На таких принципах создавались классические юридические лица — торговые компании. Впоследствии категория юридического лица получила гораздо более широкое распространение и стала использоваться законом по отношению ко всякой самостоятельной организации, допущенной государством к участию в имущественном обороте, в том числе даже и к некоторым органам самого государства. Создание юридического лица может преследовать не только цель получение прибыли не вложенное имущество (в том числе лицами, не являющимися предпринимателями), но и цель материального обеспечения управленческой, научно-образовательной культурно-воспитательной, благотворительной и иной общественно-полезной деятельности. Но во всех ситуациях применение данной юридической конструкции связано с обособлением определенного имущества с целью ограничения имущественной ответственности.
С такой позиции очевидна абсурдность объявления юридическим лицом крестьянского (фермерского) хозяйства, которое не обособляется от личного имущества ведущих его граждан, а последние отвечают всем своим имуществом под долгам такого хозяйства.
Следовательно, основными задачами юридических лиц являются ограничение риска ответственности по долгам и более эффективное использование капитала, в том числе при его объединении с учредителями.
Таким образом, юридическое лицо представляет собой не что иное, как особый способ организации хозяйственной деятельности, заключающийся в обособлении, персонификации имущества, т.е. в преодолении законами обособленного имущества качествами «персоны», признании его особым, самостоятельным товаровладельцем. Именно персонификация имущества характеризует его юридическое обособление от имущества и личности своих учредителей и дает ему возможность последующего самостоятельного участия в гражданском обороте, т.е. приобретения и осуществления гражданских прав и обязанностей под собственную имущественную ответственность перед своими кредиторами. Из сказанного становится понятно, что категория юридического лица является гражданско-правовой, созданной для удовлетворения определенных потребностей имущественного оборота.
Вместе с тем персонификация имущества, как определенный способ юридической техники всегда вызывала и вызывает известные сомнения в своей обоснованности. Они обычно основываются на упрощенных, абстрактных положений о «невозможности» существования каких-либо общественных отношений, в том числе правоотношений между лицами и вещами. В основе этих взглядов лежит методологически ошибочное представление о том, что право, включая гражданское, может служить лишь формой для экономических и иных общественных явлений и в силу этого не должно создавать и использовать собственные категории и конструкции, принципиальные отличающиеся от философских или политэкономических. Так, о собственности как об отношении человека к вещи как к своей вслед за дореволюционными юристами, стали говорить и в современной литературе. Любой тип и любая форма собственности могут существовать при условии, что кто-то относится к условиям и продуктам производства как к своим, а кто-то как к чужим[3].
Собственность — это есть общественные отношения, урегулированные нормами гражданского законодательства. Без отношения других лиц к принадлежащей собственнику вещи как к чужой не было бы и отношения к ней самого собственника как к своей[4]. Таким образом, правовые отношения представляют собой, самостоятельный вид реально существующих общественных отношений[5].
Отдельные авторы выделяют из понятия юридического лица, данного в Гражданском кодексе России, иные признаки, дополняя указанные выше четвёртым.
Решающий из них - имущественная обособленность. Именно ее выражает содержащееся в ст. 48 ГК РФ указание на то, что юридическое лицо "имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество".
Приведенный перечень правовых способов обособления имущества в составе юридического лица нельзя считать исчерпывающим. Допустимы и другие правовые способы. Так, товарищество собственников жилья, являющееся юридическим лицом, функционирует на основе права общей долевой собственности на имущество общего пользования. Помимо вещных прав, принадлежащих юридическому лицу, ему могут принадлежать отдельные категории имущественных прав обязательственно-правового характера, например, права аренды и субаренды.
При этом под "обособленным имуществом" подразумевается имущество в его широком значении, включающем вещи, права на вещи и обязанности по поводу вещей. Наряду с имуществом, обособлению могут подлежать исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица имущественного характера, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг, не относимые законом к имуществу. В практике подобного рода случаи встречаются довольно часто.
Имущество юридического лица обособляется от имущества его учредителей, а если речь идет об организации, построенной на началах членства, то есть корпорации, от имущества ее членов. Свое конкретное выражение имущественная обособленность находит в том, что юридическое лицо в зависимости от его вида должно иметь либо самостоятельный баланс (коммерческая организация), либо самостоятельную смету (некоммерческая организация).
Второй конституирующий признак юридического лица, включенный в его определение, - самостоятельная имущественная ответственность. Юридическое лицо "отвечает по своим обязательствам этим (т.е. обособленным) имуществом". Если иное не предусмотрено в законе или в учредительных документах, ни учредители, ни участники юридического лица не отвечают по его долгам и точно так же юридическое лицо не отвечает по долгам учредителей (участников).
Единственное исключение из данного правила сделано в отношении учреждений, имущественная ответственность которых ограничивается лишь находящимися в их распоряжении денежными средствами (п. 2 ст. 120 ГК). Очевидно, что ответственность юридического лица должна распространяться и на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг имущественного характера в порядке и объеме, определяемыми законом, учредительными документами и договором.
Третий признак юридического лица - самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени. Он означает, что "юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде".
Наконец, четвертый признак, не включенный в комментируемую статью, но предполагаемый ею, именуется обычно "организационным единством". Из него следует, что юридическое лицо обладает соответствующей устойчивой структурой. Выступление юридического лица как единого целого обеспечивается тем, что во главе соответствующего образования стоят наделенные весьма определенной компетенцией органы, которые осуществляют внутреннее управление юридическим лицом и действуют от его имени вовне. Те, кто находятся внутри юридического лица - руководители, работники, должны знать, что представляет собой соответствующее образование, чем оно будет заниматься, кто и как управляет им, что представляет собой его имущество и др. Это же важно и для тех, кто вступает или только намеревается вступить с данным образованием в правовые отношения.
Перечисленные и многие другие связанные с ними вопросы закрепляются в учредительных документах юридического лица (ст. 52 ГК). Из приведенного признака вытекает еще одно требование: каждое юридическое лицо должно создаваться и действовать на основе определенных, составленных в соответствии с законом учредительных документов.
Юридическим лицом является только такое образование, которое удовлетворяет всем указанным выше признакам. Для того чтобы облегчить положение участников гражданского оборота, и прежде всего тех из них, кто решает для себя вопрос о заключении договора с соответствующим образованием, установлена обязательная государственная регистрация юридических лиц. Включение того или иного образования в единый реестр юридических лиц (ст. 51 ГК) служит необходимым, достаточным и вместе с тем бесспорным доказательством того, что данное образование признано в установленном порядке юридическим лицом.
Коллективные образования, которые не являются юридическими лицами, не вправе выступать в гражданском обороте ни от своего, ни от чужого имени.
На мой взгляд, последняя трактовка признаков юридического лица является наиболее полной и раскрывающей все характерные особенности данного субъекта гражданско-правового оборота.
2 Правосубъектность юридического лица
Под правосубъектностью понимается наличие у юридического лица качеств субъекта права, а именно правоспособности и дееспособности. Не будет лишним, как мне кажется, определить эти понятия. Правоспособностью юридического лица называется «…признаваемая гражданским законодательством РФ, способность юридического лица иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности».[6] Под дееспособностью юридического лица понимается «…способность юридического лица, своими действиями приобретать гражданские права и нести гражданские обязанности, в т.ч. ответственность».[7]