В Польше последовательно предпринимаются меры, нацеленные на формирование гражданского общества. Одним из важнейших его признаков является совокупность действий властей в соответствии с законодательством, а также наличие учреждений, гарантирующих соблюдение прав человека и гражданских прав. Польский парламент чутко реагирует на вопросы, связанные с защитой прав человека. Доказательством этому служат, прежде всего, предпринимаемые парламентом меры. В полномочия сеймовой Комиссии по делам органов правосудия и защите прав человека входят вопросы соблюдения законодательства и правопорядка, а также прав человека.
Сейм при согласии Сената назначает Представителя правительства по гражданским правам - конституционный орган, стоящий на страже прав и свобод, гарантированных Конституцией и другими законодательными актами. Представитель правительства по гражданским правам пользуется широкими полномочиями и располагает различными юридическими инструментами, дающими ему возможность эффективно защищать интересы каждого гражданина, права которого каким-либо образом были нарушены.
Конституционный суд, обеспечивающий контроль над создающимися в Польше правовыми актами, также следит за соответствием законов и предписаний международным договорам, ратифицированными польским государством. Кроме того, Конституционный суд является органом, в который каждый, (как гласит статья 79 Конституции РП) «чьи гарантированные Конституцией свободы или права были нарушены», имеет право подать так называемую «конституционную жалобу». Гарантами уважения прав человека и гражданина являются также независимые суды.
Во Франции конституционный контроль осуществляется двумя различными органами – Конституционным советом и Государственным советом. Первый рассматривает конституционность актов парламента, второй – акты органов исполнительной власти.
Полномочия Конституционного совета четко определены в Конституции (ст. 58-61). Его решения не подлежат обжалованию (ст. 62). Две главные сферы его компетенции - рассмотрение протестов, связанных с результатами голосования, и контроль за соответствием Конституции принимаемых законов. В его функции входит также принятие ре-шения о наличии препятствий к исполнению президентом Республики своих обязанностей. Президент Республики может быть наделен чрезвычайными полномочиями только после консультаций с Конституционным советом (ст. 16).
В компетенцию Конституционного совета входит осуществление контроля за выборами президента, Национального собрания и Сената, за правильностью проведения референдумов, а также контроль за соблюдением условий неизбираемости и запрета на совмещение должностей. В отношении референдума Конституционный совет выполняет двойную функцию: осуществляет предварительное консультирование, а после голосования рассматривает протесты в связи с нарушением процедуры голосования. Контрольные функции Совета относительно соответствия Конституции носят как обязательный (в отношении регламентов палат парламента и органических законов), так и необязательный характер (в отношении других законов, а также международных договоров или обязательств). В последнем случае рассмотрение этих вопросов может быть поручено Конституционному совету президентом Республики, премьер-министром, председателем Национального собрания, председателем Сената и начиная с 1974 г. 60 депутатами или 60 сенаторами. Таким образом, у оппозиционных партий появилась возможность обжаловать закон, принятый парламентским большинством.
В целях усиления контроля за конституционностью принимаемых законов и других актов Конституционный совет в 1971 г. принял решение осуществлять надзор за их соответствием не только самой Конституции 1958 г., но также текстам, на которых она основывается, - преамбуле Конституции 1946 г., Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и другим фундаментальным принципам, признанным законами Республики. В результате Конституционный совет стал подлинным защитником основных прав и свобод граждан. Об этом свидетельствует богатая, четкая и жесткая практика судебной системы.
Государственный совет назначается президентом и дает заключения правительству о соответствии его актов закону, а также оценивает с точки зрения конституционности акты регламентарной власти.
Конституционный контроль во Франции является, по существу, предварительным. Последующий конституционный контроль осуществляется лишь по жалобам граждан в Конституционный совет на нарушение законом их конституционных прав (с 1990 г.), но это возможно лишь после рассмотрения таких жалоб Государственным советом или судом. Последующий конституционный контроль осуществляется и при обращении граждан в административные суды (в конечном счете – в Государственный совет), но эти обращения должны быть связаны с актами управления, нарушающими конституционные права граждан.
В формировании Конституционного Трибунала Польши принимает участие исключительно Сейм, как в части представления предложений о кандидатурах на должности конституционных судей, так и в части их избрания. Таким образом, парламент получает возможность оказывать влияние на орган конституционного контроля. С целью исключения подобного влияния в Законе о Конституционном Трибунале закреплено правило, согласно которому кандидатура на должность судьи считается избранной, если за нее проголосовало большинство голосов депутатов Сейма (50%+1). В условиях многопартийности и отсутствия доминирующей политической партии каждая из избранных кандидатур становится результатом компромисса различных политических сил, и формирование состава Трибунала приобретает, таким образом, надполитический характер. Все это обеспечивает независимость Трибунала от давления со стороны различных политических сил.
В Польше согласно статьям 188-189 Конституции страны и ст. 2 Закона о Конституционном Трибунале последний осуществляет следующие полномочия:
1) выносит решение о соответствии законов и международных договоров Конституции;
2) выносит решение о соответствии законов ратифицированным международным договорам, ратификация которых законом предусматривалась;
3) выносит решение о соответствии правовых актов, изданных центральными органами государственной власти, Конституции, ратифицированным международным договорам и законам;
4) рассматривает конституционные жалобы;
5) рассматривает компетенционные споры между центральными органами государственной власти;
6) выносит решение о соответствии Конституции целей и деятельности политических партий;
7) по предложению Президента Польши принимает решение о соответствии Конституции законов до их подписания главой государства, а также международного договора до его ратификации;
8) по предложению Маршала Сейма принимает решение о существовании препятствий к выполнению Президентом возложенных на него обязанностей в случае, если Президент самостоятельно не может уведомить об этом Маршала Сейма.
В частности, согласно ст. 188 Конституции Польши, образцом для проверки на конституционность нормативно-правовых актов являются конституция, международный договор и законы. Основой контроля могут быть все положения, содержащиеся в Конституции без разделения их на ранги. Но поскольку они, как правило, сформулированы в общем, перед Трибуналом всегда стоит проблема их первоначальной интерпретации с целью уточнения образца для контроля. Международные договоры, как основа конституционного контроля, бывают трех видов: 1) международные договоры, ратификация которых требовала предварительного согласия, выраженного в законе; 2) международные договоры, ратификация которых не требовала предварительного согласия, выраженного в законе; 3) иные международные договоры. В случае противоречия первому виду международного договора закон прекращает свое действие. Второй вид международных договоров занимает позицию рангом ниже обычных законов, поэтому им не могут противоречить подзаконные акты. Третий вид международных договоров не является частью внутринационального права и не может быть основой для контроля конституционности законодательства. Согласно п. 3 ст. 188 Конституции Польши закон может быть основой для контроля только в отношении подзаконных актов (правовых предписаний, издаваемых центральными органами государственной власти).
Согласно статье 188 Конституции Польши объектом контроля Конституционного Трибунала могут быть законы, международные договоры и подзаконные акты. Все они действуют на центральном уровне власти, на территории всего государства и являются общеобязательными для всех субъектов права. Таким образом, в компетенцию Конституционного Трибунала не входит контроль актов органов местного самоуправления.
Круг субъектов, обладающих правом на обращение в конституционный суд, напрямую зависит от модели и вида конституционного контроля.
Закон 1997 года о Конституционном Трибунале не установил особой процедуры для предварительного контроля, в связи с чем, как правило, он осуществляется в том же порядке, что и последующий контроль. Выступить с инициативой предварительного контроля может только Президент. В рамках предварительного контроля основой проверки на конституционность может быть только конституция. Объектом предварительного контроля могут быть только законы (принятые парламентом и направленные на подписание Президенту) и международные договоры (представленные Президентом на ратификацию). Не подпадают в этом случае под контроль Трибунала проекты законов, а также законы, принятые Сеймом, но не рассмотренные Сенатом.