софско-правового мышления центральной (презумпция «су-
дьи - Геркулеса»). Однако эта позиция подвергается критике
со стороны отдельных философов нрава за чрезмерную идеали-
зацию Дворкиным личности судьи.
В целом североамериканская естественно-правовая мысль
обогатила философию права содержательными размышлениями
о наилучших моральных основаниях демократического общест-
ва, выдвинула идею прав и свобод человека во главу своих кон-
цепций справедливости, значительно усилила процесс гуманиза-
ции права.
Шкода В.В., доктор фил. наук, профессор, профессор кафедры
теории культуры и философии пауки Харьковского
Национального университета им. В.Н.Каразина;
Петришин А.В., доктор юрид. наук, профессор, академик АПрН
Украины, профессор кафедры теории государства и права
Национальной юридической академии Украины им. Ярослава
Мудрого.
Ф56 Философия права: Учебник / О.Г. Данильян, Л.Д. Байрачная,
С.И. Максимов и др. , Под ред. О.Г. Данильяна. - М.: Изд-во
Эксмо, 2005. — 416 с. - (Российское юридическое образование).
ISBN S-699-08705-2
В учебнике освещается содержание, назначение и историческое развитие филосо-
фии права, а также основные ее разделы: правовая онтология, правовая антропология,
правовая аксиология и т.п. Значительное место в работе уделено анализу современных
философско-правовых доктрин, а также философским проблемам права и власти в пе-
реходных обществах.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов,
а также для тех, кто интересуется философско-правовыми проблемами.
УДК 340(075)
ББК 67.0я73
© О.Г.Данильян, Л.Д. Байрачная,
СИ. Максимов и др,
ISBN 5-699-08705-2 © ООО «Издательство «Эксмо», 2005
Этот период в истории философии права преимущественно
представлен западноевропейской философско-правовой мыс-
лью, хотя в становлении современной философии права заметна
роль и других очагов мировой культуры, например Северной
Америки. Плодотворными можно также назвать и поиски фило-
софско-правовой мысли, развивавшейся в бывшем Советском
Союзе, прежде всего в России и Украине, несмотря на то, что
здесь она чаще всего не оформлялась в систематизированные
концепции.
Само развитие философско-правовой мысли XX столетия
происходило под воздействием очень противоречивых социаль-
но-политических процессов. Вся сфера духовной жизни не толь-
ко европейского, но и всего человечества была предопределена
событиями, масштабы и драматизм которых нередко именуют
планетарными. Люди в одном веке пережили две мировые вой-
ны, на ряде континентов произошли крупные социальные рево-
люции, в мире образовались две противостоящие одна другой по-
литические системы, мировая цивилизация избавилась от насле-
дия колониализма, миллионы граждан пережили взлет и крах
тоталитаризма, упорно отстаивали свои права и свободы как наи-
высшие ценности бытия. Поэтому в оценке философско-право-
вой мысли этого периода необходим конкретно-исторический
подход. Особенно важным является то, что в изучении философ-
ско-правовой проблематики следует выделить те ее методологи-
ческие аспекты, решение которых диктовалось самой жизнью и
которые обусловили расширение тематики философско-право-
вых исследований, стимулировали новые поиски в сфере права и
правовой культуры.
Конечно, в способе осознания и изложения определенных
философско-правовых идей выражаются особенности чувствен-
но-эмоционального восприятия действительности каждым от-
дельным мыслителем. Тем не менее, конкретные концепции яв-
ляются выразителями назревших задач общественного развития,необходимость их решения обусловлена самой жизнью. Про-
блемной целью темы является выделение основных философско-
правовых учений, школ, течений и направлений XX века, рас-
крытие их сущности и роли в правовых явлениях современного
мира.