Как видно из приведенных положений, палаты легислатур штатов Индии не обладают равными правами в законодательном процессе, и в случае возникновения разногласий между ними преимущественную силу имеет волеизъявление нижней палаты. Верхняя палата - Законодательный совет представляет собой совещательную или отсрочивающую принятие решений палату и не обладает функциями по их пересмотру. Тем не менее, осуществляя свое право отсрочки законопроектов, Совет удерживает нижнюю палату от принятия поспешных решений, выявляя слабые места и недостатки непродуманных мероприятий.
Законодательная инициатива в субъектах федераций обычно принадлежит депутатам парламента и правительству, в некоторых федерациях (Германия, США, Швейцария и др.) предусматривается также народная инициатива. Так, в земле Саксония (Германия) законы принимаются ландтагом или народом на референдуме. Право законодательной инициативы принадлежит правительству, депутатам или 40 тыс. избирателей. Референдум проводится по требованию не менее 450 тыс. и не более 15% избирателей. В Швейцарии в некоторых кантонах законодательная власть осуществляется общим собранием граждан – ландсгемайнде.
Законы субъектов федераций обычно вступают в силу в те же сроки, что и федеральные законы, однако имеются исключения. Например, все законодательные решения ландтагов земель Австрии сразу после их принятия и до опубликования должны быть доведены губернатором земли до сведения ведомства федерального канцлера, и вступление в силу этих законов зависит от воли федерального правительства. В штате Иллинойс (США) вступление в силу закона данного штата зависит от времени его принятия. Генеральная ассамблея в законодательном порядке устанавливает единый порядок вступления в силу законов, принятых до 1 июля календарного года. В каждом отдельном законе, принятом до 1 июля, может быть предусмотрен иной срок его вступления в силу. Закон, принятый после 30 июня, не вступает в силу до 1 июля следующего года, но этот срок может быть сокращен по решению большинства в три пятых голосов членов каждой из палат.
Имеет свои особенности и право вето главы субъекта федерации. В штате Иллинойс (США) Губернатору на подписание законопроекта отводится 30 календарных дней. В случае, если Губернатор не отклонил законопроект и не возвратил его Генеральной Ассамблее, он становится законом по истечении 60 календарных дней со дня поступления такого законопроекта Губернатору.
Интересное положение содержится в Конституции земли Гессен (Германия), в которой установлено, что премьер-министр обязан вместе с компетентными министрами готовить к официальной публикации законы и в течение двух недель публиковать их в вестнике законов и распоряжений. Однако правительство может выдвинуть против принятого ландтагом закона возражение, которое должно быть передано ему в течении пяти дней, а обоснование этого возражения – в течение двух недель после окончательного голосования в ландтаге. Возражение может быть отозвано до начала повторного обсуждения вопроса в ландтаге. Если согласие между правительством и ландтагом не достигнуто, то закон считается принятым только в том случае, если ландтаг большинством голосов от установленного законом числа его членов отклонит возражения правительства.
Имеет своеобразие и право вето губернатора штата в Индии. Губернатор может объявить о том, что он одобряет принятый легислатурой штата законопроект, и в этом случае он сразу же становится законом. Губернатор может объявить, что он отказывает в одобрении законопроекта, и в этом случае законопроект не становится законом. Губернатор может возвратить законопроект, если дело касается неденежного законопроекта, в легислатуру штата для вторичного рассмотрения; если легислатура снова примет законопроект с поправками или без них, губернатор может объявить только о его одобрении. И, наконец, губернатор может в любом случае, когда он считает это нужным, резервировать законопроект на рассмотрение Президента Индии, который принимает окончательное решение об одобрении или неодобрении законопроекта.[38]
Парламенты субъектов федераций выполняют представительские функции посредством деятельности политических партий и отдельных депутатов. Парламенты выражают интересы и осуществляют волю определенных социальных групп и слоев, общественных и профессиональных организаций и т.п.
Законодательные органы субъектов федераций осуществляют контроль за деятельностью органов исполнительной власти. Средствами парламентского контроля служат вопросы, интерпелляции, резолюции и др. Легислатуры в США имеют право на импичмент в отношении губернатора штата и некоторых других должностных лиц. В США используется одна из наиболее
оригинальных форм парламентского контроля – широкое применение законов, автоматически прекращающих деятельность административных ведомств, образованных на основе законов, через определенные, установленные в них сроки – четыре, шесть или восемь лет. Соответствующие исполнительные органы распускаются, если к моменту истечения срока действия закона не издан новый акт, продлевающий их полномочия. Таким образом, само существование многих органов исполнительной власти зависит от воли законодателей, что заставляет административные органы в своей деятельности учитывать мнение парламентов.
В США также применяется парламентский контроль за ведомственным нормотворчеством, который заключается в том, что законодатели без участия судебной власти самостоятельно решают вопрос о соответствии актов делегированного законодательства конституции и законам штатов. В этой форме контроля основная роль отведена постоянным комитетам палат или объединенным комитетам легислатур по надзору за законностью административных правил, созданным в 40 штатах. В 14 штатах эти комитеты имеют право приостановить действие подзаконных актов и вынести этот вопрос на рассмотрение легислатуры. В свою очередь легислатура может предложить органу управления издать необходимый акт, внести изменения в уже действующие правила (восемь штатов), отменить административное правило (14 штатов) или самостоятельно внести в дефектные акты те изменения, которые законодатели сочтут необходимыми (11 штатов). Следует отметить, что применение парламентского контроля за ведомственным нормотворчеством вызывает критику и обвинения в нарушении конституционного принципа разделения властей, и до настоящего времени суды еще не определили конституционность этой формы контроля.[39]
В Индии все более или менее важные решения исполнительной власти штата, в частности, правительственные декреты (издаваемые в перерывах между сессиями легислатуры и действующие в форме декретов, постановлений или распоряжений губернатора штата), должны получить санкцию или подтверждение Законодательного собрания.[40]
Парламенты субъектов федераций принимают участие в формировании органов исполнительной и судебной власти. Так, Ландтаги земель Германии избирают премьер-министра, в некоторых землях утверждают и весь состав правительства. В 12 кантонах Швейцарии законодательные органы назначают председателя правительства, в более чем половине кантонов – членов верховных судов. Сенаты штатов Америки утверждают назначения высших должностных лиц штата, осуществленные губернатором. В Индии состав правительства штата определяется партийной принадлежностью депутатов Законодательного собрания, которое и формирует правительство.
Парламенты субъектов федераций выполняют некоторые квазисудебные функции: дают разрешения на преследования должностных лиц исполнительной власти, собственных членов, судей, совершивших правонарушения. В частности, легислатуры США имеют право проводить суд импичмента в отношении должностных лиц. Обвинение выдвигает палата представителей, решение по этому вопросу выносит сенат большинством в две трети голосов.
К межправительственным функциям парламентов субъектов федераций относится обеспечение взаимодействия и координация деятельности органов федерации и ее субъектов, отдельных субъектов между собой, государственных органов субъектов федерации и органов местного самоуправления.
Предметы ведения субъектов федераций в современных зарубежных странах устанавливаются различными способами. В одних государствах предметы исключительного ведения субъектов федераций специально не перечисляются. Ими считаются все вопросы, которые прямо не отнесены к ведению Федерации (Венесуэла, Танзания, Коморские острова) или к ведению Федерации и совместному ведению (Германия, Пакистан, Нигерия). В Австралии, Бельгии, Канаде, США, Швейцарии прямо устанавливаются исключительные сферы законодательства Федерации и исключительные сферы законодательства субъектов Федерации. В Индии наряду с перечнями вопросов, находящихся в исключительном ведении Федерации, а также в совместном ведении Федерации и штатов, имеется перечень, в котором полностью перечислены предметы ведения штатов. В Мексике и Швейцарии определены исключительные предметы ведения субъектов Федерации, в которую федеральные органы не могут вмешиваться.
Существуют и другие варианты установления сферы правотворческой деятельности субъектов федераций. Один из них использован в Конституции Австрии, в которой указываются вопросы, по которым федерация издает основы законодательства, а парламенты земель издают региональные законы, конкретизируя основы и т.д.