.В. Некоторые особенности метода правового регулирования финансовых отношений // Журнал российского права. 2003. Октябрь. N 10.

Выбор юридических фактов, способствующих динамике финансовых правоотношений, обусловлен спецификой метода правового регулирования. Властно-имущественный метод правового регулирования реагирует только на те юридические факты, которые являются предпосылками развития отношений в рамках реализации финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Специфическая особенность финансово-правового метода заключается в том, что с его помощью происходят регулирование и защита одного из стратегически важных интересов любого государства - финансовой стабильности и платежеспособности. Именно поэтому возникновение и реализация правоотношений, складывающихся по поводу аккумуляции, распределения и использования денежных средств публично-правовых образований, находятся под пристальным вниманием государства и подвергаются четкой правовой регламентации с целью более эффективного управления фондом денежных средств.

Юридические факты, лежащие в основе возникновения, изменения или прекращения охранительных финансовых правоотношений, как правило, четко обозначены в законодательстве.

В рамках финансовых правоотношений наблюдается неравенство участников, характерное, впрочем, и для участников других публично-правовых отношений. Особенность правовой связи подчиняющего и подчиненного субъектов в финансовом правоотношении специалисты именуют функциональной подчиненностью.

По мнению Н.И. Химичевой <2>, участники финансовых отношений, которым адресованы властные предписания, находятся во взаимосвязи с этими органами и в зависимости от них лишь по линии функций финансовой деятельности. У них нет подчинения по всем направлениям, как при отраслевом управлении "по вертикали" (министерство - "вверху" и подведомственные ему организации - "внизу"). Однако это не означает, что финансово-правовое регулирование методом властных предписаний не распространяется на отношения "вертикального" подчинения. Властные предписания, касающиеся финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, направляются и со стороны их вышестоящих органов. Но для финансово-правового регулирования наиболее характерно использование этого метода именно в функциональных взаимосвязях с финансово-кредитными органами. Данной позиции придерживаются О.Н. Горбунова, О.И. Юстус <3>, М.В. Карасева <4>.

--------------------------------

<2> Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристъ, 2003. <3> Юстус О.И. Финансово-правовая ответственность налогоплательщиков-организаций: Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1997. С. 15 - 16.

<4> Карасева М.В. Финансовое правоотношение: Дис. докт. юрид. наук. Воронеж, 1998. С. 64

- 65.

Неравное положение субъектов в финансовом правоотношении продиктовано функциональным подчинением в сфере осуществления финансовой деятельности государства (или муниципального образования). Признак функционального подчинения одного из участников финансового правоотношения в сфере собирания, распределения и использования денежных средств государством (муниципальным образованием) является основным не только для определения характера взаимоотношений субъектов, но и для характеристики финансово-правового метода в целом.

Отличительная особенность метода финансового права - возможность перенесения части властных полномочий на юридических и физических лиц, не являющихся соответственно государственными органами и должностными лицами.

В частности, при реализации контрольных функций государство наделяет соответствующими полномочиями не только государственные органы, но и отдельные категории хозяйствующих субъектов. В соответствии с п. 41 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации <5>, утвержденного решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. N 40, и ст. 2.14 Положения ЦБ РФ от 5 января 1998 г. N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" <6> коммерческие банки вправе осуществлять контроль за проведением кассовых операций хозяйствующих субъектов и операций с денежной наличностью.

--------------------------------

<5> Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. N 40.

<6> Положение ЦБ РФ от 5 января 1998 г. N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации".

Перенесение части контрольных полномочий на субъектов, не обладающих властной компетенцией в сфере финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, происходит и в налоговых правоотношениях. Так, налоговые агенты - физические и (или) юридические лица - обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги; в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме его задолженности; вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику; представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

В отношениях налоговых агентов и налогоплательщиков не наблюдается прямого подчинения, однако неравенство в отношениях обеспечивается реализацией контрольных полномочий налоговыми агентами.

Специфика финансово-правового метода проявляется в реализации властвующими субъектами финансовых правоотношений предоставленных им полномочий.

Осуществляя властные полномочия, государственные органы и уполномоченные организации действуют в рамках предоставленной им компетенции. Согласно общепринятому положению властные полномочия субъекта отождествляются с его исключительными правами в отношении чего-либо или кого-либо. Но в теории публичного права сформировалась обоснованная научная позиция, согласно которой субъект, обладающий властными правомочиями, имеет не только право по своему усмотрению их использовать, но и обязанность реализовывать данные ему возможности при наступлении определенных обстоятельств.

Достаточно подробное исследование правовых особенностей реализации властных полномочий субъектами финансовых правоотношений проведено М.В. Карасевой <7>. Специфика реализации властных полномочий, выявленная при рассмотрении охранительных и регулятивных финансовых правоотношений активного и пассивного типов, позволила ей прийти к выводу о том, что в этих правоотношениях связь между правами и обязанностями субъектов очень жесткая. Уполномоченные государством органы и организации обладают правами требования в отношении обязанных лиц, правами на совершение активных действий и на применение мер государственного принуждения. При этом данные права являются одновременно и обязанностями уполномоченных органов, от выполнения которых они не вправе отказаться. Безусловно, речь идет о тех правоотношениях, где уполномоченные органы реализуют властные полномочия.

--------------------------------

<7> Карасева М.В. Финансовое право - политически "напряженная" отрасль права // Государство и право. 2001. N 8. С. 60.

Реализация властных полномочий в рамках прав и обязанностей не означает, однако, полного исключения самостоятельности в принятии решений или отсутствия свободы выбора вариантов поведения уполномоченными субъектами.