Онтологическая функция - первая и отправная. Онтология – это учение о бытие, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности. Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т. д.; [6]
Гносеологическая функция (теоретико – познавательное направление теории государства и права, заключающееся в постоянном изучении сущности, содержания и форм явлений государственного и правового порядка);
Прогностическая функция состоит в выработке перспективных научных прогнозов, гипотез о дальнейшем развитии государства и права,;
Идеологическая функция теории государства и права характеризуется тем, что эта наука аккумулирует различные идеи, взгляды, представления о государстве и праве, вырабатывает определенные идеологические ориентиры, связанные с объяснением государственно-правовых явлений.
Аксиологическая функция заключается в исследование теорией государства и права ценностей и значимости тех или иных государственных и правовых явлений в целях обоснования их необходимости и значимости для общественной жизни;
Воспитательная функция теории государства и права состоит в том, что она, с точки зрения некой модели (идеала, стандарта), концентрируя в себе все начала юриспруденции и, по сути, открывая ее мир, формирует основы юридического мировоззрения;
Методологическая функция теории государства и права выражается в том, что эта наука выступает в качестве своеобразной методологической основы для всех других юридических наук. Во-первых, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, формируя при этом основные подходы в познании государственно-правовых явлений. В этом плане теория государства и права выступает для других юридических наук в качестве своего рода философии государства и права. Во-вторых, будучи наиболее общей наукой, в системе юридических наук, она вырабатывает основополагающие государственно-правовые понятия (категории), положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых, отправных при исследовании своих предметов.
Прикладная функция состоит в выработке практических рекомендаций по совершенствованию деятельности различных субъектов в государственно – правовой сфере;
Эвристическая функция (открытие новых закономерностей в развитии государства и права, их форм и методов воздействия на общество и складывающиеся в нем отношения).
Итоговое значение данной главы состоит в том, что:
Во – первых, теория государства и права является фундаментальной юридической наукой, изучающей вопросы возникновения, функционирования и развития важнейших институтов человеческого сообщества – государства и права;
Во – вторых, теория государства и права выступает в качестве методологически определяющей и ведущей научной дисциплины в системе юридических наук;
В – третьих, теория государства и права обосновывает и обеспечивает единство и дифференциацию государственных и правовых явлений, институтов и процессов как основу нормального существования и дальнейшего развития общества.
Глава II. Метод и методология теории государства и права
2.1. Понятие методология теории государства и права
Наряду с предметом и объектом, свойственны любой научной и учебной дисциплине, теория государства и права имеет также и свой метод. По сравнению с предметом и объектом теории государства и права, которые дают ответ на вопрос о том, какую область общественно – политической и правовой жизни изучает данная наука и дисциплина, метод указывает на то, как, каким образом она это делает. Метод представляет собой своего рода средство, способ познания исследуемой государственно – правовой материи.
Как отдельные методы, так и методология в целом определяются в решающей мере предметом самой науки. Это объективный фактор. Однако важную роль играют и субъективные факторы. Они заключаются в возможности и способности исследователя вырабатывать новые или даже использовать по своему выбору старые наиболее эффективные методы исследования предмета.
Методы предмета теории государства и права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс получения объективно-истинных знаний о сущности и закономерностях государственно-правовых явлений.[7]
Для теории государства и права свойственно наличие не одного какого – либо отдельно взятого приема, принципа или способа исследования государства и права, а их системы, совокупности. Многие из них широко используются и в других науках. В особенности это касается принципов исследования государственно – правовой и иной материи, а так же философских подходов.
Разумеется, государство и право могут изучаться во всем мире самых различных философских, мировоззренческих и идеологических позиций.
Однако, политическое и идеологическое многообразие, различные философские и мировоззренческие позиции и подходы к изучению государства и права вовсе не исключают, а, наоборот, всячески предполагают получение объективных знаний, полноценной информации об исследуемой материи, использование ряда частных и общих принципов и приемов, характерных не только для теории государства и права, но и для других гуманитарных наук и учебных дисциплин[8].
Применяя методы познания, теория права и государства приближается к осуществлению своей конечной цели – служит в государственно-правовой практике, способствовать активному и творческому использованию государственных и правовых институтов.[9]
Методология теории государства и права представляет собой совокупность принципов, методов и уровней исследования государственно-правовых явлений.
К числу исследовательских принципов, общих для всех социальных наук, включая теорию государства и права, относят: принцип всесторонности, принцип историзма, принцип комплексности.
Основой смысла принципа всесторонности исследования государства и права заключается в том, чтобы исследовать государственно-правовые явления не сами по себе, а в их взаимосвязи и взаимодействии с другими, соотносящимися с ними явлениями. Полнота и всесторонность исследования предполагают также рассмотрение государства и права не в одном каком-либо отдельно взятом аспекте, а во всех формирующих общее видение исследуемых явлений аспектах.
Принцип историзма в исследовании государства и права означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения настоящего их состояния, но и с позиций их прошлого и предполагаемого будущего.
Содержание принципа комплексности в изучении государства и права заключается в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и с позиций других общественных наук - философии, социологии, политэкономии, политологии.
В юридической литературе в связи с широким использованием философских категорий справедливо указывалось на то, что не нужно бояться "философизации" или "социологизации" государственно-правовой науки. Однако важно при этом не подменять юридическое исследование философским, социологическим или любым другим исследованием.[10]
2.2.Классификация методов теории государства и права
Философский метод. Содержание философского метода составляют всеобщие принципы познания. Совокупность этих принципов зависит от того, какое философское учение разделяет исследователь. В частности, ученый-юрист, придерживающийся диалектического материализма, должен реализовать требования объективности и всесторонности познания, исторического и конкретно-исторического подходов, познания отдельного явления через выделение противоречивых его сторон и др.[11]
Принцип объективности означает, что в процессе познания нужно подходить к исследуемым явлениям и предметам так, как они существуют в реальности, не домысливая и не добавляя к ним ничего такого, чего в действительности в них нет. В свете этого требования необходимо рассматривать государство и право в процессе их многовекового развития, в его действительных связях и отношениях, уметь отличать помыслы и побуждения политиков и юристов от действительной направленности законодательства, обусловленного, в конечном итоге, экономическими отношениями общества.
Для раскрытия сущности государства и права весьма важным является и требование всесторонности познания. Государство и право находятся во взаимосвязи со всеми надстроенными и базисными явлениями. Если какие-либо из этих связей останутся неисследованными, то это повлечет за собой неточное и в ряде случаев неверное понимание сущности государства и права. Для исследования сущности государства и права важны не только их связи и отношения, существующие на момент изучения, но и отношения, которые существовали на различных этапах их развития. Ибо научный подход к познанию социальных явлений сводится к рассмотрению истории возникновения и главных этапов развития исследуемого явления, а также его современного состояния, как итога, результата предшествующего развития. Всеобщие философские принципы не содержат и не могут содержать специфических правил, принципов познания права, и поэтому в конкретных исследованиях, проводимых учеными-юристами, они применяются в тесном единстве с общими, специальными и частными методами.
Любой метод, как бы ни велика была его роль в познании, позволяет получить плодотворные результаты лишь в ограниченном взаимодействии с философскими методом в качестве одной из форм конкретизации определенной совокупности его принципов. В совокупности общих, специальных и частных методов, составляющих методологию теории государства и права, философский метод реализуется полностью.