В широком смысле самообразование должно признаваться как особый предмет социальной заботы и внимания, требующий соответствующих социально - политических, правовых решений, действий и регламентаций. Это означает равенство возможностей на получение образования и профессиональной подготовке.
В узком смысле под социальной политикой в области самообразования следует понимать целенаправленную деятельность государственных и негосударственных организаций по созданию благоприятных условий для его развития в структуре образа жизни отдельных групп (общностей) и их представителей.
Ориентация на социальные группы при решении вопроса о самообразовании противоречит принципу справедливости, а главное, может сказаться отрицательно на уровне образованности государства в целом.
Уже сейчас система платного образования ограничивает право индивидуальной личности на выбор профессии. Право выбора доступно лишь состоятельным слоям населения. Если верить аналитикам, утверждающим о чрезвычайно высокой криминализации общества, то следует сделать вывод, что высшее образование будут получать люди, близкие к криминалу.
Из этого следует вывод, что ориентация на социальные группы и платность образования способствуют дальнейшей криминализации общества. Поэтому поводу можно понять обеспокоенность директора Международного института планирования образования ЮНЕСКО Жака Аллака, который считает, что «правительство… должно финансировать все уровни и типы как формальной, так и неформальной системы образования и профессиональной подготовки для тех, кто хочет и способен воспользоваться ими, но не может за них заплатить». Выше мы говорили о важности правовой культуры в процессе социализации. Однако, не только сфера права является показателем цивилизованности общества. Как мы уже убедились, право не способно регулировать проявление девиантного поведения. Например, в Государственной Думе все чаще и чаще всплывает вопрос о легализации проституции вместо того, чтобы искать методы ее снижения. Люди, которые серьезно рассуждают о том, что порок должен пополнять бюджет, способный заинтересоваться легализацией наркомании, чтобы официально иметь от нее выгоду.
Позитивная социализация личности, ориентированной на общечеловеческие ценности возможна только в цивилизованном обществе. Российское общество в настоящее время криминализируется и деградирует.
В нынешней России, по мнению аналитиков, интеллигенция почти полностью люмпенизированна, так как бедность унижает и ломает человека, посягает на те ценности, которых достигло цивилизованное общество – гуманизм, справедливость, свобода. Свобода требуется и для самообразования. Если человек для того, чтобы выжить, вынужден работать по 14 – 16 часов в сутки (часто в сфере, далекой от профессии), он легко дисквалифицируется. Психологи так же отмечают, что деятельность, которая выбирается человеком не по мотиву интереса, а по мотиву материального удовлетворения, разрушает его психику и ведет к срыву.
8. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС
Глобальный, всемирно – исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом. Это широкое, обобщающее понятие включает в себя как свои составные части экономический, технический и культурный прогрессы. Фундаментом социального прогресса выступает технический. По отношению к политике и религии термин «прогресс» неприменим, поэтому не говорят о политическом или религиозном прогрессе.
Процессом, противоположным прогрессу, является регресс. Он знаменует попятное движение общества, отступление от завоёванных позиций, возвращение к предшествующему уровню. Между прогрессом и регрессом разница не только в векторе движения, но и в масштабах. Если прогресс – глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всём протяжении исторического времени, то регресс – локальный процесс, охватывающий отдельные общества и исторически сравнительно небольшие промежутки времени. Никогда ещё человечество в целом не регрессировало, хотя его движение вперёд могло задерживаться, останавливаться.
Социология личности – отрасль социологии, изучающая личность как социальное явление, её взаимодействие с различными социальными группами и обществом. В своей работе я попыталась дать определение понятию «личность», рассмотреть концепции её понимания, их сходства и различия, рассмотрела такой вопрос как «социализация личности». Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком ответственных поручений, о соблюдении правил межличностного общения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ