Смекни!
smekni.com

Государство и право древнего Китая 2 (стр. 1 из 2)

Министерство образования и науки Украины

Одесская национальная юридическая академия

Тираспольский филиал

Специализация:

Государственное управлении и

международно-правовые отношения

или Управленческая деятельность

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по……………………………………….

На тему:

………………………………………………

Студентки І курса

Заочного – очного отделения

Турты Александры игоревны

Научный руководитель

Тирасполь – 2010


Содержание
1 Введение
2 Сословно-классовое деление в Древнем Китае
3 Государственный строй.
4 Местное управление.
5 Право Древнего Китая
6 Источники права
7 Уголовное право
8 Семейное право
9 Регулирование имущественных отношений
10 Судебный процесс.
11 Заключение
12 Список используемой литературы

Введение
История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов обозначаемых
в исторической литературе по имени царствующих династии: период Шан
(Инь) (XV-XI вв. до н.э.), период Чжо (XI — III вв. до н.э.). В период Чжоу
выделяются особые периоды:
Чуньцю (VIII — V вв. до н.э.) и Чжаньго — "борющихся царств" (V—III
вв. до н.э.), последний завершился созданием централизованных империй в
периоды Цинь и Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.).
Первые очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае начали
возникать во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ на базе
перешедших к оседлому земледелию родовых групп иньских племен. В
иньском Китае вследствие разложения родоплеменных связей,
прогрессирующего разделения труда выделяется управляющий слой родовой аристократии: правитель-ван и его приближенные, родственники, сановники, племенные вожди и рядовые соплеменники, а также чужаки-иноплеменники, превращаемые, как правило, в рабов.
Создание первоначального примитивного государственного образования
в Шан (Инь) было связано с необходимостью организации производства,
орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек,
защиты территорий. Это выразилось, во-первых, в превращении племенного
вождя в обожествляемого правителя иньского царства — вана, обладавшего
значительной властью, во-вторых, в образовании административного
аппарата, состоящего из многочисленных управителей, военачальников,
жрецов и прочих, противостоящих массе общинников. В эпоху Инь
утверждается верховная собственность царя-вана на землю, этому
способствовали представления о Ване как о земном божестве.
Социальное и политическое развитие народов всего бассейна реки
Хуанхэ было значительно ускорено завоеванием царства Инь в конце XII в.
до н.э. пришедшими с запада чжоусскими племенами, которые установили
господство над населением всего Северного Китая, над множеством
разрозненных родоплеменных коллективов, находящихся на различных
стадиях разложения родовых отношений. Чжоусский ван был поставлен
перед необходимостью организации управления огромной территорией. С
этой целью он передал завоеванные земли в наследственные владения своим
родственникам и приближенным, которые вместе с землей получали и
соответствующие титулы.
Первоначально власть титулованных владельцев уделов сдерживалась
силой центральной власти. Однако в VIII в. до н.э. удельные правители,
бывшие верные подданные вана, начинают приобретать фактически полную
независимость. Власть вана ограничивается пределами его владения-домена.
Становясь местными царьками, удельные правители сами начинают
жаловать земли за службу, обрастая своими вассалами, своим аппаратом
управления. Таким образом, в чжоусском Китае господствует
раздробленность с характерной ей междоусобицей, приводящей к захвату то
одним то другим местным царством позиций гегемона, к поглощению им
более мелких царств.
Долголетние непрерывные войны привели к экономическому упадку, к
разрушению ирригационных сооружений и, наконец, к осознанию
необходимости мира, сближения народов Китая Выражением новых
настроений стали проповедники конфуцианской религии, призывающие к
объединению страны "без пристрастия и уничтожения людей". Несмотря на
войны, в период Чжаньго усиливаются экономические и культурные
контакты различных районов и народов, что приводит к их сближению, к
"собиранию" земель вокруг семи крупных китайских царств.
В истории Древнего Китая V в. до н.э. был во многих отношениях
переломным. В это время зарождается действие тех факторов, которые
приводят к объединению царств в единую империю, где господствующей
политической идеологией и стало конфуцианство. Благодаря внедрению
железных орудий труда происходит резкий подъем экономики. Освоение
новых земель, улучшение ирригационных сооружений, рост
сельскохозяйственного и ремесленного производства способствуют
развитию товарно-денежных отношений, складыванию рынка, выделению
купечества. В этих условиях происходит интенсивное разложение общинной
и утверждение частной собственности на землю, создание крупного частного землевладения.Все это приводит к тому, что в последние века до н.э. в Китае проявляется противоборство двух тенденций в развитии общества. С одной стороны, развивается крупная частная собственность на землю, основанная на эксплуатации крестьян-арендаторов, наемных работников, рабов; с другой — формируется широкий слой податного крестьянства, непосредственно подчиненного государству. Это были два возможных пути развития : 1) через победу крупной частной собственности на землю — путь
раздробленности, междуусобиц; 2) через упрочение государственной
собственности на землю и создание единого централизованного государства.
Утверждается второй путь, носителем которого выступает царство Цинь. В
221 году до н.э. оно победоносно закончило борьбу за объединение страны.
Основы социальных порядков, государственная машина, созданные в
циньском Китае, оказались столь приспособленными к нуждам империи, что
они без всяких изменений были перенесены в Хань. Став традиционными,
они фактически сохранились в императорском Китае до буржуазной
революции 1911—1913 г.

Сословно-классовое деление в Древнем Китае
В шаньско-иньском (XV—XII вв. до н.э.) и раннечжоусском (XI—Х вв.
до н.э.) переходном от общинно-родового к классовому обществу Китае
складывающиеся сословно-классовые границы проходили между тремя
социальными слоями : а) привилегированной правящей родовой
аристократией, состоящей из верховного правителя, его родственников и
приближенных, местных правителей с их родственниками и
приближенными, а также из глав родовых и большесемейных (клановых)
объединений; б) свободными крестьянами-общинниками; в) бесправными,
рабами, которые находились в услужении у представителей знати.
Правящая знать жила за счет эксплуатации не только рабов, но и
общинников-крестьян, присвоения их прибавочного продукта. Этому
соответствовала система "общественных полей", при которой 1/9 часть
общинной земли обрабатывалась сообща общинниками, а урожай с
"общественных земель" в виде ренты-налога шел на содержание правителя и
знати, а также на государственные и общественные нужды.
В связи с дальнейшим развитием государственного аппарата,
усложнением управленческих функций в чжоусском Китае формируется еще
одно привилегированное сословие — чиновников различных рангов,
существующих за счет той же ренты-налога, получаемой в форме
"кормления" с определенных общин, территорий.
Разложение общинной собственности на землю, присвоение общинной
земли (особенно "общественных полей") знатью, верхушкой чиновничества
приводит в VI, V вв. до н.э. к росту как крупного, так и мелкокрестьянского
частного землевладения, а вместе с тем и к увеличению числа безземельных
и малоземельных крестьян, которые становятся, как правило, арендаторами-
издольщиками на частновладельческих и государственных землях.
Вместе с исчезновением "общественных полей" рента-налог в форме
отработок на "общественных полях" была заменена налогом продуктами
соответственно количеству земли, находящейся у отдельных семей. Впервые
налог с количества обрабатываемой земли, закрепленной за отдельными
хозяйствами, был введен в царстве Лу в 594 году до н.э.
Несмотря на качественный перелом в экономике в это время, процесс
образования классов в Древнем Китае шел медленно. Основная
эксплуатируемая масса населения не была однородной ни с классовой, ни с
сословной точек зрения. В нее входили работники, лишенные полностью или
в значительной мере собственности на землю и на другие средства
производства; арендаторы-издольщики из свободных безземельных и
малоземельных крестьян рабы наемные работники.
Эксплуататорский социальный слой был также неоднороден. Он состоял
из титулованной знати, из ранжированного чиновничества и из незнатных
крупных землевладельцев и купцов Выделялся еще один социальный слой,
более однородный в классовом отношении, слой непривилегированных
свободных мелких производителей, собственников средств производства —
крестьян и ремесленников. Они находились под тяжким бременем налоговой
эксплуатации.
Различия между тремя вышеуказанными общественными слоями
находили выражение и в праве. "Благородные" противопоставлялись
законом и традицией как "подлым" (бесправным рабам, крепостным,
оброчным невольникам), так и "простонародью" (свободному крестьянству,
ремесленникам).
Рост крупного землевладения, сопровождаемого массовым
обеземеливанием общинников-крестьян, подтачивал основы традиционной
системы эксплуатации податного крестьянства. Катастрофическое
сокращение числа налогоплательщиков вынуждало государство с помощью
реформ ограждать их от разорения. В 119 году до н.э., например, ханьский
император Уди издает указ о конфискации у крупных землевладельцев
(купцов и ростовщиков) частных земель и рабов. Им вводится большой
налог на крупные состояния. Еще более радикальная попытка ограничить
рост крупного землевладения была предпринята императором Ван Маном в 9
году до н.э . Он попытался провести перераспределение земельного фонда.
Вся земля была объявлена императорской собственностью, запрещалась ее
купля-продажа. Однако этот запрет был снят под давлением крупных
собственников ровно через три года.
Реформы и в дальнейшем способствовали установлению определенного
равновесия государственного и частного землевладения.
Государственный строй.
Деспотические черты правления стали складываться еще в иньском
Китае, где сначала не существовало строгого порядка престолонаследия —
наследовали братья, сыновья, племянники. В конце Инь престол стал
передаваться старшему сыну. В это время складывался и административный
аппарат, в котором чиновники из поколения в поколение занимали одни и те
же должности, передаваемые по наследству, однако с соизволения вана.
В раннечжоусском Китае власть и личность вана окончательно
сакрализуется. Он носит титул "сына Неба", который "управляется Небом",
его называют "отцом и матерью" своих подданных. Ван — первосвященник.
Центром управления в чжоусском Китае был двор вана. Дворцовая
система управления замыкала на дворце всю деятельность по обслуживанию
самого вана и по управлению государственными делами. Близко к вану стоял
цзай — управитель, который вместе с подчиненными ему чиновниками был
глашатаем воли вана внутри дворца, ведал дворцовыми ремесленниками,
следил за храмами предков вана и пр. Особое место при дворе занимали
шаньфу (стольники), обслуживающие личные нужды вана, выполняющие
универсальную и особо доверительную работу по выполнению его
различных административных и военных поручений. Ряд должностей был
связан с функциями контроля над государственной хозяйственной
деятельностью. Леса, воды, пастбища, например, были объектом забот
особых чиновников, подчиненных "надзирателю земель" .
По образцу двора вана строилось управление и в автономных уделах.
Администрация в уделах возглавлялась удельными правителями — чжухоу,
они опирались на советников и помощников. Правителей уделов собирал ван
для обсуждения вопросов о "наказаниях, о ритуале, о справедливости". В
VII—VI вв. до н.э. чжухоу, вышедшие из подчинения вана, стали заключать
на своих съездах "клятвенные договоры" между собой, ставшие основной
формой их взаимоотношений.
В циньско-ханьском Китае складываются централизованные
деспотические империи. Победу централизации в Древнем Китае можно
объяснить рядом причин, в частности этнической, духовной, культурной
общностью населения Китая. Не последнюю роль сыграло и осознание
наиболее дальновидными представителями правящих слоев Китая
необходимости объединения, прекращения между-усобной борьбы "всех
против всех". Эти стремления выразились в распространении в эпоху
Чжаньго идеологии логистов .
"Власть — это то, чем располагает лишь правитель", — писал Шан Ян,
один из идеологов легизма и государственный деятель Циньской империи.
Деятельность легистов, отстаивающих в качестве главных интересы
правителя, государства, казны, была ответом на развитие частной земельной
собственности, угрожавшей традиционной системе эксплуатации податного
крестьянства.
Шан Ян в IV в. до н.э. провел серию реформ, которые привели к
централизации царства Цинь и его последующему усилению,
завершившемуся созданием Циньской империи. На основании этих реформ
была разрешена свободная купля-продажа земли, введен налог на землю,
который взимался с каждого землевладельца в зависимости от размеров его
земельного владения. С налогом на землю было введено четкое
административно-территориальное деление, а также круговая порука в
десяти-, пятидворках, призванных на основе взаимной слежки охранять
порядок на своих территориях. В целях предотвращения длительных распрей
семейных кланов была запрещена кровная месть. Введены единые мера и вес
и др.
Политика легистов в царстве Цинь нанесла сильный удар главному
противнику централизации — потомственной титулованной аристократии.
По новому положению о рангах знатности они присваивались не в связи с
аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. В конце
III в. до н.э. в империи Хань была создана система 20 чиновничьих рангов,
соответственно которым чиновники занимали должности и получали
жалованье. Последнее означало выплату от 10 тыс. даней зерна в год
обладателю 1-го ранга, до 100 даней — обладателю 20-го ранга. 1 дань —
103,5 литра зерна. .
Власть монарха в циньско-ханьском Китае обожествлялась. Правитель
царства Цинь, объединивший в границах Циньской империи обширные
территории, принял титул императора (ди). Император выступал в качестве
символа, олицетворения "связывающего единства" страны. Важное место в
государственном аппарате занимали органы, которые были связаны с
ритуалом и обрядами, призванными поддерживать миф о божественном
происхождении "сына Неба". В руках китайского деспота сосредоточивалась
полнота военной и законодательной власти. Он был высшим судьей, стоял во
главе многоступенчатого военно-бюрократического аппарата, назначал всех
высших чиновников центрального и местного аппаратов.
Центральный аппарат империи включал в себя ряд ведомств:
финансовое, военное, судебное, обрядов, сельского хозяйства, ведомство
императорского двора, дворцовой стражи. Главы ведущих ведомств
приглашались на совещания к императору, на которых обсуждались важные
вопросы государственной жизни.
По сравнению с государственным аппаратом других древневосточных
государств этот аппарат отличался и многочисленностью, и большим
объемом полномочий, что в свою очередь определяло социальную
значимость, престиж чиновничества.
Финансовое ведомство вместе с военным ведомством сложились еще в
VII—IV вв. до н.э. в царстве Лу. Во главе его в Ханьской империи стоял
канцлер (чэмсян), выполнявший обязанности первого министра, главного
помощника правителя (вначале их было два — "левый" и "правый"). Он
разрабатывал финансовую политику, определял суммы налоговых и других
поступлений в доход казны, государственные расходы и пр.
Со временем вместе с усложнением функций государственного аппарата
стала больше разграничиваться деятельность отдельных ведомств, но это
был длительный и незавершенный в Древнем Китае процесс. Командующим
армией, например, считался сам император, но положение канцлера как
первого помощника и главы административного аппарата делало его
ответственным за все военные приготовления.
Финансовое ведомство осуществляло свои функции вместе с ведомством
императорского двора, которое выполняло и некоторые функции
организатора общественных работ.
Ведомство императорского двора сложилось в Ханьской империи, когда
содержание императора и придворных стало требовать много денег и за
правителем была закреплена часть налоговых поступлений, идущих на его
личные нужды. Налоговые функции финансового ведомства и ведомства
императорского двора, располагавших значительным штатом, делились в
соответствии с характером налога и его назначением. Ведомству
императорского двора шли налоги в основном от эксплуатации водных
сооружений и горных разработок. В этом ведомстве существовала должность
особого чиновника (душуйя), руководящего строительством и эксплуатацией
оросительных сооружений. Сам факт взимания налогов за пользование
оросительными сооружениями для личных нужд правителя свидетельствует
о том, что верховная собственность на воду сосредоточивалась в руках
императора.
Особая роль отводилась военному ведомству, возглавляемому тайвэем, к
ведению которого относились комплектование армии назначение военных
чинов и пр. О его важной роли свидетельствовало, в частности, то, что
тайвэй наряду с первым министром (чэн-сяном) и верховным цензором
(юйшидафу) входил в высшую, наиболее привилегированную категорию
чиновников — "трех гунов"
В империи существовало особое ведомство обрядов, руководимое
верховным жрецом. Унифицированный ритуал должен был служить
социальному сплочению, воспитанию населения в духе признания
незыблемости и святости существующих порядков. Характерно, что
верховный жрец осуществлял надзор за созданной в 124 году до н.э.
императорской академией, готовящей высокопоставленных чиновников. Он
тем самым выступал в роли "министра образования".
Цензорские органы возглавлялись верховным цензором. Чиновники
этого ведомства, доверенные лица и личные представители императора
стояли на страже существующих порядков как в центре, так и на местах. Они
были "глазами и ушами" императора в каждом округе, контролировали
работу всех его должностных лиц, следили за их благонадежностью,
расследовали по прямому поручению императора заговоры и другие
государственные преступления.
Глава ведомства сельского хозяйства был своеобразным верховным
казначеем, ответственным за поступления в государственную казну налогов,
откупных платежей за трудовые повинности, доходов от государственных
монополий на соль и железо. Он контролировал также расходы на
содержание чиновничества и армии.
Местное управление.
Государственные формы эксплуатации податного крестьянства
требовали установления четкого административно-территориального
деления. Еще в Западном Чжоу в середине IX в. до н.э. появились первые
элементы территориального деления. Здесь были введены округа,
являющиеся налоговыми и военными единицами. Уездная территориальная
администрация в Китае начала складываться еще в начале VII в. до н.э., в
период существования удельной системы. В каждый уезд направлялся чи-
новник, ответственный перед правителем царства или крупного удела. Это
впоследствии сыграло важную роль в ликвидации самой удельной системы,
в укреплении власти центра на местах.
Циньско-ханьский Китай делился на области или округа, те — на уезды,
уезды — на волости, а волости — на общины — низшие административно-
территориальные единицы. На местах действовала сложная система
управления, основанная на соподчинении гражданских и военных чинов.
Так, во главе каждой провинции стояли губернаторы, которые делили свою
власть с представителями военного ведомства, в их подчинении были
расквартированные там армейские подразделения. Только в пограничных
областях гражданские и военные функции сосредоточивались в руках гу-
бернатора.
Община, несмотря на разрушение общинного землевладения продолжала
играть роль относительно обособленной единицы Руководство общиной
осуществляли староста и "отцы-старейшины" Низший административный
персонал, начиная с волостных старейшин, не входил в состав
чиновничества. Его представители как и Другие общинники, выплачивали
налоги и несли трудовые повинности, но пользовались большой властью,
вплоть до мобилизации общинников-крестьян для защиты общинной
территории Во главе городского самоуправления стоял совет старейшин
(санълао)
Бюрократический контроль распространялся и на органы местного
самоуправления. Система взаимной слежки, ответственности действовала на
всех уровнях: от сельской общины, построенной на круговой поруке, до
высших чиновников, отвечающих за нарушения приказа или за плохую
работу подчиненных им чиновников.
Армия играла огромную роль в Древнем Китае, что определялось
частыми войнами и крестьянскими восстаниями. Войны, в частности
завоевание чжоусцами значительных территорий шаньско-иньской эпохи,
оказали непосредственное влияние на становление китайского государства.
Основу военной силы чжоусцев составляли воины-полупрофессионалы,
входившие в армейские группы и размещенные в военных поселениях и
лагерях. Военным лагерям выделялись земельные угодья, составлявшие их
хозяйственную базу. Источники сообщают о 14 армиях, находящихся в
распоряжении вана. Должности командующих группой армий передавались
по наследству.
Воинские повинности в империи Цинь существовали наряду со
строительными и гужевыми. В армию брали мужчин от 23 до 56 лет,
которые должны были пройти годичную подготовку, нести гарнизонную
службу в течение года и месяц в году служить в ополчении по месту
жительства . На охрану государственных границ без указания сроков службы
направлялись прежде всего провинившиеся чиновники, преступники,
потерявшие свободу за долги заложники, бродячие торговцы и только в
последнюю очередь свободные земледельцы.
Постепенно формировалась и постоянная армия, находящаяся на
содержании казны. Она состояла из телохранителей императора, частей,
охранявших столицу. На эти части, численность которых в 140 году до н.э.
достигала 20 тыс. человек, возлагались и полицейские функции. Так, поимка
бандитов и разбойников была обязанностью военного ведомства. Начальник
императорской гвардии, телохранитель вана, занимал важное место при
дворе.
Наличие специального судебного ведомства в империи Цинь во главе с
тинвэем и провинциальных судей свидетельствует об определенном
выделении судебных функций из общеадминистративных, которое, однако,
проводилось непоследовательно и касалось, видимо, только уголовных дел.
Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе.
Судебное ведомство ("ведомство наказаний") строго следило за
применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких
преступлениях проходили через его руки, особенно дела, связанные с
превышением власти чиновниками и пр. Вместе с тем в ханьском Китае
почти все административные органы обладали судебной властью.
Пресечение злоупотреблений чиновников возлагалось также на
представителя верховного цензора в провинциях Низшим судом по
гражданским делам была уездная администрация. Если в уезде дело не было
разрешено, оно направлялось губернатору провинции, который в случае его
сложности мог адресовать дело в центр, начальнику судебного или другого
ведомства. В качестве последней инстанции выступал сам император, кото-
рый мог непосредственно разбирать судебные дела.
Право Древнего Китая
Ни одна правовая система в мире не испытала столь мощного влияния
двух противоборствующих философских учений как правовая система
Древнего Китая, в истории которой этико-политические догматы
конфуцианства и политико-правовые концепции легизма стали
определяющими факторами самого поступательного развития права, его
идейных основ, принципов и институтов а также механизмов
правоприменения, традиционного правопонимания китайцев.
Общей чертой этих двух древнекитайских школ была их политическая
направленность, стремление организовать жизнь китайского общества на
"рациональных", "справедливых" началах но понимаемых каждой школой
по-разному" . Это привело к острой борьбе между ними, закончившейся в
результате компромиссом.
В развитии древнекитайского права можно выделить три этапа На
первом этапе в шаньско-иньском и раннечжоусском Китае в регулировании
общественных отношений главную роль играли этические нормы (ли),
определяющие отношение членов китайского общества к правителю - вану
и внутри семейные отношения. Эти нормы строились на почитании
родителей, старших, на преклонении перед знатностью, на преданности
вану.
Правовые нормы в это время не вычленялись еще из общей массы
религиозно-этических норм, с которыми они составляли единое целое.
Вместе с тем все большее значение по мере укрепления власти ванов
приобретают распоряжения и приказы правителя, его приближенных,
высших чиновников, исполнение которых обеспечивается принуждением.
В VI в. до н.э. создает свое учение великий философ Конфуций,
непререкаемый авторитет которого пережил в китайском обществе века.
Основная философская идея конфуцианства — идея гармонии как главного
условия всеобщего космогонического порядка, равновесия в мире, а
следовательно, и счастья людей. Она включает в себя как гармонию между
людьми и природой, так и гармонию между самими людьми,
выражающуюся в их поведении, которое должно соответствовать
"естественному порядку", т.е. добродетели и морали.
Средством поддержания справедливого порядка у Конфуция является
не закон, а соблюдение традиций, моральных норм (ли), закрепляющих
некий образ идеального поведения, основанного на соблюдении "меры" во
всем, что, в свою очередь, должно побуждать человека к уступкам,
компромиссам.
Гармоничное общество, согласно учению Конфуция, созданное на
основе "веления Небес" — это совокупность групп (объединений людей),
каждая из которых должна существовать в социальных и правовых
условиях, максимальных для осуществления отведенных ей функций.
Главной идеей такого объединения является идея "сяо" — сыновней любви,
почитания старших, а также вышестоящих на иерархической лестнице.
Требование строгого соблюдения "ли", находящего выражение в
скрупулезно разработанном ритуале, определяло особое, принципиально
отличное от легистов, отношение конфуцианцев к законодательной форме
как к некоему мерилу, образцу правильного поведения, не требующему во
всех случаях ни строгого соблюдения, ни обязательной судебной защиты.
На втором этапе развития древнекитайского права начиная с периода
Чжаньго (V—III в. до н.э.), усиливается роль права с его стабильным
комплексом наказаний. В этот период и было создано законченное
легистское учение об управлении народом и государством наиболее ярким
представителем легизма Шан Яном отстаивающим абсолютную власть
правителя, который с помощью строго установленного, не подлежащего
обсуждению закона определяет всю жизнь подданных.
Легисты проповедовали идею бесполезности и невозможности
существования людей вне рамок жесточайших наказаний исходили из
обязательности превентивных мер и коллективной ответственности,
обеспечивающих "хорошее управление", отказывались признавать наличие
какой-либо связи между мерой наказания и тяжестью содеянного
преступления. Жестоко карать, по их мнению, следовало даже за малейшее
нарушение приказов государя Проповедуя своеобразное "равенство" перед
законом, неотвратимость наказаний за совершенные преступления, легисты
стремились лишить знать, чиновничество различных княжеств наследст-
венных привилегий во имя укрепления сильной центральной власти. Не
случайно крайнее ужесточение наказаний, требование их неотвратимости
было прямо связано с развитием понятия преступления против государства.
Обострение противоборства двух идеологий, давшего новый импульс
становлению традиционных черт и институтов древнекитайского права,
относится ко второй половине III в. до н.э., когда легизм в его крайней
форме становится официальной идеологией первой китайской империи
Цинь (221—207 гг. до н.э.), а легисты приходят к власти, претворяя в жизнь
свои правовые воззрения путем безуспешных попыток насильственно
вытравить из массового сознания конфуцианские догматы с помощью
преследования их поборников и носителей, уничтожения конфуцианских
книг и пр. Согласно легенде, Циньский император Шихуанди в 213 году до
н.э. приказал сжечь все конфуцианские книги, предав казни 400 ученых-
конфуцианцев.
С утверждением династии'Хань на последнем этапе формирования
древнекитайского права (III в. до н.э. — III в. н.э.) — этапе формальной
победы конфуцианства — происходит слияние легизма и конфуцианства в
новое учение — ортодоксальное ханьское конфуцианство, главным
назначением которого становится осмысление с позиций тогдашних
знаний, оправдание и увековечивание существующих социально-
экономических и политических порядков как разумных, отвечающих
интересам сохранения и функционирования древнекитайского общества.
Доминирующей идеей этой идеологии была конфуцианская идея
неравенства людей, их социальных, сословных, ранговых различий, а также
различий в зависимости от места в семье, пола, возраста. Незыблемости
этих различий должна была служить тщательная регламентация поведения
людей в обществе, семье с помощью жестких моральных норм "ли",
официально признанного ритуала.
Ортодоксальное конфуцианство не отвергало закона, строгих
наказаний, предполагая взаимодействие строгости и снисхождения. Из
этого предположения вытекало, что мораль и право совпадали. Мораль
задавала стереотип поведения, право с помощью наказаний запрещало от
него уклоняться. Нормы господствующей конфуцианской морали должны
были отныне насаждаться силой, строгой карой закона ("фа"), что и нашло
выражение в формулах ортодоксального конфуцианства: "там, где
недостает "ли", следует применять "фа", или то, что наказуемо по "фа", не
может быть дозволено по "ли", то, что позволено по "ли", не может быть
наказуемо по "фа".
Слияние конфуцианства и легизма способствовало тому, что нормы
"ли" приобрели большую обязательность и формализм а в право были
перенесены целые пассажи из канонизированных к этому времени
конфуцианских произведений "Чжоу ли", "И ли" Ли цзы , в которых еще в
начале второй половины I тысячелетия до н.э. были систематизированы и
закреплены нормы конфуцианской морали .
Источники права
Согласно исторической традиции первые писаные законы в Китае
появились в государстве Шань, а в Х в. до н.э. в Чжоу якобы существовал
Уголовный кодекс, насчитывающий 3 тысячи статей. Ссылки на
исключительную давность китайских кодексов — дань традиции,
конфуцианскому учению, что правитель "не создает право, а передает его,
доверяя древним и любя их".
Появление писаных законов в Китае фактически относится к VI—V вв.
до н.э., что было связано с усилением социального расслоения китайского
общества. Не случайно одним из первых писаных законов был Закон о
поземельном налоге, принятый в VI в. до н.э. в царстве Лу, закрепивший
ликвидацию общинного и установление частного землевладения.
Усиление законодательной деятельности в период Чжаньго "Воюющих
царств", в V—III вв. до н.э., было связано также с необходимостью
использования закона в целях стабилизации политической обстановки в
условиях изнурительной, непрекращающейся борьбы отдельных китайских
княжеств между собой.
Одним из первых материальных свидетельств писаных законов в
Древнем Китае стал найденный бронзовый треножник с текстом
"Обозрения законов", относящийся к 536 году до н.э., основой которого
стало понятие "у син" — пяти видов наказаний за преступления: клеймение,
отрезание носа, отрубание одной или 'обеих ног, кастрация и смертная
казнь, ставшая наиболее распространенным наказанием. Лишь на рубеже V
— IV вв. до н.э. появился один из первых сводов законов "Книга законов
царства Вэй", составленная Ли Фуем на основе правовых положений,
принятых в отдельных княжествах и по традиции считающихся законами
предков. Он состоял из 6 глав: законы о ворах, о разбойниках, о заключении
в темницу, о поимке преступников, об орудиях казни и пытки.
Этот сборник положил начало последующей практике разработки
сборников законов. В ханьском Китае в III — II вв. до нэ проводилась
огромная работа по описанию, переписке, комментированию и
восстановлению древних законов. "Книга законов царства Вэй была в это
время дополнена еще рядом глав, в частности нормами права о военном
деле, о государственном коневодстве и о финансах.
Появление писаных законов не могло изменить свойственный всему
древнему праву Китая порядок, при котором непосредственному приказу
вышестоящего лица, вплоть до правителя или правилам нравственности,
возведенным в ранг общепринятых установлении Конфуцием или его
последователями, отводилось главное место в регулировании
жизнедеятельности китайского общества. Законы не вытеснили и широко
распространенных во все времена на общинном уровне норм обычного
права, регулирующих многие стороны общественных отношений, в
частности поземельных.
Уголовное право
Традиционное право Китая развивалось в основном как уголовное
право, нормы которого носили как бы надотраслевой характер. Они
пронизывали сферу и брачно-семейных, и гражданских отношений и пр.
Это обстоятельство и определяет необходимость изначального
рассмотрения, вопреки установившейся в учебной литературе ирактике,
институтов и норм уголовного права, являющихся самостоятельной, особо
значимой частью не только правовой системы Китая, но и всей
традиционной конфуцианской культуры. Именно в этой сфере с
наибольшей отчетливостью проявлялся многовековый спор между
конфуцианством и легизмом: что является лучшим средством управления
— моральная норма (ли) или наказание (син).
Понятие преступления в Древнем Китае связывалось с проявлением
преступной воли человека. Правонарушитель рассматривался как "низкий
человек", его "низость" определялась тем, что он выступал носителем этой
пагубной, преступной воли, которая в зависимости от характера
преступления могла разрушить или весь мир, или порядок, гармонию в
той социальной группе, к которой преступник принадлежал.
Из признания примата моральных норм вытекало, что мера
виновности и суровость наказания должны были соответствовать не
столько характеру самого поступка, сколько характеру духовного
состояния преступника, не столько тяжести преступного действия,
сколько интенсивности преступной воли.
В ханьском Китае, согласно конфуцианскому принципу "если воля
добрая, человек не нарушает закон", стали складываться специфическое
учение о форме вины, учитываться преступная воля при определении
меры наказания. Требование учета воли преступника было закреплено и
законом в 120 году до н.э. В соответствии с этим требованием в китайском
праве стали выделять предумышленные и преднамеренные преступления,
преступления, совершенные с умыслом и без такового, а также по ошибке.
Одно наказание следовало за умышленную клевету, другое, более легкое,
— за неподтвердившийся донос. Тяжесть наказания за телесное
повреждение зависела от того, было оно нанесено со "злодейским
умыслом" или в драке.
В древнем праве проводились различия и между оконченным
преступлением и покушением как проявлением преступной воли,
наказываемым в принципе более мягко. Но нечеткость действия многих
общих принципов уголовного права, которые деформировались под
прессом конфуцианских догматов, приводила к тому что часто покушение
наказывалось как законченное преступление например, в случае
намерения убить кровного родственника.
Концепция "преступной воли" определяла и содержание таких
институтов как соучастие и групповое преступление. Еще на Рубеже
новой эры сложилась особая норма, согласно которой главарем в
преступной группе считалось лицо, непосредственно замыслившее
преступление, планировавшее его. Преступление признавалось
групповым, если оно было совершено по предварительному сговору, в
противном случае участники преступной группы отвечали каждый за
отдельное преступление. Выделение главаря, идейного вдохновителя
преступления, вина которого считалась особо тяжкой по сравнению с
другими участниками преступной группы, было победой конфуцианцев
над универсальной идеей наказания легистов, закрепленной еще в
вышеупомянутом законе в 120 году до н.э.
Содержание правых положений о смягчающих вину обстоятельствах и
отягчающих их (понятия невменяемости китайское традиционное право не
знало) определялось также наставлением Конфуция: "Любить родителей и
родственников преимущественно перед другими, всячески оказывать
почтение престарелым, проявлять сострадание к калечным и милосердие к
детям" . В свете этой заповеди освобождались от телесных наказаний
дети младше 8 лет и старики старше 70 лет.
Включение тех или иных противоправных действий в список
преступлений, определение тяжести наказаний за них зависели от ряда
причин: от субъективной воли императора, от доминирующего влияния
тех или иных правовых концепций: конфуцианских или легистских. Этот
список носил крайне дробный и неопределенный характер. Уголовному
преследованию, например, подвергались невыплатившие долг должники.
Уже чжоусскому законодательству, как сообщают источники были
известны 500 видов преступлений. Неизменно в этом списке особое место
стали занимать государственные преступления _ измена императору, бунт
и др. В царстве Цинь одним из тяжких государственных преступлений
считалось хранение запрещенной литературы конфуцианского толка.
В IV—III вв. до н.э. в пособиях для чиновников содержались такие
примеры рассмотрения уголовных дел, как кража из храма кража
предметов культа, нанесение ранений, клевета, дезертирство из армии.
Рано выделились в соответствии с канонами конфуцианской морали и
такие преступления, как непочтение к отцу к старшим в семье. Еще в
древности была введена ставшая традиционной ответственность
вышестоящих и нижестоящих сослуживцев чиновника, совершившего
ошибку или проступок по службе. В III в. до н.э. была введена и
ответственность чиновников, знавших о вине своего коллеги и не
донесших на него.
Наказания. Термин "бао" использовался в Древнем Китае в значении
воздаяния за совершенное преступление. Живучесть представления о
наказании как о воздаянии по принципу талиона берущего свое начало с
первобытнообщинного строя, определила длительное существование в
Китае обычая кровной мести, с которым оезуспешно боролись китайские
правители.
Окончательное утверждение традиционной системы наказании в V—
IV вв. до н.э. было связано с ее философским осмыслением на основе
использования сакральной у древних китайцев цифры пять . Шкала
наказаний включала в себя: клеймение, отрезание носа, отрубание ног,
кастрацию и смертную казнь. Она дополнялась другими наказаниями —
битьем толстыми или тонкими палками от 100 ударов до 500 ударов (500
ударов толстыми палками было равносильно смертной казни),
обращением в рабство, штрафом. Крайняя жестокость наказаний,
особенно при господстве легистов в царстве Цинь, где преступников
варили в котле, вырывали у них ребра, сверлили головы,
уравновешивалась в определенной мере возможностью применения
символических уголовных санкций. Еще шаньско-иньскому Китаю,
например, была известна особая система символических наказаний
("сян"), когда отрезание ноги заменялось покраской тушью колена,
смертная казнь — ношением холщовой рубахи и пр. Общество тем самым
пыталось перевоспитать преступника, выставляя его на всеобщее
осуждение и презрение.
Пережитки символических наказаний встречались и в период Чжоу.
Определенные попытки возродить эту систему предпринимались и в
ханьском Китае, когда в 167. году до н.э. Сяо Вэнь специальным указом
отменил телесные наказания и заменил их символическими. Эта попытка
оказалась безуспешной, так как она противоречила воззрениям
конфуцианцев, что тяжесть наказания должна соответствовать силе
нарушения "ли", ибо всякое несоответствие нарушает гармонию,
порождает ненависть. На тех же основаниях конфуцианцами велась
борьба с легистами и против тяжких наказаний за легкие преступления.
Своеобразным напоминаем "сян" в праве последующих столетий стало
сохранение татуировки в качестве одного из наказаний.
Традиционным институтом китайского права, против которого
конфуцианцы вели безуспешную борьбу с легистами, был институт
коллективной ответственности родственников преступника. В глубокой
древности истреблялся весь род преступника. В цинь-ском. Китае за
государственные преступления казнили не только преступника, но .и три
поколения его родственников по линии отца, матери и жены. Казни таких
преступников предшествовали все другие наказания, сначала татуировка, а
затем забивание палками. У тех преступников, кто клеветал, злословил,
оскорблял, проклинал императора, предварительно отрезали языки.
Наказание, таким образом, преследовало сугубо устрашающие цели.
Некоторое смягчение наказания под влиянием конфуцианизации права на
третьем этапе его развития выразилось во временной отмене наказания
невиновных родственников преступника и в утверждении нормы о
безнаказанности укрывательства родственниками (детьми, женами,
внуками) близких лиц, совершивших преступление. Наказание неизменно
отражало сословно-классовое положение преступника и потерпевшего.
Карательная политика в отношении рабов менялась. В I в. до н.э. была
запрещена распространенная ранее практика безнаказанного убийства ча-
стных рабов, отменен закон о смертной казни раба, ранившего свободного.
Семейное право
Семья носила в Древнем Китае патриархальный характер. Большие
семейные связи отличались прочностью. Во главе большой семьи как
хозяйственной единицы стоял старший в семье мужчина, которому
подчинялись все члены семьи:
жены и наложницы, сыновья и внуки, их жены и дети, рабы и слуги.
Глава семьи выступал в роли ее властителя, хозяина имущества.
Понятие "отец" обозначалось иероглифом "фу", выражавшим руку,
державшую прут, — символ наказания за непослушание членов семьи.
Большие семейные связи стали ослабевать вместе с развитием частной
собственности на землю. Этот процесс был ускорен политикой легистов.
Борясь против сепаратизма влиятельных больших семей, семейных
кланов, являющегося препятствием на пути создания сильной центральной
власти, Шан Ян в 356 — 350 гг. до н.э. санкционировал принудительный
раздел больших семей, но большая семья, вместе с жесткими
патриархальными порядками, как социально-хозяйственная ячейка не
исчезла и в последующие века.
Основы брачно-семейного права строились на конфуцианских
представлениях о семье как о первичной социальной ячейке, функ-
ционирующей на основе естественных законов в общей системе
социального порядка. Первейшей целью брака было обеспечение
физического и духовного воспроизводства семьи, которое достигалось
рождением прежде всего мужского потомства, "чтобы человек, — как
было записано в Ли цзы, — был в состоянии правильно служить усопшим
предкам и иметь возможность продолжать свой род" . Отсутствие
потомства рассматривалось конфуцианцами как проявление сыновней
непочтительности, наиболее тяжким из других видов непочтения к
родителям.
Для заключения брака необходимо было соблюдение ряда условий.
Брак заключался семьями жениха и невесты или самим женихом и
скреплялся частным соглашением, нарушение которого влекло за собой не
только определенные материальные потери но и наказание в уголовном
порядке старших в семье. Традиционное убеждение, что брак — это не
только соглашение между живыми но и умершими предками, крайне
заинтересованными в приобретении жены и ее плодовитости, находило
выражение в соответствующем ритуале сватовства, включавшем в себя не
только дары от семьи жениха семье невесты (деньги, украшения, скот и
пр) но и молебен в храме предков.
Если в шаньско-иньском Китае допускались браки между род-
ственниками, то впоследствии были запрещены браки не только между
родственниками, но и утвердилось правило, что жених и невеста не
должны носить одну и ту же фамилию, чтобы ненароком не смешать
родственные семьи. Скудность семейных фамилий в китайском обществе
предопределила определенное исключение из этого жесткого правила -
при покупке "второстепенной жены" (Ли цзы кн. I) .
В книге V Ли цзы были закреплены своеобразные нижний и верхний
пределы брачного возраста: для мужчин с 16 до 30, для женщин с 14 до 20
лет, фиксировавшие как бы пределы терпения и сдерживания гнева
предков на неблагодарного и непочтительного потомка. В соблюдение
этих возрастных пределов в древности было вовлечено и само
государство, следившие за тем, чтобы они не нарушались. С этой целью,
по свидетельству Чжоу ли (кн. XI), особый чиновник составлял списки
мужчин и женщин, достигших предельного возраста, и наблюдал, чтобы
мужчины, достигшие 30 лет, брали себе в жены девиц, которым
исполнилось 20 лет.
Одним из основополагающих принципов установленного социального
порядка был принцип "Один муж — одна жена", но действовал он
своеобразно, требуя лишь строгой верности жены мужу. Муж мог иметь
"второстепенных" жен и наложниц (особенно в случае бесплодия жены),
число которых определялось в зависимости от социального положения
мужчины (Ли цзы, кн. XIV, Чжоу ли, кн. VII). Служили препятствием к
браку и определенные сроки ношения траура по мужу и его родителям, а
также браки с лицами, совершившими преступление. Запрещались и
межсословные браки, влекущие за собой уголовную ответственность,
особенно браки свободных с рабами. Свободный, взявший в жены
рабыню, наказывался как вор. В китайском традиционном праве в отличие
от большинства других восточных правовых систем развод не только раз-
решался, но и поощрялся или прямо предписывался под угрозой
уголовного наказания в случае "нарушения супружеского долга". Имелось
в виду, например, причинение вреда путем оскорблений, побоев, ранений
и пр. самому супругу и его родственникам. Требование развода могло
предъявляться не только супругами, но и - членами их семей. "Ли"
предписывали развод мужчине под страхом наказания, если жена не
"оправдала надежд предков", была непослушна свекру и свекрови,
бесплодна, распутна, завистлива, болтлива, тяжело больна, а также
воровски использовала семейное имущество .
Возможности женщины оставить своего мужа или протестовать
против развода были незначительны. Согласно древнему правилу, жена
должна была оставаться с мужем в "жизни земной и загробной", ей нельзя
было выходить второй раз замуж, но и мужу, требующему развода без
оснований, грозила каторга. Он не мог развестись, если жене некуда было
уйти или она носила траур по его родителям и пр. Ответственность мужа
за жену выражалась и в том, что при всех ее правонарушениях, кроме
тяжкого преступления и измены, она выдавалась ему на поруки.
В древности отец мог продавать детей, кроме старшего сына,
пользовавшегося рядом преимуществ перед другими детьми. Без-
наказанность убийства отцом, матерью, дедом и бабкой по отцу сына,
внука, невестки, явившегося следствием нанесения им побоев,
сохранилась до XIX в. Члены семьи, связанные обязанностью ношения
траура по умершим родственникам, несли ответственность за целый ряд
"семейных" преступлений, например несоблюдение сроков ношения
траура. Наказывались сыновья, внуки, пытавшиеся без разрешения
отселиться от большой семьи или присвоить часть семейного имущества.
Родственные отношения, положение старших и младших в семье влияли
на тяжесть наказания как за "семейные", так и за другие преступления.
Например, кража отца у сына не считалась преступлением, но донос на
старшего в семье, даже совершившего преступление, строго наказывался.
Регулирование имущественных отношений
Нормы частного права не получили самостоятельного развития в
традиционном праве Китая, хотя глагол "ю" в значении "иметь
собственность" известен был Китаю еще с конца Чжоу (IV — III вв. до
н.э.).
Верховная государственная собственность на землю сосуществовала в
Древнем Китае с общинным и частным землевладением крестьян.
Земля в Китае стала продаваться и покупаться, дробиться на мелкие
участки или концентрироваться в крупные наделы, но, какие бы
превращения землепользование не претерпевало, частный или
коллективный владелец мог распоряжаться лишь правом владения ею,
никогда не переходящим в полную частную собственность. На этом пути
стояло всесильное государство, сохранявшее неизменно свою
руководящую роль в хозяйственной жизни. "Азиатская" социально-
экономическая структура исключала правовые и политические гарантии,
которые могли бы создать условия для процветания частной
собственности вообще, на землю в особенности. Кризисный для такой
структуры рост частной собственности незамедлительно влек за собой
реформы, восстанавливающие экономический контроль государства.
Несмотря на ранний переход основной массы общинной земли в.
частное владение, община еще в I в. до н.э. могла вступать в договорные
поземельные отношения как самостоятельная сторона, а присутствие
представителя общины являлось непременным условием при совершении
поземельных сделок. Согласно источникам I в. н.э. заключать договоры
купли-продажи земли могли женщины и государственные рабы.
Поземельная сделка (купчая крепость) заносилась красной киноварью на
медную доску, что являлось отражением ранее распространенного обычая
записывать подобные сделки кровью жертвенных животных. Наряду с
куплей-продажей распространен был договор аренды земли, как правило,
на условиях испольщины, ее заклад. Широко были распространены также
договоры найма людей, ростовщического займа, условия которых
регулировались обычным правом.
В целях поощрения земледелия с древнейших времен существовало
право каждого занимать бесхозные или покинутые земли По истечении
определенного срока эти земли записывались в кадастр как частные за
обрабатывающими их.
В Древнем Китае часто издавались законы, которые в той или иной
мере отражали требования защиты мелкого крестьянского землевладения.
Это особенно ярко проявилось в I в. до н.э в изменении государственной
политики в отношении лиц, попавших в рабство за долги, и в отношении
рабовладения. Обычай закладывать детей за долги, которые становились
рабами, если не были выкуплены в течение трех лет, существовал
повсеместно.
В I в. н.э. император Уди издал рескрипт об освобождении всех
обращенных ранее в государственных рабов и рабынь, "если прежними
законами не было предусмотрено наказание за совершение ими
преступлений". Были освобождены в ряде областей Китая также рабы,
продавшие себя из-за голода и насильно проданные в рабство, а также
женщины, отданные в наложницы. Запрещено было клеймение рабов, а к
лицам, "силой чинившим препятствия" освобождению рабов, было
предписано применять наказания "в соответствии с законом о
насильственной продаже людей в рабство".
Судебный процесс.
В состязательном по своему характеру процессе в Древнем Китае
очень рано стали вводиться элементы розыскного процесса, который со
временем утвердился безраздельно. Расследование преступлений еще в
древности поручалось особому чиновнику (линьши).
Оно начиналось с заявлении или доноса в уездную управу или
окружное управление. Донос, особенно касающийся кражи и убийства,
должен был быть точно определенным, неточность влекла за собой
наказание. "Право" на донос зависело от социального положения лица и
его места в системе кровнородственных связей, за исключением доноса о
преступлении против государя и государства. Жестко, на основе принципа
"возврата обвинения", карался лжедонос. В этом случае доносителю
грозила та же кара, которая предполагалась лицу, если бы донос был
правдив. Запрещались под угрозой смертной казни доносы на родителей,
деда, бабку и других близких родственников, кроме убийства отца, при
котором доносить можно было даже на мать. Подлежали удавлению рабы,
донесшие на своего хозяина, за исключением обвинения последнего в
мятеже и измене. Запрещались анонимные доносы, осужденные по такому
доносу освобождались. Выдавать своих людей, т.е. представлять в суд
домочадцев и рабов должен был глава семьи, в противном случае он
наказывался сам. Ему же предоставлялось право наказывать своих рабов, а
по специальному разрешению властей даже убивать их за провинности.
Уездные чиновники вели следствие и приводили в исполнение приговор
например битье палками осуществлялось тут же, в суде. Расследование
тяжких преступлений (мятежей, измены и пр.) передавалось в окружные
управы.
Одним из важных доказательств, наряду со свидетельскими
показаниями и вещественными доказательствами, добытыми в ходе
осмотра места преступления или освидетельствования трупа считалась
клятва. Циньское руководство по расследованию уголовных преступлений
свидетельствует о применении пыток в судах в том случае, если
преступник был изобличен, но отказывался признать себя виновным, или
если преступник менял свои показания в ходе дознания . Действовал
принцип презумпции виновности обвиняемого. Гарантией от
злонамеренного применения пыток, битья палками было наказание
следователя каторжными работами за смерть обвиняемого под пытками.
Широко применялось вынесение решения по делу по аналогии.
Тела или головы преступников, подвергшихся смертной казни,
выставлялись для публичного обозрения в открытом поле, на рынке или во
дворе дворца, если преступник был сановным лицом.
Заключение
Подведем итого нашей курсовой работы. Если верить преданиям,
уже в Х в. до н.э. чжоуским Му-ваном было разработано уложение о
наказаниях. Эта кодификация насчитывала якобы 3000 статей. В
Уложении говорилось о смягчающих и отягчающих обстоятельствах,
различались неосторожные и умышленные деяния. По всей вероятности,
Уложение представляло собой запись отдельных судебных решений и
закрепляло прежде всего нормы обычного прав.
Период Чжаньго отмечен бурным развитием законодательной де-
ятельности. В идеологии этого времени господствовали два течения,
оказавшие большое влияние на развитие права: конфуцианство и ле-
гизм. Философское учение конфуцианства признавало преобладающее
значение норм морали над нормами права, отождествляя право с
уголовным законом. Легисты, напротив, придавая большое значение
правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи
жизни, проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость
наказания для всех лиц, выдвигали идею сильного государства. Одним из
ведущих представителей этой школы Лу Куем была написана «Книга
законов», рассматривавшая различные преступления и наказания.
Конец рабовладельческого периода в истории Китая отмечен
многочисленными сборниками права.
В периоды Инь, Западного Чжоу земля считалась собственностью
вана, на полученные в дар земли приближенные имели лишь право
пользования. В период Западного Чжоу намечается тенденция к
превращению владений в частную собственность. С середины I в. до н.э.
в ряде царств стали совершаться торговые сделки с землей. Период Цинь
отмечен интенсивным развитием частнособственнического
землевладения за счет перераспределения земельного фонда и перехода
его в руки новой знати.
Помимо земли важнейшим объектом права собственности были
рабы. В период Инь рабы находились на положении скота. Они счита-
лись государственной собственностью и, хотя находились во владении
частных лиц, купли-продажи еще не было. Во времена Чжоу стал воз-
можен обмен, покупка раба. В V—III вв. до н.э. существовали две кате-
гории рабов: государственные и частные, причем частное рабовладение
играет все большую роль. Для периода Цинь характерна широкая и
свободная торговля рабами.
Древнекитайскому праву были известны различные виды договоров.
Одним из первых является договор мены, который постепенно по
значимости уступает место договору купли-продажи. При совершении
торговых сделок требовалось заключение договора в письменной форме
и, кроме того, уплачивалась пошлина. Довольно широкое
распространение получил договор дарения: земли, рабов, колесниц,
оружия и другого имущества. В период Чжаньго был известен договор
займа, развивается ростовщичество. Договор займа оформлялся долговой
распиской. Были известны отсрочка платежа, внесение залога, выдача
письменных обязательств. Развитие договора займа привело к появлению
долгового рабства. В V—III вв. до н.э. довольно часто заключался
договор аренды земли. К III в. до н.э. относятся сведения о договоре
личного найма.
Для Древнего Китая характерна большая патриархальная семья с
абсолютной властью отца, с многоженством, культом предков. Женщина
полностью зависела от власти мужа, личного имущества не имела, права
женщин в наследовании были ограничены. Брак заключали родители.
Перечень преступлений, называемых источниками, огромен. В эпоху
Чжоу насчитывалось 3000 различных преступлений. Среди них
государственные (мятеж, заговор), религиозные (шаманство,
выбрасывание золы на улицу), против личности (убийство, нанесение
телесных повреждений), против собственности (кража, грабеж, убой
чужого скота), воинские (неявка к установленному сроку на место сбора,
непроявление мужества воином). Как преступления рассматривались
отказ от уплаты налога, пьянство, которое влекло за собой смертную
казнь.
Длительное время существовала кровная месть. В условиях обо-
стрения классовой борьбы этот обычай вытесняют система телесных
наказаний и широкое применение смертной казни, осуществляемой
непосредственно органами государственной власти.
Виды наказаний в различные периоды незначительно отличались
друг от друга. В Иньском государстве применялось битье палками,
отрезание носа, поджаривание на огне, разрубание на мелкие части,
обезглавливание, закапывание живым в землю, отрубание руки, ноги,
выкалывание глаз. В Уложении Му-вана (период Чжоу) выделены пять
основных наказаний: «мосин» (клеймо тушью на лице) применялось за
1000 различного рода провинностей; «исин» (отрезание носа) — также за
1000 различных провинностей; «фэйсин» (отрезание ног) — за 500
провинностей; «чужин» (кастрация для мужчин и превращение в рабынь-
затворниц женщин) — за 300 провинностей; «данисин» (отрубание
головы) — за 200 провинностей. Кроме перечисленных, в кодексе
наказаний указаны битье палками, удары плетью, отрезание ушей и др.
От наказания можно было откупиться.
Во времена Цинь устрашение окончательно становится основной
целью наказания. Широко применяется смертная казнь в самых разно-
образных видах.
Суд не был отделен от администрации, судебные функции выпол-
няли многочисленные представители государственного аппарата. Вер-
ховным судьей являлся император. На местах судили представители
местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать
преступников, вести борьбу с ворами и разбойниками, начальники
тюрем, лица, приводившие в исполнение судебные решения.
В периоды Инь и Западного Чжоу процесс носил обвинительно-со-
стязательный характер. В случаях совершения преступлений рабами
имели место элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса
применяется все шире, вытесняя состязательный.
Список литературы
1. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник
для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н. А. и проф.
Жидкова О. А. – М.: Норма – Инфра, 1998 г. – 480 с.
2. Всеобщая история государства и права: Учебник/ Под ред. проф.
К. И. Батыра – М.: Юристъ, 1998 г. – 456 с.
3. М. Чернеловский. Всеобщая история государства и права. – М.:
Юристъ, 1996 г. 576 с.
4. История государства и права зарубежных стран. Т. II,
«Юридическая литература». Под ред. проф. П. Н. Галанзы. – М.:
1969 г. 488 с.
5. М. Черпел История государства и права. – М.: 1996 г.
6. Основы государства и права. А. Б. Венгеров, И. Ф. Казьмин, А. В.
Миукевич и др. Под. ред. А. Д. Кашина. "Высшая школа", Москва,
1987, 336 стр.
Всеобщая история государства и права: Учебник/ Под ред. проф. К. И. Батыра – М.:
Юристъ, 1998 г. –стр. 52
История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред.
проф. Крашенинниковой Н. А. и проф. Жидкова О. А. – М.: Норма – Инфра, 1998 г. – стр.
47
Всеобщая история государства и права: Учебник/ Под ред. проф. К. И. Батыра – М.:
Юристъ, 1998 г. –стр. 54
История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред.
проф. Крашенинниковой Н. А. и проф. Жидкова О. А. – М.: Норма – Инфра, 1998 г. – стр.
49
Всеобщая история государства и права: Учебник/ Под ред. проф. К. И. Батыра – М.:
Юристъ, 1998 г. –стр. 56
Легисты (законники) — сторонники сильного бюрократического государства, строгих,
обязательных для всех законов, лежащих в основе государственного управления.
Всеобщая история государства и права: Учебник/ Под ред. проф. К. И. Батыра – М.:
Юристъ, 1998 г. –стр. 56
См. там же.
История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред.
проф. Крашенинниковой Н. А. и проф. Жидкова О. А. – М.: Норма – Инфра, 1998 г. – стр.
47
Всеобщая история государства и права: Учебник/ Под ред. проф. К. И. Батыра – М.:
Юристъ, 1998 г. –стр. 58
Всеобщая история государства и права: Учебник/ Под ред. проф. К. И. Батыра – М.:
Юристъ, 1998 г. –стр. 87
Всеобщая история государства и права: Учебник/ Под ред. проф. К. И. Батыра – М.:
Юристъ, 1998 г. –стр. 92
Всеобщая история государства и права: Учебник/ Под ред. проф. К. И. Батыра – М.:
Юристъ, 1998 г. –стр. 94
Часть 1 92
История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред.
проф. Крашенинниковой Н. А. и проф. Жидкова О. А. – М.: Норма – Инфра, 1998 г. –
стр. 56
Всеобщая история государства и права: Учебник/ Под ред. проф. К. И. Батыра – М.:
Юристъ, 1998 г. –стр. 94