Смекни!
smekni.com

Свобода средств массовой информации (стр. 2 из 4)

Безусловно, права и свободы человека и гражданина во многом зависят от степени развития самого общества и государства.

Права, свободы и обязанности, зафиксированные в конституци­ях, декларациях, законах, превращаются в юридические возможно­сти либо для любого члена общества (человека), либо для отдель­ных индивидов, имеющих с государством устойчивую юридическую связь — граждан. Это положение следует признать верным, посколь­ку в государственно-организованном обществе имеются такие общест­венные отношения, в которые могут вступать не любые индивиды, а лишь граждане данного государства[2].

1.2. Составляющие права и свободы деятельности СМИ

На основании анализа действующего законодательства о средствах массовой информации выявляются права и свободы, реализуемые в сфере деятельности средств массовой информации. В перечень таких прав и свобод входят свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29 Конституции Российской Федерации); право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации); право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации); право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации); право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации); право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 Конституции Российской Федерации); право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23 Конституции Российской Федерации); право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции Российской Федерации); свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ч. 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации); право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44 Конституции Российской Федерации). Особый интерес из перечисленного списка конституционных прав и свобод в сфере деятельности средств массовой информации представляют права и свободы человека и гражданина, предусмотренные ст. 29 Конституции РФ, а именно свобода мысли и слова и свобода информации. Именно они являются системообразующими для средств массовой информации конституционными правами и свободами.

II.

2.1. Свобода слова

На основании анализа международно-правовых документов и практики Европейского суда по правам человека в настоящее время под свободой слова понимается право не только высказывать свои взгляды, мнения и убеждения, но также распространять их, высказывая в любой форме, в том числе (и главным образом) при помощи средств массовой информации; высказывать не только свои взгляды, мнения и убеждения, но и мнения, не разделяемые говорящим; не только высказывать мнения и убеждения (в том числе и не разделяемые говорящим), но и убеждать других в их справедливости, в том числе при помощи специальных средств и приемов убеждения; не высказывать своих взглядов, мнений и убеждений, быть свободным от любого принуждения к такому высказыванию.

В таком расширенном виде свобода слова становится не только необходимым условием свободы мысли, но и возможным препятствием для ее реализации. Таким препятствием может служить использование агрессивных способов убеждения, граничащих с внушением, в современной рекламе и пропаганде, воздействие которых дополнительно усиливается благодаря использованию технических возможностей средств массовой информации. Таким образом, как показал автор, вследствие расширения содержания свободы слова указанные два права вступили между собой в пограничные отношения, то есть в такие отношения, при которых расширение одного из них может приводить к умалению другого. Так возник естественно-правовой предел, позитивно-правовым выражением которого служат законодательные нормы, ограничивающие свободу слова.

2.2. Право на информацию и свобода массовой информации

С целью исследования содержания конституционного права на информацию мы обратились к законодательному определению информации, содержащемуся в ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации». Сопоставляя содержание информационных процессов, перечисленных в ст. 2 данного Закона, с содержанием свободы информации, закрепляемой в ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации свобода информации есть не что иное, как право свободно осуществлять указанные информационные процессы. К информационным процессам относятся поиск, сбор, получение, производство, хранение, обработка, передача и распространение информации. С целью уточнения законодательных формулировок предлагаются изменения в первое предложение ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации и ч. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации».

Рассматривая информацию как объект права, можно прийти к выводу, что, наряду с информационными правами на осуществление информационных процессов, отраженными в ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации (правом искать, собирать, получать, хранить, обрабатывать, передавать и распространять информацию), существует еще один вид информационных прав – право воспрепятствовать осуществлению этих процессов другими лицами, в основе чего лежит право на конфиденциальность. Конкретными проявлениями права на конфиденциальность являются закрепленные на конституционном уровне права на личную и семейную тайну, тайну переписки, тайну сведений, известных адвокату, нотариусу, врачу, тайну персональных данных и др. Реализация права на конфиденциальность может происходить двумя путями, в зависимости от конкретного типа информации: путем сохранения сведений в тайне или же путем наложения на другое лицо, обладающее этими сведениями в силу своей профессии или полномочий, обязанности сохранять эти сведения в тайне от третьих лиц. Конфиденциальная информация – это информация, которую субъект, обладающий соответствующим правом (правом тайны по отношению к этой информации), вправе скрывать от других либо требовать от ее получателя сокрытия этой информации от третьих лиц, а в случае, если это право окажется нарушенным, требовать его защиты от государства.

Определение конфиденциальной информации, содержащееся в ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», неправомерно включает в объем понятия конфиденциальной информации сведения, составляющие государственную тайну, что противоречит определениям Закона Российской Федерации «О государственной тайне», обычному употреблению слова «конфиденциальный» в русском языке и нормам самого Федерального закона «Об информации…». С целью устранения этих противоречий предлагается дополнение в определение конфиденциальной информации ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации».

Право на конфиденциальность в совокупности со свободой информации, понимаемой как право свободного осуществления информационных процессов, составляет право на информацию. Хотя Конституция Российской Федерации не содержит обобщающей формулировки, устанавливающей право каждого на конфиденциальность, данное право, вытекающее из ряда конституционных норм и подтверждаемое нормами действующего законодательства Российской Федерации, следует признать в числе основных конституционных прав и свобод человека и гражданина. Свобода информации и право на конфиденциальность, составляя в совокупности право на информацию, граничат друг с другом: каждое из них образует естественно-правовой предел для другого.

Наряду с правом на конфиденциальность свободу информации ограничивает предел, связанный с категорией государственной тайны и обусловленный конституционно значимой целью обеспечения безопасности государства.

Требование ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации о том, чтобы перечень сведений, составляющих государственную тайну, определялся федеральным законом, выполненное в ст. 5 и 7 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» и устанавливающее конституционный предел возможным ограничениям свободы информационных процессов, нуждается в дополнении симметричным требованием, касающимся конфиденциальной информации. В действующем законодательстве пока не существует обобщающего перечня видов информации, которые не могут быть отнесены к конфиденциальной. Перечень сведений, по отношению к которым не может быть установлен режим коммерческой тайны (ст. 5 Федерального закона «О коммерческой тайне»), как и перечень видов документов, которые запрещено относить к информации с ограниченным доступом (ч. 3 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»), не охватывают всех видов конфиденциальной информации. В связи с этим было предложено соответствующее дополнение в ч .4 ст. 29 Конституции Российской Федерации.

Наряду с правом на информацию, включающим свободу информации и право на конфиденциальность, у людей могут возникать информационные обязанности в отношении определенной информации, в том числе обязанность неразглашения, обязанность раскрытия информации, публично-правовая обязанность сообщать определенные сведения государственным органам. В отличие от первых двух обязанностей, имеющих факультативный характер, обязанность предоставлять государственным органам необходимую информацию, содержание и объем которой устанавливается федеральным законом, составляет публично-правовую обязанность каждого гражданина, и эта обязанность, как считает автор, должна быть закреплена на конституционном уровне в виде обобщающей нормы.