Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам. В свою очередь, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, установленных законом. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества. Как указывается в ст. 115 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано федеральное казенное предприятие.
Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.
Законодательство, регулирующее банковскую деятельность, исходит из разграничения ответственности банков и государства. Согласно Закону о Центральном банке Российской Федерации (Банке России) государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Разграничение ответственности проводится и в отношении обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.
Положения о раздельной ответственности не применяются, если Российская Федерация принимает на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица либо эти субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.
1.3 Формы участия государственных и муниципальных образований в гражданском обороте.
Во внутреннем гражданском обороте государство, как следует из ст. 124-126 ГК, не пользуется иммунитетом и участвует в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с другими субъектами права. Иначе обстоит дело в условиях международного гражданского обмена. Согласно ст. 127 ГК особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности.
Проблема правосубъектности публично-правовых образований и ответственности государства по обязательствам из договора всегда была одной из основных в науке гражданского права.
Первоначально в этой области юридическая мысль была направлена на то, чтобы уравнять их положение с другими субъектами частного права. В связи с этим государство и подобные ему образования принято было рассматривать как одну из разновидностей юридического лица.
С появлением социалистического государства, в руках которого были сосредоточены практически все средства производства при одновременном сохранении гражданского оборота, традиционное решение столкнулось с новыми трудностями. В частности, с позиций отсутствия самостоятельной юридической личности органов государства невозможно было объяснить наличие гражданско-правовых отношений между ними, и единственным выводом было то, что государство само с собой вступает в указанные отношения, поскольку его органы действуют исключительно от его имени. Или, как писал А. В. Венедиктов, "если единственным субъектом права государственной собственности является социалистическое государство, а отдельные органы лишь управляют предоставленным им государством имуществом, то как совместить отрицание права собственности за государственными органами на это имущество с понятием договора купли-продажи как договора, направленного на передачу права собственности одним собственником другому? Что представляет собой в таком случае купля-продажа внутри государственного сектора?". Единственное объяснение таких отношений могло быть найдено в признании за государственными органами какого-то особого права, отличного от права собственности самого государства, и, следовательно, наделении их самостоятельной юридической личностью, что и было сделано А.В. Бенедиктовым в предложенной им конструкции оперативного управления госорганов. При этом государство не признавалось субъектом гражданского права, а оперативное управление было объявлено единственно возможным способом осуществления права государственной собственности во внутреннем обороте. Если же государство "в целом" и участвует в имущественных отношениях, то это скорее исключения из общего правила и в большинстве случаев они регулируются нормами финансового, налогового, административного, но не гражданского права.
Казалось бы, с приватизацией государственного имущества, с устранением гражданско-правовых отношений "внутри государственного сектора" отпала необходимость конструировать самостоятельную правосубъектность государственных органов, зачеркивая тем самым правосубъектность самого государства. Поэтому действующий ГК РФ установил, что государство наряду с гражданами и юридическими лицами является субъектом гражданского права (ст. 2) и его правосубъектность аналогична правосубъектности юридических лиц (ст. 124), а его органы, так же как и органы юридических лиц, лишь осуществляют его права (ст. 125).
1.4 Список используемой литературы:
1. Круглова Н. Ю. Хозяйственное право. Учебное пособие. 2-е изд., К84 испр. и доп.— М.: Издательство РДЛ, 2001.
2. Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. — 3-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА - М), 2001.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации
2. Способы защиты прав и законных интересов субъектов хозяйственных отношений.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина Конституцией РФ вменяется в обязанности государства. Конституцией, в частности, гарантированы защита частной собственности и судебная защита прав и свобод граждан.
Проблема обеспечения защиты прав и законных интересов участников имущественного оборота, в том числе в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности, в условиях рыночной экономики, стоит очень остро. Неумение или нежелание предпринимателей защищать свои нарушенные права затрагивает интересы не только конкретных лиц - участников определенной сделки, но и имеет негативные последствия для макроэкономического развития экономики страны в целом. К числу таких последствий можно отнести: кризис неплатежей, снижение платежеспособности большого числа субъектов предпринимательства, непоступление в казну значительной части налогов и др.
2.1 Формы и способы защиты прав субъектов предпринимательства
Защита гражданских прав представляет собой комплекс мер применяемых для обеспечения свободной и надлежащей реализации субъективных прав, включая судебную защиту, законодательные, экономические, организационно-технические и другие средства и мероприятия, а также самозащиту. Субъективное право на защиту предусматривает:
· возможность совершения- правомочным (обладающим прав; ми) лицом собственных положительных действий;
· возможность требования определенного поведения от обязанного лица.
Субъективное право на защиту предполагает защиту не только самих прав (например, имущественных), но и охраняемых законом интересов. Например, в результате пожара на складе хранящиеся в нем вещи сгорели. В этом случае нельзя говорить о защите права собственности на уже не существующие вещи. Но интересы собственника могут быть защищены путем возмещения ему ущерба или иным способом.
Различают две основные формы защиты гражданских прав: юрисдикционную и неюрисдикционную. Под юрисдикционной формой защиты понимается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных прав или оспариваемых субъективных прав: лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам (в суд, арбитражный суд, третейский суд, вышестоящую инстанцию и др.), которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения. При этом если дело рассматривается судом (общей юрисдикции, арбитражным, третейским), то говорят об общем (судебном) порядке защиты. Если жалоба подается в вышестоящий управленческий или государственный орган, - речь идет о специальном (административном) порядке защиты.
В случаях, предусмотренных законом, защита гражданских прав может осуществляться в административном порядке. При этом решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд. Таким образом, смешанный (административно-судебный) порядок защиты заключается в том, что сначала подается жалоба в соответствующий государственный орган, а затем может подаваться иск в суд.
Неюрисдикционная форма защиты - совокупность действий граждан и правозащитных организаций, которые совершаются самостоятельно, без обращения к государственным и иным компетентным органам.
Общие способы защиты прав участников гражданского оборота, в том числе и субъектов предпринимательской деятельности, установлены ГК РФ. К ним относятся: