1) В конституционных нормах воплотились либерально-демократические идеалы и ценности. Провозглашен курс на создание демократического и правового государства (ч.1 ст.4 Конституции Болгарии, ч.2 параграф 2 раздел 1 Конституции Венгрии, ст.2 Конституции Польши и др.).[5]
2) Установлены параметры нового постсоциалистического строя, который соответствует европейской традиции, и утвердился в государствах Западной Европы (социальное государство, рыночное хозяйство, многообразие форм собственности, поддержка конкуренции и свободы экономической деятельности и др.).
3) Закреплены положения о политическом, идеологическом плюрализме и многопартийности. Во всех государствах Восточной Европы утвердилась многопартийная политическая система.
4) Признан принцип уважения и обеспечения прав и свобод граждан. Ограничение прав и свобод возможно только на основании конституционных и законодательных норм.
5) Установлена республиканская форма правления - чаще всего парламентская республика. Сразу после войны были ликвидированы монархии в Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Югославии.
6) Выбрана унитарная форма государственного устройства. Федеративная форма утвердилась только в Союзной Республике Югославии (с 2002 года – Союзное государство Сербии и Черногории) и Боснии. В 1992 году распалась Чехословацкая федерация.
7) Установлена более совершенная модель государственной власти выразившаяся в появлении института единоличного главы государства (например, в Болгарии, Венгрии, Польше, Союзной Республике Югославии, Чехии, Словакии, Словении), создании бикамерального парламента в таких унитарных государствах, как Польша, Румыния, Чехия, Словакия, утверждении судебного конституционного контроля (надзора)[6].
Основы правового статуса личности
Основы конституционно-правового статуса личности - институт конституционного права, обеспечивающий защиту жизни и безопасность человека, в первую очередь от произвола со стороны государства.
Стремясь достойно выглядеть в глазах мировой общественности, коммунисты включили в конституции главы или разделы о правах, свободах и обязанностях граждан. На первое место при этом выдвигались социально-экономические права – право на труд, на отдых, на социальное обеспечение, на образование, на охрану здоровья и т.д. Утверждалось, что именно эти права образуют основу для всех иных прав и свобод. Однако осуществление социально-экономических прав зависело от положения человека в социальной иерархии, которое в основном определялось занимаемой должностью. Высшая и средняя партийная бюрократия пользовалась медицинской помощью более высокого качества, реализовывало право на отдых в специальных санаториях и пансионатах, отоварилась в закрытых распределителях, определяла детей в привилегированные учебные заведения.
Понятие статуса (от лат. status- состояние, положение) в науке конституционное право, связывают с определенным правовым состоянием, характеризующимся комплексом прав и обязанностей (применительно к физическим лицам) или полномочий (когда речь идет о юридическом лице).
Как член гражданского общества каждый человек обладает правами и равноправен в их осуществлении с другими членами гражданского общества. Как член политического общества он может обладать большими или меньшими правами, максимум прав предоставляется гражданину. Итак, человек в данном случае рассматривается как составная часть гражданского общества, а гражданин политического. Отсюда права человека принадлежат всем лицам, находящимся на территории данного государства, право гражданина – только гражданам. Отнесение тех или иных прав и свобод к правам человека или правам гражданина определяется рядом факторов (традицией, конкретными обстоятельствами принятия конституции, позицией законодателя и т. д.), и поэтому перечни прав человека и перечни прав гражданина не совпадают полностью в конституциях разных стран. Например, в большинстве конституций право на благоприятную окружающую среду – право человека, по Конституции Болгарии – право гражданина[7].
Конституция и акты текущего законодательства исходят из формального равенства всех граждан (подданных), действует запрет на дискриминацию по отношению к религии, по признакам пола, места жительства, социального положения, расовой, национальной и кастовой принадлежности. Как правило, в конституционных нормах установлено, что женщины пользуются равными с мужчинами политическими, гражданскими и социально-экономическими правами, хотя в действительности это не всегда соблюдается.
Основные права и свободы ограничиваются не только по законным основаниям в интересах защиты закона, общественной морали и правопорядка, но и по мотивам политической целесообразности. Действует запрет на применение пыток в ходе следствия, судопроизводства, не допускаются наказания, унижающие достоинство человека. Действуют запреты на применение детского труда в промышленности и сельском хозяйстве, на принудительный труд, на торговлю людьми. Но эти запреты на практике недостаточно эффективны.
Политические права и свободы, принадлежащие в основном только гражданам, освобождены от идеологических ограничений, сводивших их ранее на нет.
К типичным политическим правам относятся:
1) избирательные;
2) на участие в общественно-политической жизни;
3) на свободу слова, убеждений, выражения мнений;
4) на свободу ассоциаций;
5) на петиции.[8]
В постсоциалистических странах на конституционный уровень поднят ряд социально-экономических прав и свобод – это право «свободно выбирать место работы» (ст. 29 Конституции Эстонии 1992 г.); право «на справедливые и удовлетворяющие условия труда» (ст. 36 Конституция Словакии 1992 г.); право «трудящегося на такой доход, который соответствует количеству и качеству выполненного им труда» (параграф 70 Б Конституции Венгрии 1949 г. в редакции от 1989 г.); право на «охрану против произвола при увольнении с работы и против дискриминации на работе» (пункт “б” ст.36 Конституции Словакии 1992г.) и т. д.[9]
В социальных правах заинтересованы прежде всего те слои населения, уровень доходов которых относительно не велик.
Современные конституции почти всегда декларируют, что государство борется с бедностью и отсталостью, болезнями, содействует занятости, принимает меры по сокращению безработицы. В этих целях принимаются целевые государственные программы.
На первое место выдвигаются гражданские (личные) права:
1) на личную неприкосновенность и безопасность;
2) на неприкосновенность жилища;
3) на тайну переписки, телефонно-телеграфных сообщений;
4) на свободу передвижения.
Помимо прав, закрепляются и обязанности:
1) соблюдать Конституцию и законы;
2) охранять суверенитет и территориальную целостность государства;
3) защищать государство в случае внешней агрессии;
4) беречь природу и общественную (государственную) собственность;
5) платить законно установленные налоги и сборы[10].
В ряде государств действует воинская повинность.
Перечень конституционных прав и свобод в новых конституционных актах расширен, формулировки стали более точными, а главное – усилены конституционные гарантии провозглашаемых прав и свобод. Причем вопрос о необходимых и допустимых ограничениях прав и свобод конституции теперь обычно не оставляют на полное усмотрение законодателя, а устанавливают условия и пределы их применения.
При разработке соответствующих разделов новых конституционных актов обычно широко использовались авторитетные международно-правовые документы – Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международные пакты о правах человека 1966 года, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года и протоколы к ней, а также конституционный опыт зарубежных демократических государств.
Принцип равенства выражается в равном участии в правотворческом процессе, а также в праве на равное отношение со стороны публичной власти и равенстве перед законом. Таким образом, каждый может обратиться к государству и его чиновникам не как субъект, а как равный[11].
Для иллюстрации сравним социалистическое конституционное регулирование прав и свобод с современным на примере одной из стран региона, а именно Венгрии. В Венгрии формально продолжает действовать Конституция 1949 года, в которой почти ничего не осталость не только от первоначального текста, но и от демократизированной в 1972 году редакции.
(См. приложение)
Прочитав и сопоставив оба перечня, легко можно убедиться в том, что в действующей редакции венгерской Конституции получили отражение все отмеченные выше либеральные и демократические тенденции. Вместе с тем, некоторые социалистические «пятна» здесь еще остались. Надо также иметь ввиду, что венгерская Конституция в редакции от 1972 года принадлежала к наименее тоталитарным социалистическим конституциям, а коммунистический режим в Венгрии был более либерален, чем в большинстве социалистических стран.
Основные направления конституционных реформ
Политические права и свободы конституции провозглашались «в интересах строительства социализма и коммунизма». Ни о каком политическом плюрализме не было и речи. Законодательно конкретизировались обычно лишь избирательные права, причем большей частью таким образом, чтобы исключить на практике конкуренцию кандидатов, даже стоящих на единой коммунистической платформе. Выборы представляли собой хорошо отрепетированный спектакль. Реализация иных политических свобод регулировалась обычно закрытыми инструкциями спецслужб.
Формулировки личных прав и свобод звучали в конституциях, особенно последнего времени, более или менее демократично, однако их правовые гарантии были явно недостаточны. Далеко не все административные решения подлежали контролю. Что касается государственной организации, была выдвинута идея единства власти, которая всегда принадлежит определенному классу – буржуазии или рабочим. Власть осуществляется через систему представительных органов типа советов или непосредственно. Все иные государственные органы находятся под контролем советов и ответственны перед ним. Советы соединяют в своих руках законодательную и исполнительную власть.