В юриспруденции как науке употребляются и такие категории и понятия, которые не фиксируются в нормативных правовых актах: фактический состав, правонарушение, система права, форма правления, политический (государственный) режим и т.д.
К научным категориям и понятиям следует предъявлять те же требования, что и к понятиям нормативных правовых актов - это требование единства, общепризнанности, устойчивости.
Следует избегать, чтобы одно понятие имело несколько определений, которые выражают различные значения или одно правовое или государственное явление обозначалось разными понятиями.
Чтобы раскрыть сложное государственно-правовое явление, применяют несколько взаимосвязанных дефиниций, образующих понятийный ряд.
Следует отметить непрерывное развитие, корректировку понятийно-категориального аппарата юридической науки. Особенно это коснулось основных понятий “право”, “государство”, “политическая система”, “гражданское общество”, “правовое государство” и др.
По сфере действия юридические категории и понятия делятся на общеправовые, имеющие значение для всех юридических наук, всех отраслей права и законодательства (право, государство, правоотношения, метод правового регулирования и т.д.); межотраслевые, имеющие значение для нескольких отраслей права и науки (проступок, материальная ответственность, органы государственного управления и др.); отраслевые, пределы действия которых определяются границами той или иной отрасли права (трудовое соглашение, обвиняемый и др.).
Существует и другая классификация юридических категорий и понятий:
· категории, связанные с методологией теории права и государства;
· основные категории о праве и правовых явлениях;
· основные категории о государстве и государственных явлениях.
Юридические категории, понятия, определения публикуются в энциклопедических словарях, юридических словарях, других изданиях. Общие первичные знания о праве, государстве, которые содержатся в данных изданиях, весьма полезны и необходимы всем гражданам, особенно будущим юристам и Сотрудникам Министерства Внутренних дел.
Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций.
Прогностическая функция теории права и государства состоит в выработке прогнозов (предсказаний), гипотез о развитии права и государства. Научный прогноз позволяет последовательно осуществлять государственно-правовое воздействие на общественные отношения, своевременно совершенствовать законодательство, устранять возникающие в нем противоречия. А это во многом зависит от стабилизации общественно-политической и социально-экономической жизни общества.
Идеологическая функция
Идеология -система основополагающих идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируются мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества. Статья 13 Конституции РФ признает идеологическое многообразие и констатирует, что никакая идеология в РФ не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Идеологическая функция теории права и государства заключается в том, что она формирует систему взглядов и идей о государстве и праве, создает основу для общественной и индивидуальной правовой культуры, оказывает влияние на правосознание субъектов права.
Информационная функция выражается в передаче сведений, их трансформации в знания о праве и государстве, правовые чувства и духовные ценности на основе обобщения полученных данных о содержании и сущности права и государства. В свою очередь это способствует упорядочению знаний, приведению их в определенную систему по конкретным юридическим дисциплинам.
Аналитическая функция заключается в исследовании действующего законодательства, в его систематическом изложении. Функция эта состоит прежде всего в выяснении смысла закона, тщательном изучении его содержания. Задача теории права и государства -изучить практику применения закона, эффективность его влияния на те или иные общественные отношения, что позволяет выяснить как достоинства, так и недостатки законодательства.
Вместе с тем в теории права и государства излагаются и другие функции данной отрасли науки в их совокупности, единстве и многообразии
2. Методология теории государства и права
2.1 Понятие, значение и классификация методов познания теории права и государства
Методы теории права и государства - это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс получения объективных знаний об общих закономерностях и сущности правовых и государственных явлений. При этом методология теории права и государства формируется в результате применения законов диалектики, философских категорий, социологических закономерностей к анализу права и государства, государственно-правовых явлений.
Кроме того, под методами теории права и государства понимаются также способы упорядочения имеющегося материала, его логического расположения с целью последующего более глубокого и разностороннего изучения. Если предмет теории показывает, что изучает данная наука, то ее метод отвечает на вопрос, как изучается государство и право. Метод науки - это способы изучения реальной действительности, общие исходные принципы, на которых базируется данная наука. Под методом научного исследования понимаются те приемы и способы, которые используются в науке для познания ее предмета и получения научного результата. Если предмет науки определяет, что исследуется, то метод науки показывает, как исследуется, с помощью каких научных приемов и средств.
Учение о методах научного познания называется методологией. Методология теории государства и права - это применение совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных способов исследования основных общих закономерностей возникновения и развития государственно-правовых явлений. Важнейшими принципами (подходами) общетеоретического исследования государства и права являются следующие:
1. Историзм. Исторический подход требует рассмотрения государственных и правовых явлений в развитии, в их исторической взаимосвязи. Исследуя государство и право, теория должна установить причины их происхождения, проследить основные этапы развития и с этой точки зрения дать научную оценку современного государства и права.
2. Объективность. Принцип объективности означает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение ее такой, какой она существует реально. Теория дает определение общих понятий о государстве и праве, вскрывает их сущность, формулирует общие закономерности их функционирования, в которых отражаются объективная действительность, реальные явления общественной жизни.
3. Конкретность. Данный принцип требует от теории государства и праваточного учета всех условий, в которых находится объект познания, выделения главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития. Именно практика в конечном итоге подтверждает истинность или неистинность научного знания. Истинность выдвигаемого наукой знания доказывается в полной мере только тогда, когда ей удается найти, воспроизвести (смоделировать) и создать явление, соответствующее этому знанию.4. Плюрализм. Речь идет о многоаспектности в исследовании государства и права. Если наука концентрирует свое внимание только на одних сторонах или свойствах явления и пренебрегает другими, как несущественными, побочными, она неизбежно приходит в тупик. Плюрализм научного познания означает одновременно и его универсальность, ибо при этом учитываются не только противоречивые взгляды на одно и то же государственное или правовое явление, но и неодинаковые представления об их происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития. Для познания и объяснения основных закономерностей государственно-правовых явлений теория широко использует логические приемы, посредством которых теоретические принципы исследования переводятся в плоскость реальности, становятся работающей теорией. При выработке научных понятий о государстве и праве применяются разнообразные логические приемы: анализ исинтез, индукция и дедукция, метод аналогии, гипотезы и другие. Это терабочие механизмы, которые доказывают и проверяют истинность и объективность теории.2.2. Материалистическая диалектика как всеобщий метод научного исследования
Поскольку законы материалистической диалектики имеют всеобщее значение и присущи любой форме движения материи - развитию природы, общества, мышления, - постольку диалектический метод в нашем представлении был и остается единственным всеобщим методом познания, равно применимым во всех разновидностях процесса познания. Диалектический метод позволяет ученому подойти к предмету своих исследований, как к одному из звеньев в бесконечном ряду взаимосвязанных явлений действительности.
Играя мировоззренческую роль, материалистическая диалектика вооружает знанием общих категорий и законов познания, применяемых в любом научном исследовании. Основываясь на принципе всеобщей связи и взаимозависимости явлений природы и общества, материалистическая диалектика требует подхода к каждому изучаемому объекту не как к изолированному факту или явлению, ибо “чистых” явлений ни в природе, ни в обществе нет и быть не может. Материалистическая диалектика полагает необходимым рассматривать предмет познания в его непрерывном развитии и изменении. Ни одна наука не имеет дела с застывшим, окостенелым, неизменяемым объектом исследования. Поэтому и представления о познаваемом объекте, понятие этого объекта, понятие самого предмета науки должны быть гибкими и подвижными, ибо наши знания о них постоянно обновляются и пополняются. Следовательно, закономерен процесс уточнения предмета теории государства и права, развития понятий, составляющих этот предмет, изменения привычных определений науки, если они не отражают ее содержания с точки зрения существующих представлений. Стремление втиснуть, уложить новые явления в старые, традиционные, канонические понятия и формулы характерно для догматизма и чуждо подлинной науке.