ступая против классической естественно-правовой доктрины
(«метафизики права»). Но когда встает вопрос о критериях
справедливости социально значимых актов, то противопостав-
ленное закону экзистенциалистски толкуемое право традицион-
но все же обозначается понятием «естественное». Во-вторых, к
этой группе относится и неокантианское «естественное право с
изменяющимся содержанием», которое видит формальное нача-
ло справедливости в позитивном праве и историческое воплоще-
ние в законе «правильного» содержания. В-третьих, ко второй
группе относятся и концепции, обращенные к новым направле-
ниям поиска основ правопорядка и конкретных решений в «при-
роде человека». Если классическая естественно-правовая док-
трина апеллирует к метафизической сущности человеческой при-
роды, то для современной антропологической философско-право-
вой мысли, базирующейся на данных естественных наук, харак-
терным является появление новых толкований «природы челове-
ка». Отсюда вытекают интерпретации естественного права как
биологически обусловленных фундаментальных норм, как под-
сознательного обращения человека в поиске критериев справед-
ливости к своей инстинктивной природе.
В классификации концепций, представленной В. Четверни-
ным, наиболее широко отражена панорама современного возро-
жденного естественного права. С некоторым нарушением поряд-
ка приведенной классификации сначала рассмотрим одну из
важнейших концепций естественного права, возникшую в кон-
тексте мировой философии права XX столетия — неокантиан-
ское правопонимание.
Как известно, И. Кант совершил «коперниковский перево-
рот» не только в теории познания, но и в сфере естественного
права. Бережно относясь к гуманистическому пафосу предшест-
вующих теорий естественного права, Кант преодолел их натура-
лизм, — «естественное право» было таким законом социума, ко-
торый, подобно закону природы, выражал естественную необхо-
димость, — и обратился к пониманию духовной, прежде всего к
нравственной природе права, вытекающей из самосознания лич-
ности. Другими словами, Кант выводит естественное право не из
природных стремлений и качеств человека, а из глубинной сущ-
ности его духа, из практического разума и этот разум является не
средством нахождения принципов, а их источником. Именно из
сферы практического разума Кант выводил закон свободы. По-
этому у Канта всеобщий правовой закон гласит: «Поступай
внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было
совместимо со свободой каждого, сообразно со всеобщим зако-
ном». То есть всеобщий правовой закон является законом мо-
ральным, ибо налагает на человека обязанность выполнения пра-
ва как максимы его поведения. Эта обязанность в свою очередь
вытекает из кантовского категорического императива. Тем са-
мым для оценки позитивного права Кант использует моральный
критерий.
Таким образом, идея естественного права как категорического
императива, проблема критерия оценки позитивного нрава, нор-
мы практического права являются основными положениями фи-
лософии права Канта. Из этого теоретического источника подпи-
тывались идеи последователей великого немецкого философа.
Среди тех, кто наиболее полно осознал идеи Канта в сфере
моральности и права и пошел дальше своего учителя, кроме уже
названного Г. Радбруха, следует назвать Р. Штаммлера, Г. Коге-
на, В. Виндельбанда, П. Наторпа, Дель Вико, П. Новгородцева
и др. Для концепций естественного права, возникших на основе
учения И. Канта о праве, универсальным является принцип дан-
ности «истинного» права лишь через субъективное мышление.
Исходный пункт неокантианства — не право как социальная ре-
альность, а априорные понятия права и идея права, которые уже
после накладываются на действительность, но независимые от
нее (Р. Штаммлер, Г. Радбрух)
1
.
В контексте кантовских положений о соотношении должного
и сущего, формального и фактического неокантианцы доказыва-ют, что закономерности социальной жизни и общественного раз-
вития являются закономерностями юридической формы. При
этом под закономерностями и целями общественной жизни и об-
щественного развития имеются в виду априорные идеи разума, а
также априорные идеи права.
С этих позиций неокантианцы критиковали марксистское
учение об определяющей роли экономических отношений и о
вторичном (духовно-бытовом) характере права, утверждая, что
общественная жизнь обусловлена правовым регулированием.
По мнению Густава Радбруха (1878—1949) право можно
понять только исходя из априорной идеи права. Именно она оп-
ределяет цель права. Априорная идея права в своем внутреннем
содержании синтезирует три основных элемента ценностного ха-
рактера: справедливость, определенность цели и правовую ста-
бильность. Их изучение является задачей философии права, в
отличие от теории права выполняющей практическую потреб-
ность систематизации и интерпретации норм действующего пра-
ва. Разъяснение справедливости осуществляется с позиции ее по-
нимания как содержательного элемента идеи права и сущности
понятия права. При этом имеется в виду не материальный, а
формальный принцип справедливости и содержание его раскры-
вается посредством принципа равенства.
Исследуя естественное право, Г. Радбрух неоднократно обра-
щается к понятию природы вещей. В его толковании природа ве-
щей — это движущая сила преобразования юридических инсти-
тутов под воздействием изменчивой социальной жизни. В таком
понимании право является следствием и инструментом измене-
ний социальной действительности.
Рудольф Штаммлер (1856—1938) считал право наиболее
важной формой организованной извне социальной жизни людей
и подчеркивал первичный характер права по отношению к госу-
дарству. По Штаммлеру, понятие права невозможно вывести из
общественно-исторического опыта, оно выступает в качестве ап-
риорной категории, независимой от социальной действительно-
сти, развитие которой должно осуществляться путем частичных
изменений права. Конечной целью этих изменений, идеалом
«правильного права» должно быть создание «общества свободно
желающих людей».
Развернутые представления о праве на основе идей Канта
Р. Штаммлер излагает в работах «Хозяйство и право с точки зре-
ния материалистического понимания истории», «Учение о пра-
вильном праве», «Теория юриспруденции». В частности, говоря
о марксизме как вульгарном экономизме, Р. Штаммлер подчер-
кивал, что право имеет первичный характер по отношению к эко-
номике, во всяком случае в логическом плане.
Теория Р. Штаммлера о праве основана на допущении того,
что существуют чисто формальные категории. Он стремится вы-
вести конкретные правовые положения из сугубо формальных
принципов. С помощью понятия права и ряда других априорных
категорий социальная реальность воспринимается как организо-
ванная целостность, выделяющая право.
Р. Штаммлер полагает также, что юридические науки возни-
кают, утверждаются и вступают в действие независимо от госу-
дарственной организации. Нельзя одобрить взгляды, доказывал
Штаммлер, рассматривающие право как социальное правило, за
которым стоит сила. Подобное отождествление права и фактиче-
ской силы является неверным. Не каждое социальное предписа-
ние власти имеет юридический характер, а лишь часть из них.
Разделяя право на справедливое и несправедливое, Штаммлер
подчеркивает, что нет правовых положений, которые раз и на-
всегда были бы только справедливыми или исключительно не-
справедливыми в каждой отдельно взятой ситуации. Ибо нет ни-
каких правовых положений, включающих в свое условное содер-
жание безусловный фактор. Только праву в целом по существу
принадлежит внутреннее желание достичь объективно справед-
ливой целостности социальной жизни, ему внутренне сродни
движение к социальному идеалу, к такому обществу, где люди
свободно желают.
Р. Штаммлер на неокантианской основе разработал идею
«естественного права с меняющимся содержанием», оказавшую
огромную роль на развитие естественно-правовой мысли XX сто-
летия. Прежде всего в систему своих правовых взглядов Штамм-
лер вводит принцип развития, воплощением которого и является
категория естественного права с меняющимся содержанием. Сам
процесс развития Штаммлер мыслит как смену исторических
пунктов в движении представлений человечества об объективно
справедливой целостности общественной жизни, когда люди
лучше понимают то, «что является справедливым». Штаммлер
ставит задачу отыскать общезначимый формальный метод, с по-
мощью которого меняющийся материал исторически обусловлен-ных правовых установлений возможно было бы обработать, упо-
рядочить и определить наличие в нем свойства «объективного».
То, что понимают как естественное право, считает Штаммлер,
владеет действительностью иного плана, чем позитивное право:
первое как масштаб, второе как принудительная норма. Таким
образом, «естественное право с меняющимся содержанием» яв-
ляется не системой норм, действительных в определенной исто-
рической ситуации, а формальным метафизическим началом,
олицетворяющим справедливость как критерий оценки и исправ-
ления права в законе.
Неокантианские идеи нашли свое распространение и в Рос-