сийской империи. Тут среди философов этого направления выде-
лим прежде всего имя главы «возрожденного естественного пра-
ва» Павла Новгородцева (1866-1924). Он создал свою ориги-
нальную естественно-правовую философию, изложив ее в работе
«Вступление к философии права». У П. Новгородцева разумное
начало в личности является автономным моральным началом.
Разум — единственный источник идеи должного, морального за-
кона, являющегося фактом чистого сознания, достоверного само-
го для себя, независимого от исторической необходимости. Мо-
ральная идея как идеал всегда императивна (общезначима),
существует исключительно в сознании личности и имеет абсо-
лютную ценностность. Приложенная к сфере социальных отно-
шений, она приобретает форму естественного права, неизменной
идеальной нормы с меняющимся содержанием. В этом случае ес-
тественное право получает значение философского взгляда, с по-
зиций которого рассматриваются социальные идеалы. По мне-
нию П. Новгородцева, абсолютная основа естественного права
раскрывается в моральной идее личности, выступающей идеалом
и целью самой себя и с этой позиции оценивающей политико-
правовую реальность. Автономная моральная личность является
основой общественного устройства, ее общественно-правовой
идеал служит средством и критерием в установлении правопо-
рядка и политических институтов.
Таким образом, естественно-правовая проблема для П. Нов-
городцева существует прежде всего как моральная проблема,
сущность которой состоит в установлении моральных истоков,
образующих идеальные пути развития.
В заключение следует сказать, что философско-правовые
идеи неокантианцев существенно способствовали развитию пра-
вовой мысли XX столетия. Их заслугой прежде всего является
то, что они отстояли идею самостоятельной реальности права в
полемике как с позитивизмом, так и с другими концепциями,
принижающими философское осмысление права.
Существенный вклад в развитие естественно-философской
мысли в XX столетии сделала неогегельянская философия пра-
ва. О новом прочтении Гегеля заявил в 1910 году В. Виндель-
банд в своем докладе «Возрождение гегельянства». Идеи Гегеля
о свободной воле человека как «права самого в себе», о разумно-
сти законов, отвечающих природе человека, понятию человека,
свободе, о субстанции права как самообусловленной человече-
ской во te явились источником многих новаторских течений за-
падноевропейской правовой мысли начала прошлого века. В це-
лом же неогегельянская мысль, главным образом, исходила из
определения идеи нрава как свободы. Гегель писал: «Философ-
ская наука о праве имеет своим предметом идею права — поня-
тие права и его воплощение... Идея права есть свобода... Право
является наличным бытием свободной воли... Система права яв-
ляется царством реализованной свободы»
1
. Так, немецкий фило-
соф и правовед М. Мюллер осуществил попытку рассмотреть
историю права и общества в целом как «историю свободы», опи-
раясь в своем познавательно-методологическом плане на эклек-
тическое объединение объективного идеализма и экзистенциа-
лизма: развитие права — это результат исторического самораз-
вития свободы, выявляющейся в процессе уяснения человеком
своей сущности.
Современные последователи Гегеля, как и их учитель, стре-
мятся доказать, как представления, развивающиеся в сознании
людей, образуют историю, общество, право. Обусловленное же
историческим саморазвитием свободы право стремится создать
свободное общее человеческое существование, законодательство
и общественный строй в целом.
Некоторые неогегельянцы, прежде всего Э. Шпрангер, при-
бегают к интерпретации философии духа в попытках объяснить
историческое развитие права. По Шпрангеру, естественное пра-
во — это образ справедливого права, содержащегося в правосоз-
нании и возникшего в результате диалектического развития духа.
Неогегельянство истолковывает идею права в традициях пан-
1
Гегель Г.-В.Ф. Философия права. - М., 1990. - С. 59.логизма и утверждает: если нет разумного права, есть правовой
разум, который должен быть воплощен в позитивном праве.
Неогегельянскую теорию права разрабатывали Ф. Розенцвейг,
Ю. Биндер, Ф. Блашке, Г. Геллер, Л. Циглер, И. Пленге и др.
В частности, плодотворно и тщательно исследовал правовые
идеи Г. Гегеля итальянский мыслитель Б. Кроче (1866—1952).
Он назвал свою правовую концепцию «религией свободы». По
его утверждению, свобода — высший закон человеческой исто-
рии и бытия. Но если у Гегеля речь идет о разумных формах объ-
ективации свободы в историческом процессе, то Б. Кроче акцен-
тировал внимание на принципиальной невозможности опреде-
лить характер свободы. Идею свободы, не обусловленной
какими бы то ни было фактическими факторами, Б. Кроче ис-
пользовал для обоснования формальной, юридической свободы
и невозможности фактической свободы. По мнению Кроче, лишь
«меньшинство, которое правит» (политический класс), знает,
чего оно хочет.
Защищая формальные, юридические права личности, Б. Кро-
че полагал, что свобода без субъекта — это пустое слово и абст-
ракция, если не определяется свобода личности. Подобную на-
правленность имело и положение о том, что не государство выше
морали, а наоборот, мораль возвышается над государством.
К философии права Гегеля обращались не только его последо-
ватели. Так, например, итальянский философ права Ф. Джентиле
использовал идею Г. Гегеля о государстве как моральной ценности
для непосредственного оправдания фашистского государства как
высшей моральности и свободы. Именно к этому свелось его обра-
щение к понятию государства Гегеля, когда он выступил на II кон-
грессе неогегельянцев в Берлине в 1931 году.
В целом в правовой концепции Ф. Джентиле ведущая роль
принадлежит иррационализму и мистицизму, критике разума с
позиций волюнтаристского «актуализма», «чистого акта», со-
звучному фашистскому «активизму». Свою интерпретацию духа
как «чистого акта» Ф. Джентиле использовал для атаки на идею
правопорядка и режима законности, для оправдания волюнтари-
стского беззакония.
Благодатную почву нашли идеи Г. Гегеля о праве в конце
XIX — начале XX столетия в Российской империи. Здесь дела-
лись попытки применить бытие идей к условиям: эмпирической
действительности. Вместе с тем, исследуя исторический процесс
развития права на каждой его стадии, последователи Гегеля в Рос-
сии рассматривали один из моментов реализации разумной идеи
права, лежащей в основе их теоретических суждений.
Постоянно ориентировался на главные философско-методо-
логические положения Гегеля, в частности, Борис Чичерин
(1828 — 1904). Опираясь на понимание свободы человеческой
личности как основного принципа общественного развития, бла-
годаря чему человек только и может реализовывать свои устрем-
ления к абсолютному, Чичерин полагал, что условия для этого
принципа создает лишь последовательная либеральная програм-
ма. Применительно к России она требует свободы от крепостни-
чества, свободы совести, общественной мысли, книгопечатания,
преподавания, публичности и гласности всех действий прави-
тельства, судопроизводства. Идеалом государственного устрой-
ства Чичерин мыслил конституционную монархию. Вместе с тем
Чичерин настаивал, чтобы границы свободы каждого были четко
определены и охранялись законом. В исполнении этого — глав-
ная задача права.
Следует признать, что после Второй мировой войны неоге-
гельянство, прежде всего немецкое и итальянское, ориентировав-
шееся на оправдание нацистского и фашистского режимов, в це-
лом сошло с исторической арены. Послевоенное гегельянство
ставило своей задачей очищение творческого наследия Г. Гегеля.
В первые годы развития советского государства один из иссле-
дователей философии права К. Миланов отмечал, что именно
марксисты должны доказать, что Гегель, несмотря на свой идеа-
лизм, значительно ближе к нам, советским теоретикам, чем к дру-
гим представителям разношерстных течений общественной мыс-
ли. Это родство многие советские философы и правоведы выводи-
ли прежде всего из учения Гегеля о диалектическом методе.
Многие идеи, разработанные современными философами
права Европы, получили поддержку и обогатились новыми под-
ходами к праву в Соединенных Штатах Америки. Здесь право-
вая проблематика имела явно антипозитивистскую направлен-
ность. Определим специфику естественно-правовой мысли анг-
ло-американской философии права.
Англо-американская философско-правовая мысль представ-
лена довольно широким кругом известных имен. Это Г. Витч,
Г. Грийенз, Дж. Байль, Р. Маклинери, Р. Хиттингер, В. Мэй,
Дж. Финнис, Дж. Роулз, Л.-Л. Фуллер, Р. Дворкин и др. В ча-стности, английские философы права большое внимание уделя-
ют проблеме связи человеческой природы и морально-правовых
суждений. Одни из них настаивают на том, что попытки выво-
дить смысл моральных и правовых суждений из фактов челове-
ческой природы бесплодны, другие, наоборот, подчеркивают
правомерность признания природы человека исходным пунктом
выведения моральных и правовых норм.
В североамериканской философско-правовой мысли исследо-
вания ведутся по более широкому кругу проблем, включающему
онтологию, антропологию, социологию, аксиологию права и,
особенно, теорию справедливости.
Так, например, американский философ права Л.-Л. Фуллер
(1902-1978) прежде всего ориентировался на концептуальное
объединение права и морали. Право, согласно Фуллеру, имеет