Мусульманская политико-правовая теория предписывает, что законодательная власть в государстве должна принадлежать маджтахидам – наиболее авторитетным знатокам вопросов права и религии. Мусульманское государство (имамат) должно являться теократическим. Его цель – реализация законов ислама и утверждение мусульманского образа жизни.
В соответствии с нормами мусульманского судебно-процессуального права, судьями могут быть только мусульмане, строго соблюдающие в своей личной жизни религиозные и моральные предписания ислама. Подобные требования предъявляются и к свидетелям в суде. Предпочтение отдается показаниям мужчин. По некоторым делам показания женщин вообще не принимаются (это касается особо опасных для общины преступлений).
По менее серьезным нарушениям и спорам должны наличествовать показания хотя бы одного мужчины, которые могут дополняться показаниями двух женщин. Отсутствие свидетелей-мужчин допускается лишь при рассмотрении «чисто женских» дел. Особое значение в судебно-процессуальном праве придается клятве именем Аллаха, которая является доказательством невинности ответчика. Признание такого способа защиты связано с особенностями религиозной совести мусульманина, не позволяющей лгать под страхом кары в потустороннем мире. {29, c. 99-103}
Очень специфическими являются нормы мусульманского международного права (сийар). Согласно учению ислама, все народы и страны делятся на две группы: «мир ислама» и «мир войны». В соответствии с этим принципом, внешняя политика мусульманского государства должна определяться в зависимости от того, по отношению к какому государству она осуществляется: к мусульманскому или немусульманскому. Значительное место в международном праве отводится институту джихада – войны с «неверными», совершающими агрессию против мусульман, независимо от того, гражданами какого государства они являются.
Мусульманское уголовное право (укубат) также полностью подчинено нормам религии. Наиболее опасными преступлениями считаются посягательства на «права Аллаха», особенно вероотступничество, за которое полагается смертная казнь. Нормы мусульманского уголовного права в мусульманском государстве не применяются к представителям других религий. Неисполнение религиозных обязанностей и нарушение моральных норм является в мусульманском праве уголовно наказуемым. Любой «грех», связанный с нарушением даже моральных норм, наказывается исламским судом. К примеру, уголовная ответственность предполагается за несоблюдение поста во время Рамадана; государственные служащие обязаны совершать ежедневную пятикратную молитву; мужчинам запрещается находиться в женских учебных заведениях. В некоторых странах мусульманские суды применяют наказание за пренебрежение мусульманскими традициями в одежде, за нарушение норм поведения в общественных местах и т. д. {8, c.13-25}
§3 Источники мусульманского права
Учение об источниках наиболее разработано в науке мусульманского права. Мусульманские исследователи делят все нормы мусульманского права на две основные группы. Первую группу составляют юридические предписания Корана и сунны, а вторую – нормы, сформулированные мусульманскими правоведами (иджма и кийас).
Основой мусульманского права, как и всей мусульманской цивилизации, является Коран – священная книга ислама. Коран, по учению ислама, существовал всегда и был сообщен Аллахом пророку Мухаммеду, как откровение. Внешне Коран представляет собой книгу стихов. Он содержит 114 сур (глав), более 4 тыс. коротких стихотворных фрагментов, не связанных общим конструктивным замыслом, единым началом. Сами тексты представляют собой речи и проповеди Мухаммеда, произнесенные им в разное время по различным поводам и собранные впоследствии в единое произведение. Большая часть Корана имеет богословское и мифологическое содержание. Собственно вопросы права в той или иной степени затрагиваются лишь в 500 стихах. Многоплановость и общий характер содержания обусловили тот факт, что Коран не стал системным юридическим документом. Очевидно, что содержащихся в нем правовых положений явно недостаточно для регламентации всех отношений, возникающих в мусульманской общине.
Тесно связан с Кораном второй источник мусульманского права – сунна. Сунна представляет собой сборник хадисов – преданий о жизни пророка Мухаммеда, о его поступках и поведении. Образ жизни пророка должен служить примером для верующих. Этот источник складывался на протяжении нескольких веков (с VII по IX). Большинство хадисов являются достоверными фактами, хотя есть и предания скорее гипотетического и даже мифологического плана. Сунна, как и Коран, содержит в основном положения нравственно-религиозного содержания. Собственно юридических норм в ней мало. Сунна в силу своей природы не содержит широких юридических обобщений. В ней отражены конкретные казусы, случаи из жизни Мухаммеда. Сунна дополняет Коран и почитается наравне с ним как главный источник мусульманского права.
Правила, содержащиеся в Коране и сунне, не представляют собой единой системы. По мере того, как мусульманское общество развивалось и усложнялось, стало очевидно, что Коран и сунна не дают ответов на многие вопросы. Изменяющиеся общественные отношения требовали более четкой нормативной регламентации. Этим обусловлено появление третьего источника мусульманского права – иджмы. Иджма – это общепризнанные толкования и разъяснения Корана и сунны, составленные по общему мнению наиболее авторитетных исламских правоведов. В Коране содержится догма единства и непогрешимости мусульманского общества: «Мое общество никогда не примет ошибочного решения», «то, что мусульмане считают справедливым, справедливо в глазах Аллаха». Идея непогрешимости мусульманской общины позволила признать правомерность и авторитет решений, не вытекающих непосредственно из Корана и сунны. Правовые положения иджмы восполняют пробелы и объясняют видимые изъяны правового содержания Корана и сунны.
Однако, несмотря на всю широту правовых положений, разработанных мусульманскими правоведами, они не могли предусмотреть все правовые ситуации, которые могут возникнуть в конкретной жизни. Возникла необходимость предусмотреть способ решения в будущем таких вопросов, которые не имели готового решения в книгах права. Поэтому всеобщим согласием была признана законность такого метода как кийас – суждение по аналогии. В мусульманском праве кийас возведен в ранг источника права. Согласно кийасу, правила, содержащиеся в Коране, сунне и иджме, можно применять к ситуации, которая прямо не предусмотрена в этих источниках. Кийас дал возможность быстро урегулировать меняющиеся общественные отношения. Хотя суждение по аналогии и является рациональным методом толкования, оно в целом не меняет религиозную основу правовой системы ислама, поскольку решения принимаются по частным случаям и опираются на нормы основных источников – Корана, сунны и иджмы.
К числу вторичных источников права можно отнести фриманы и кануны. В период Халифата источником права были указы и распоряжения халифов – фриманы. В более поздний период развития исламских государств в качестве источников права стали рассматриваться кануны – законы (нормативно-правовые акты), которые в настоящее время играют значительную роль в регулировании жизни общества.
Обычай, если он не имеет религиозных оснований, играет малозначительную роль в правовом регулировании. Исламские юристы не рассматривают его как источник права. Обычай может выступать регулятором отношений лишь в том случае, если они не регламентируются правом.
Таким образом, рациональные способы развития права ислам практически не допускает. Не допускается, чтобы личное мнение мусульманина являлось основой решения в мусульманском праве. Такие доводы, как разум и справедливость, также являются недостаточными. Все это обусловлено религиозной природой мусульманского права. {7}
§4 Структура мусульманского права
Существенное отличие структуры мусульманского права от других правовых систем также вытекает из его природы. Основные комплексы правовых норм и принципов выделяются в соответствии с основными мусульманскими толками – ритами. Риты представляют собой различные школы, по-своему толкующие мусульманское право. Эти школы сформировались в VIII-X вв. Они подразделяются на суннитские (ортодоксальные) и несуннитские.
Существует четыре суннитских толка: ханефитский (наиболее распространенный, признан в Турции, Средней Азии, Иордании, Сирии, Афганистане, Пакистане, Индии, Бангладеш и у мусульманских народов России), малекитский (действует среди населения Северной и Западной Африки), шафеитский (распространен у курдов, в Малайзии, Индонезии, Пакистане и Восточной Африке) и ханбалитский (преобладает в Саудовской Аравии). {19, c. 108-120}
Среди несуннитских толков основным является шиитский, который господствует в Иране и Ираке. Кроме того, к несуннитским толкам относятся вахабитский (действует в Саудовской Аравии), зейдусткий (в Йемене), абадитский, или харигитский (в Джербе, Восточной Африке и Занзибаре).
Наличие различных ветвей в исламе обусловливает аналогичную дифференциацию и в праве. Несмотря на наличие общих принципов, каждый толк имеет свои определенные правовые особенности. Однако различия эти, в основном связаны с многочисленными деталями. Поэтому вполне допустимо в некоторых случаях применять иной рит, чем тот, которого обычно придерживаются в данной стране. Возможен также переход верующего под действие другого толка.
Все нормы мусульманского права подразделяются на две основные группы. Первая группа включает нормы, содержащие оценку поступков человека. Эта оценка обусловлена тесной связью права с религией ислама. Нормы устанавливают пять видов поступков мусульманина, которые имеют как правовой, так и нравственно-религиозный смысл.