ПЛАН
Введение……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Теоретические основы мусульманского права………………..………5
§1. Происхождение мусульманской правовой системы……………..5
§2. Особенности мусульманского права……………………………...7
§3. Источники мусульманского права……………………………….11
§4. Структура мусульманского права………………………………..14
ГЛАВА 2. Приспособление мусульманского права к современному
обществу…………………….………………………………………...16
ГЛАВА 3. Правовые системы современных мусульманских государств...........19
§1. Новейшие изменения в правовых системах мусульманских
стран……………………………………………………………...........19
§2. Классификация правовых систем стран ислама………………..22
§3. Мусульманское право в Беларуси……………………………….25
Заключение…………………………………………………………………......….28
Список использованных источников..……………………………………………30
Введение
В данной работе будет рассматриваться правовая система, которая основывается на концепциях, отличающихся от тех, которые доминируют в западных странах. Мусульманское право относится к так называемым религиозным правовым системам. В его основе лежит система вероучения ислама. Ислам является (наряду с христианством и буддизмом) одной из трех мировых религий и имеет последователей почти во всех странах мира. При этом более чем в тридцати странах мусульманами является подавляющее большинство населения. Мусульманское право неразрывно связано с религиозными нормами, охватывающими все сферы жизни мусульманского общества. Тесно связанное с религией и с цивилизацией ислама, мусульманское право можно изучать только имея хотя бы минимальное общее представление об этой религии и об этой цивилизации. С другой стороны, мусульманское право стоит в центре всей религиозной системы ислама. По выражению Бергштрассера, - это "квинтэссенция настоящего мусульманского духа, наиболее ясное выражение мусульманской идеологии, главное звено ислама". Поэтому изучение ислама в целом невозможно без изучения мусульманского права.
Изучение мусульманского прав имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Являясь одной из мировых религий, ислам оказывает существенное влияние на внутриполитическое развитие мусульманских стран, а также на развитие международных отношений. Изучение мусульманского права является весьма актуальным, особенно в современных условиях в связи с усилением глобальных интеграционных процессов в политике, экономике и других сферах жизни.
Все вышесказанное определило цель данной работы. Она заключается в анализе особенностей мусульманского права, установлении его соотношения с религиозной системой ислама, а также в анализе его источников. А конечной целью является выявление роли мусульманского права и его приспособления к современному обществу.
Доктрина мусульманского права имеет два раздела. Она изучает источники права и объясняет, каким образом возник шариат. Кроме того, она изучает содержание норм мусульманского права. В данной работе кратко рассматривается теория источников мусульманского права, а также изложены основные структурные различия между разными толками. Кроме того, большое внимание уделено возможности мусульманского права применяться к условиям современного мира. Также представлен краткий обзор правовых систем различных современных мусульманских государств.
Глава 1. Теоретические основы мусульманского права
§1 Происхождение мусульманской правовой системы
История мусульманского права начинается с пророка Мухаммеда, жившего в 570 (571) – 632 годах. Мухаммед от имени Аллаха передал верующим основные правила поведения. Эти правила он формулировал главным образом в публичных проповедях. Значительная часть правовых норм сложилась также в результате его жизнедеятельности. Все эти правила нашли свое отражение в первичных источниках мусульманского права – Коране и сунне. Однако этих догматических норм было мало для регулирования всей совокупности правовых отношений мусульманской общины. Поэтому после смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили «праведные» халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Они толковали положения Корана и сунны и на их основе создавали новые правила, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха.
Существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и судьи – кади. Их роль в формировании мусульманской правовой системы весьма велика. Некоторые исследователи даже стали определять мусульманское право как право юристов. Правотворческая деятельность кади приходится на VIII-X вв. В этот период зарождаются основные толки ислама, восполняются правовые пробелы, формируется множество новых правил.
К концу Х века мусульманское право канонизировалось. Наступил период действий согласно установленным нормам и доктринам. Мусульманские судьи лишились права выносить решения по своему усмотрению при отсутствии нужных норм в Коране и других источниках. Они должны были руководствоваться тем толком, который принят в данной стране. К XIII веку мусульманское право практически полностью разделилось на разные ветви. Обязанность придерживаться определенного толка обеспечивалась государством. В результате мусульманское право перестало быть наднациональным и стало государственно-национальным.
В последующие несколько столетий мусульманское право изменялось очень медленно. Развитие главным образом было направлено на устранение противоречий внутри того или иного толка, а также на создание общих положений и принципов, единых для всех правовых школ ислама. Эти общие принципы придали мусульманской правовой системе логическую целостность.
Новый этап развития мусульманского права начался в XIX веке. Началось активное заимствование европейского права. В результате в некоторых странах мусульманские правовые нормы были почти полностью вытеснены европейскими (например, в Турции). В других странах (Алжир, Египет, Сирия и др.) мусульманское право действует лишь в отдельных сферах жизни, в частности в сфере «личного статуса». Однако в некоторых странах (Ливия, ОАЭ, Иран и др.) мусульманское право по-прежнему регламентирует практически все сферы жизни общества. Здесь, наоборот, наблюдается тенденция возврата к традициям и усиление роли мусульманского права. {5, c.59-63}
§2 Особенности мусульманского права
Западные и мусульманские исследователи в своих работах часто употребляют два термина: «шариат» и «фикх». Обычно эти слова употребляются как синонимы и обозначают одно и то же понятие: мусульманское право. Однако эти термины не совсем синонимичны.
Следует заметить, что понятие «шариат» толкуется неоднозначно и среди самих мусульманских правоведов. Это слово буквально переводится с арабского как «путь, тропа к источнику» (араб. аш-шари'а), а глагол «шара'а» является однокоренным с существительным «шариат» и переводится как «предписывать, узаконивать». В Коране слово «шариат» используется для обозначения указанного Аллахом прямого пути, позволяющего верующему попасть в рай. Большинство исследователей считает, что в шариат входит религиозная догматика, этика и «практические» нормы, которые регулируют вопросы культа и отношений между людьми.
При такой трактовке шариата, фикх выступает в качестве составной части шариата. В переводе с арабского «фикх» означает «глубокое понимание, знание». К нему относят именно «практические» нормы шариата: порядок исполнения религиозных обрядов и конкретные правила поведения верующих в повседневной жизни. {14, c. 35-40}
Существуют и другие варианты интерпретации понятий «шариат» и «фикх». В частности, фикх трактуют как доктринальную сторону шариата, систематизированные знания о нормах шариата. Многие исследователи фикхом называют теорию источников мусульманского права. Таким образом, фикх можно определить как доктрину, изучающую и систематизирующую нормы шариата, относящиеся к вопросам культа и правил поведения людей.
Несмотря на многообразие определений понятия мусульманского права, для всех исследователей очевидна его главная особенность: данная правовая система основывается на идее божественного происхождения государства и права. Эта особенность обусловливает существенное отличие мусульманской правовой системы от других правовых систем. Мусульманское право отличается неповторимостью источников, структуры, терминологии и понятие нормы.
Под нормой в исламском праве понимают правило, предписанное верующим Аллахом. Нормы основываются на вере и поэтому они бесспорны и абсолютны. Их нельзя изменить или отменить. Нормы мусульманского права существенно отличаются от европейских и по содержанию, что тоже обусловлено их религиозной природой. {27, c. 79-92}
Опора на религиозные догмы отражается во всех отраслях мусульманского права. Центральное место в правовой системе ислама занимают нормы «личного статуса». Эти нормы действуют только среди мусульман. Они призваны регулировать брачно-семейные, наследственные и некоторые другие отношения. Эти нормы, к примеру, запрещают мусульманке выходить замуж за немусульманина; при заключении брака, а также при разводе должны присутствовать свидетели-мусульмане и т. п.
Мусульманское гражданское право (муамалат) регулирует имущественные отношения. Согласно преданию пророка Мухаммеда, некоторые объекты не могут быть предметом частной собственности, например вода и земля. Нормы гражданского права признают, что верховное право на любую собственность принадлежит Аллаху.
Мусульманское государственное право требует, чтобы глава государства обязательно был мусульманином. Полномочия правителя носят в значительной мере религиозный характер. Он обязан защищать интересы ислама и следить за тем, чтобы верующие выполняли свои религиозные обязанности.