В последние века Римской империи в государственной администрации оформилась значительная прослойка профессиональных управленцев – бюрократии, которые замкнулись в своеобразную систему, подконтрольную исключительно императору.
История создания, структура, и культурное значение Великой Хартии Вольностей
Усиление централизаторских устремлений короны противоречило сословной обособленности английского общества, в особенности социальной позиции духовных и светских пэров. Случайное ослабление королевской власти (правление бессильного Иоанна Безземельного в начале XIIIв.), обострение общеполитической ситуации в связи с борьбой за французские владения, налоговый гнет вызвали резкое обострение сословной борьбы с короной за права и привилегии. Естественное лидерство в этой борьбе принадлежало феодальным магнатам-баронам.
В августе 1213г. сложившаяся антикоролевская коалиция выдвинула целый ряд политических и правовых требований, гарантировавших бы сохранение особого феодального статуса и привилегий знати. Требование поддержали прелаты. В 1215г. бароны и ставшие на их сторону города выдвинули против короля армию почти в 2 тысячи рыцарей. Король был вынужден отступить. 15 июня 1215г. была утверждена знаменитая впоследствии Великая Хартия Вольностей (MagnaCharta). Ею устанавливались новые принципы взаимоотношений королевской власти с основными сословиями Англии, выступившими как политические корпорации. Первоначально подписанный текст насчитывал 39 статей; впоследствии он разросся до 63 и стал опорой для формирования государственно-политических связей новой, сословной монархии.
Сословные вольности объявлялись основой королевства, неприкосновенными для королевской власти и наследственными навеки. Специальным постановлением обособлялись привилегии и права духовенства.
В главном Хартия была посвящена установлению границ военного верховенства короны на ленном праве; эти права были в основном признаны сословиями за королем, но значительно сокращены и обставлены юридическими гарантиями. Никого нельзя было принуждать к несению службы несоразмерно с величиной его лена. Плата за переход лена по наследству не могла быть произвольно увеличена и должна была оставаться на уровне древнего обычая. Оговаривались гарантии неприкосновенности частных владений до законных решений судов.
В Хартии заключались нормы, фиксировавшие порядок гражданского правосудия. Было признано, что суды заседают в определенном месте и что в разборе общих тяжб первенствуют суды (ассизы) графств. Это гарантировало местному дворянству невмешательство короны в их дела и закрепляло ленные судебные права баронов и магнатов. В отношении свободных закреплялось правило соразмерности штрафов и совершенных преступлений. Приговоры должны быть вынесены строго на основании показаний честных людей из соседей. Устанавливалось право знати на суд исключительно равных (пэров). Часть статей посвящалась ограничению полицейского верховенства короны. Все следствия и расследования должны проводиться только в своем графстве при участии выборных от местных сословий, ликвидировалось право короля вмешиваться в споры между феодалами по поводу земель путем особых полицейских предписаний. Корона гарантировала, что на должности судей, шерифов и др. будут назначаться лица, знающие законы короля.
Совершенно новым для Англии мотивом законодательства было закрепление за сословиями права на санкции в отношении короны. Признавалось существование Совета 25 баронов, которые должны всеми силами блюсти и охранять мир и вольности в королевстве. За Советом закреплялось даже право принуждать и теснить короля любыми способами (захватом замков, земель и т.д.), если будет обнаружено нарушение вольностей и прав. В финансовых вопросах также решающим должно быть общего совета королевства, который Хартия предписывала созывать определенным порядком, с участием представителей с мест.
В Хартии были записаны положения, формально посвященные укреплению правосудия, но которые, по сути, признавали вообще за свободным населением некоторые незыблемые гражданские права. Ст 38-42 объявляли незыблемым право свободно покидать королевство и возвращаться в него (за исключением военного времени и в отношении преступников), обязанность власти обеспечивать равное и бесплатное правосудие. Предоставление права и справедливости в стране могло быть исключительно делом государственной власти и в интересах всех. Никто не мог быть арестован, лишен собственности или иным образом обездолен иначе, чем по решению суда и по закону, воспрещались неправосудные аресты и задержания. Эти принципы Хартии в последующем стали особенно важными в политико-правовой борьбе против государственного абсолютизма и всевластии короны, едва ли не первой в мировой истории декларацией гражданских прав.
Сама по себе Хартия дала толчок и к длительной борьбе сословий с короной за свои права и вольности (английские короли в XIII-XIVвв. неоднократно то подтверждали и дополняли Хартию, то отменяли ее), и к существенным переменам в государственной организации.
Регулирование обязательственных отношений по мусульманскому праву (традиция и история)
Важное место в мусульманской правовой доктрине занимали нормы, регламентирующие имущественные отношения. Прежде всего в правовой доктрине было закреплено представление об имуществе как объекте вещных прав. Особую категорию составляли вещи, которые не могли или не должны были находиться в собственности мусульманина. Это – воздух, море, пустыня, мечети, водные пути и т.п. Не признавалась также собственность мусульман на на так называемые «нечистые вещи» - вино, свинину и т. д. Мусульманскому праву также было известно деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые, обладающие индивидуальными признаками и не имеющие таковых.
В шариате подробно определялись способы возникновения права собственности. Завоеванные земли по общему правилу рассматривались как собственность государства и поступали в распоряжение халифов и эмиров. Судьба иного имущества определялась в зависимости от того, каким путем оно было добыто. Шариату были известны и такие способы приобретения права собственности, как наследование, договор, находка вещи.
Сложившийся в мусульманских государствах строй отношений собственности тщательно регламентировался и охранялся нормами шариата. Праву частной собственности приписывалось божественное происхождение, оно рассматривалось как постоянное и неограниченное, а собственник имел абсолютную свободу распоряжения своим имуществом.
Своеобразным институтом шариата был вакуф, представляющий собой имущество, переданное собственником на какие-то религиозные или благотворительные цели. Лицо, установившее вакуф, теряло право собственности на данное имущество, но сохраняло за собой право выступать в качестве управляющего вакуфом и резервировать определенный доход с вакуфа для себя и своих наследников. Имущества, составляющие вакуф, не могли быть предметом купли-продажи, залога и т. д. Вакуфные земли, однако, могли сдаваться в аренду или обмениваться на равноценное земельное имущество. Данный институт широко использовался богатой верхушкой с целью уклонения от уплаты высоких налогов, поскольку имущество, составляющее вакуф, освобождалось от государственного обложения.
В шариате в отличие от римского права не формулировалась общая концепция обязательства, но практические вопросы договорного права, опосредовавшего торгово-денежный оборот, получили всестороннюю разработку. Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двухсторонние и односторонние, срочные и бессрочные. Характерным для мусульманства было распространение односторонних обязательств – обетов.
Договор по шариату рассматривался как связь, возникающая из взаимного соглашения сторон, которое, однако, в условиях имущественного неравенства имело чисто формальный характер. Условия договора могли быть выражены в любом виде: в документе, в неофициальном письме, устно. Заключенные договоры рассматривались как незыблемые. Недействительными считались договоры, заключенные с безнравственными целями или с использованием «нечистых» или изъятых из оборота вещей.
Мусульманские правоведы не ставили жестких условий, касающихся формы выражения воли сторон в договоре. Согласие сторон на вступление в договор, условия договора могли быть выражены в документе, устно и в форме неофициального письма. В шариате подробно регламентировались различные виды договоров: купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение, товарищество, союз и т. д. В связи с широким развитием торговли одним из наиболее разработанных договоров была купля-продажа.
Договор купли-продажи допускался лишь в отношении реально существующих вещей, и только в ханифитском мазхабе признавалась продажа вещей, которые должны быть произведены в будущем. В случае обнаружения скрытых недостатков в вещи (болезнь у раба, животного) покупатель мог расторгнуть договор.
Большое внимание в мусульманском праве уделялось отношениям имущественного найма, прежде всего аренде земли. Было известно несколько видов найма, причем первостепенное внимание уделялось вопросам размера и порядка взимания арендной платы в пользу собственника. Широкое распространение в арабском обществе получили договоры союза и товарищества. Эта правовая форма использовалась для совместного орошения земли, снаряжения торговых караванов и т. д.
Конституционное законодательство Великой Французской буржуазной революции
Первым документом Великой Французской буржуазной революции стала Декларация прав и свобод. Но Декларация не была документом собственно юридического значения. Это был манифест принципов, причем всеобщего характера – важных и рациональных не только для Франции. В отношении французской политико-правовой традиции она была поворотным, революционным актом: в качестве основ государства и гарантий правопорядка в ней предлагались не исторические фундаментальные законы, а неотъемлемые права граждан, вытекающие из их свободного естественного состояния. В сфере взаимоотношений государства и гражданина Декларация прчмо провозглашала обязательными некоторые социальные и политические права человека, связанные с его индивидуальной свободой. Следуя началу политического равенства, за каждым гражданином признавалось право участия в управлении государством, включая доступ ко всем государственным должностям по пригодности. Также должна была быть гарантирована личная неприкосновенность, хотя тяготела необходимость подчиняться велениям государства. Все должны пользоваться свободой мнений и вероисповедания и правом на свободу мыслей и печати. Кроме того провозглашался священный и неприкосновенный характер частной собственности.