Смекни!
smekni.com

Мусульманская правовая система 2 (стр. 4 из 5)

В результате всех преобразований, произошедших в правовых системах стран ислама за последние двести лет, мусульманское право сохранило лишь малую часть своего влияния. Современные правовые системы мусульманских стран построены по западному образцу, а нормы, восходящие к мусульманскому праву, сохранились в них лишь частично и в отдельных сферах. Однако сильное влияние ислама на общественное сознание не дает мусульманскому праву полностью потерять свое значение. В настоящее время в различных мусульманских странах степень влияния мусульманского права на правовую систему различна. Она зависит от уровня экономического и культурного развития страны.

§2 Классификация правовых систем стран ислама

В зависимости от степени влияния норм мусульманского права на законодательство и масштабов их применения ученые делят все страны с мусульманским населением на несколько групп. Эта классификация несколько различна у разных исследователей, однако эти различия в основном касаются деталей. Большинство правоведов выделяет три группы правовых систем стран ислама.

Первую группу составляют страны, где мусульманское право применяется весьма широко. К этой группе относятся Саудовская Аравия, Иран, Кувейт, Бахрейн, Бруней, ОАЭ. В этих государствах принципы шариата официально считаются приоритетными и оказывают глубокое влияние на все отрасли права. Широко применяется также обычное право, не запрещенное шариатом, однако фактически часто расходящееся с ним. Влияние западных правовых принципов на правовые системы этих стран менее значительно, чем в других мусульманских государствах. Однако наблюдается постоянная тенденция к усилению этого влияния, особенно в торговом и имущественном праве.

Вторую группу составляют правовые системы большинства мусульманских стран. В этих странах мусульманское право применяется только для регулирования отдельных сторон общественной жизни, касающихся личного статуса и религиозных учреждений. Все остальные сферы общественных отношений регулируются «современным» правом.

В этой группе выделяется две подгруппы в зависимости от того, на основе какого права созданы современные правовые системы: английского или французского и голландского. К первой группе относятся Пакистан, Малайзия, Нигерия. Ко второй – Индонезия, Египет, Алжир, Марокко, Мавритания, Сирия, Ирак, Ливан и др. Особый случай – Судан. Здесь правовая система в разное время испытывала влияние английского и французского права, поэтому ей присущи черты обеих этих систем.

Третью группу составляют страны, где мусульманское право практически полностью утратило свои позиции. К этой группе относятся бывшие социалистические страны: республики Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Туркменистан), Казахстан, Азербайджан, Албания. Правовые системы этих стран в социалистический период были изменены коренным образом и построены на принципах, далеких от ислама. В настоящее время они также близки к европейскому праву. Однако, несмотря на официальный отказ от шариата, его нормы во многих странах по-прежнему соблюдаются среди населения. Это в большей степени характерно для стран Средней Азии. Особый случай – Турция. Эта страна хоть и не являлась социалистической, однако она тесно связана с Европой политически и экономически. Здесь еще в 1926 г. мусульманское право было полностью упразднено. Все сферы общественных отношений регулируются правом европейского образца.

Можно также выделить еще одну группу африканских (Танзания, Мали, Чад) и азиатских (Индия, Филиппины) стран, где шариат регулирует некоторые сферы отношений среди той части населения, которая относит себя к мусульманам. Это касается в первую очередь вопросов личного статуса. Нормы мусульманского права также оказывают некоторое влияние на принимаемое законодательство этих стран.

В последнее время в некоторых странах появилась тенденция к усилению роли мусульманского права. Некоторые государства стремятся к возрождению и сохранению исламских традиций, в том числе и мусульманского права. Самым ярким примером данного явления можно назвать Иран. Это дает основание считать преждевременными выводы некоторых исследователей о том, что мусульманская правовая система изжила себя и в скором времени полностью исчезнет. Мусульманское право, несмотря на активное влияние других правовых систем, достаточно широко распространено в мире. Огромное количество мусульман по всему миру по-прежнему соблюдают его нормы. Мусульманское право развивается и видоизменяется в условиях современного мира, хотя это и происходить достаточно медленно. Поэтому его всестороннее изучение не теряет своей актуальности. {30, c. 207-229}

§3 Мусульманское право в Беларуси

Если верить легенде, в X веке киевский князь Владимир намеревался принять ислам, однако, не желая расставаться с некоторыми привычками, отдал предпочтение христианству. Так это или нет, но в любом случае на землях Беларуси ислам присутствует издавна.

Первыми мусульманами, появившимися здесь в XIV веке, были татары, воины хана Тохтамыша. Натерпевшись от междоусобиц в Золотой Орде, они, говоря языком современным, попросили политического убежища у литовского князя Витовта. Тот гостеприимно принял татар, определил их к себе на воинскую службу, выделил хорошие наделы на белорусских землях – на Виленщине и Минщине. Татары своей новой родине служили верно, храбро сражались за Витовта и даже называли его своим ханом. Немалый вклад внесли татарские воины в разгром Тевтонского ордена в 1410 году под Грюнвальдом. Постепенно численность исповедующих ислам на белорусских землях росла и к XVI веку достигла примерно двухсот тысяч. Мусульмане настолько прижились на новых землях, что, сохранив язык и культуру, в общении перешли на белорусский язык, являвшийся основным языком великого княжества, и только молитвы читались на арабском и тюркском языках.

В начале XVII века в Речи Посполитой началось наступление на культурное и духовное своеобразие местных татар, появились ограничения в избирательном праве, строительстве мечетей и даже в быту. Именно тогда большинство татар были ассимилированы, утратили свой язык, имена и фамилии трансформировались в польские или литовские. Многие приняли католическую веру. К слову, в то время и православная вера подвергалась в Речи Посполитой настоящим гонениям: церкви закрывались, а православных насильно обращали в католичество.

Тем не менее многие татары остались верны религии своих предков. Кроме того, с самого начала среди приверженцев ислама в Беларуси стали появляться представители других национальностей. Сегодня среди тридцати тысяч исповедующих ислам в республике белорусских татар-мусульман чуть больше десяти тысяч, а остальные – это азербайджанцы, казахи, узбеки, туркмены, курды, афганцы, турки, представители других национальностей. И хотя число исповедующих ислам в республике, по сравнению с другими конфессиями, невелико, в последней редакции закона о религиозных конфессиях и организациях ислам признан традиционной религией Беларуси, которая более шести веков исповедуется на этой земле.

По оценкам специалистов Комитета по делам религий и национальностей при правительстве Беларуси, «потенциальная база развития мусульманской общины страны – от 28 до 35 тыс. человек». В это число входят лица, указавшие во время переписи населения 1999 года свою принадлежность к национальностям, традиционно исповедующим Ислам.

В Беларуси зарегистрировано около 30 мусульманских религиозных организаций, треть из которых имеет культовое здание (мечеть или молельный дом). В стране действуют два духовных управления мусульман.

В 1994 году создан самостоятельный Муфтиат Республики Беларусь. {32}.

В Беларуси нет значимых мусульманских ценностей, но мечети, в которых каждый верующий мусульманин может совершить религиозный обряд и встретиться с братьями по вере, есть во многих городах и селениях. Всего в Беларуси насчитывается 24 мусульманские общины – 23 суннитские и одна шиитская.

Первые мечети появились на территории Беларуси в XV–XVI веках. Одна из старейших в республике мечетей (постройка 1882 года) действует в городе Ивье на Гродненщине.

Драматична история главной мечети Беларуси в Минске, в северо-западной части которого татары компактно проживали еще с начала XVI века. Именно здесь в 1599 году по просьбе татарского старейшины Салимана была построена первая деревянная мечеть.

Ее убранство было скромным: женское и мужское отделения, высказывания из Корана на стенах, скамеечки для верующих. Минарета не было, и муэдзин созывал верующих, стоя на крыльце. В 1890 году Минское губернское правление разрешило построить на этом месте каменную соборную мечеть. Более десяти лет шел сбор средств, и в 1902 году было построено новое красивое здание с большим куполом и 32-метровым минаретом.

После революции над мечетью, как и над православными и католическими храмами, пронесся смерч воинствующего атеизма. С 1936 года мечеть была закрыта и служила продовольственной базой, в 1949 году здание передали под учебный центр, а в 1962 году мусульманский храм был и вовсе разрушен. И только через три десятилетия, когда в республике началось возрождение мусульманских общин, было принято решение о строительстве мечети в Минске. Свои услуги предложили турецкие специалисты, а из Саудовской Аравии прислали готовый проект. Но белорусские татары решили воспроизвести историческую минскую соборную мечеть. Эклектичную по стилю архитектуру старой мечети отличал местный колорит. Основой нового проекта послужила найденная в архиве дореволюционная фотография. Строительство величественного и самобытного храма началось на другом месте, в районе улиц Грибоедова и Татарской, однако вскоре из-за финансовых трудностей стройка превратилась в «долгострой» {33}.