Принцип законности нашел свое отражение в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»[14]. Прежде всего, правоприменительная практика всех государственных органов должна соответствовать Конституции РФ, законам и нормативным актам, соответствующим Конституции РФ, а должностные лица независимо от ранга и положения должны нести ответственность в случае нарушения ими норм Конституции РФ или иного закона. Таким образом, реализуя свои полномочия как носителя судебной власти, суд осуществляет правосудие на основе закона и в соответствии с законом. Применительно к стадии предварительного расследования выполнение требований законности означает точное исполнение закона как субъектами, ответственными за ведение дела дознавателем, следователем, прокурором, так и другими участниками предварительного расследования (подозреваемым, обвиняемым, их защитниками, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, их представителями), а также субъектами, осуществляющими ведомственный и судебный контроль, прокурорский надзор. Вышеуказанные субъекты должны неукоснительно следовать установленному законом порядку производства дел на всех стадиях процесса, совершать процессуальные действия на законных основаниях и в предусмотренных законом процессуальных формах, основывать свои решения на соответствующих нормах материального и процессуального права.
Очень важен принцип законности для практики правоохранительных органов, поскольку все выводы и решения по уголовному делу могут быть сделаны только на основе доказательств, полученных при строгом соблюдении уголовно-процессуального закона. Принцип законности обеспечивается таким построением уголовного процесса, при котором в каждой последующей стадии проверяется законность и обоснованность решений, принятых в предыдущих стадиях. В случае обнаружения нарушений закона обеспечивается принятие мер к их устранению.
Все вышеизложенное нашло отражение в Уголовно-
процессуальном кодексе РФ. Согласно ст. 7 УПК РФ суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон, противоречащий Уголовно-процессуальному кодексу РФ. И если в ходе производства по уголовному делу суд установит несоответствие федерального закона или иного нормативного правового акта УПК РФ, то должен принимать решение в соответствии УПК РФ. Нарушение норм Уголовно-процессуального кодекса судом, прокурором, следователем, органом дознания или дознавателем в ходе уголовного судопроизводства влечет за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств. Определение суда, постановления судьи, прокурора, следователя, дознавателя должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Верховенство Конституции РФ и федеральных законов в регулировании уголовного судопроизводства на всей территории Российской Федерации.
Этот принцип непосредственно связан с принципом законности. Он закреплен в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации»[15]. Верховенство Конституции РФ и Федеральных законов РФ на всей территории Российской Федерации обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей правовой системы России, а, следовательно, и уголовно-процессуального законодательства РФ.
Верховенство также предполагает точное и неуклонное соблюдение, исполнение и применение закона. Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции РФ и Федеральным законам РФ всех нормативно-правовых актов, принимаемых Президентом РФ, Правительством РФ, Федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных нормативных актов, принимаемых субъектами Российской Федерации. Указанные акты не должны противоречить Конституции РФ и Федеральным законам. Если же такое противоречие (несоответствие) обнаруживается, то применяется Конституция РФ или Федеральный закон РФ. Акты, противоречащие им, подлежат в установленном порядке опротестованию, приостановлению, отмене. И это правило действует на всей территории Российской Федерации.
Равенство граждан перед законом и судом.
Часть 1 ст. 19 Конституции РФ гласит: «Все равны перед законом и судом»[16]. Далее это положение конкретизируется в том, что правосудие по уголовным делам осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств. «Закон как акт является объективно необходимым средством формулирования прав и свобод. Поэтому столь важно утверждение равенства перед законом, как общей для всех нормой. Чрезвычайно существенно равенство всех перед судом, поскольку суд является наиболее эффективным средством защиты, восстановления прав и свобод в случае спора или их нарушения»[17].
Данный принцип распространяется на всех граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства и действует на всех стадиях уголовного процесса РФ. Он означает, что положения закона применяются ко всем гражданам одинаково; при этом имеется ввиду наделение их не только соответствующими правами, но и обязанностями. Равенство граждан перед законом и судом проявляется также в равной обязанности всех подчиняться уголовному закону и нести равную ответственность за его нарушение.
Для лиц, которые по тем или иным причинам не имеют равных с другими возможностей осуществлять свои права и защищать свои законные интересы, закон устанавливает дополнительные гарантии. Например, обеспечение лицу, не владеющему языком, на котором ведется судопроизводство, права пользоваться родным языком путем предоставления ему переводчика.
В отступление от общих правил принципа равенства граждан перед законом и судом в действующем законодательстве РФ установлен ряд положений, которыми предусмотрен особый порядок привлечения к уголовной ответственности, депутатов, судей, прокурорских работников и некоторых других лиц. Это исключение имеет своей целью создание дополнительных гарантий для успешного осуществления их деятельности, а не является личной привилегией. «Общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные, гарантии надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия... Следует также учитывать особый режим судейской работы, повышенный профессиональный риск»[18]. В случае же привлечения этих лиц к ответственности, они наделяются обычными правами и обязанностями того или иного участника процесса (обвиняемого, подозреваемого и др.)
Принцип состязательности.
Статья 123 Конституции РФ[19] устанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности. В отношении этого принципа уголовного процесса ведется множество споров. Некоторые авторы не выделяют его в качестве принципа уголовного судопроизводства, другие считают, этот; принцип проявляется лишь при рассмотрении дел судом присяжных. На наш взгляд, принцип состязательности является конституционным принципом правосудия, и не только потому, что нашел отражение в Конституции РФ. Он определяет все содержание уголовного судопроизводства, все его построение, обеспечивает возможность сторонам использовать предоставленные им процессуальные права; повышает правовую и социальную значимость приговора.
Можно выделить ряд элементов, характеризующих принцип состя-
зательности:
1. Отделение функций обвинения и защиты от функций правосудия. Состязательность связана со строгим отграничением функций суда по разрешению дел от функций обвинения и защиты, каждая из которых возложена на определенных участников процесса. Исследование доказательств осуществляется сторонами, а суд выступает арбитром. Таким образом, стороны независимо друг от друга выполняют функции обвинения и защиты, а суд выполняет свои функции независимо от сторон. Справедливое правосудие состоит в том, чтобы принимать решение по поводу уже предъявленного лицу обвинения. Суд обязан проверять результаты деятельности органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры, объективно и беспристрастно решая вопрос о законности выдвигаемых против лица обвинений. Лишь при этом условии стороны способны осуществлять свои права и отстаивать свои интересы, а судебная деятельность ограждается от субъективизма и односторонности.
2. Стороны наделены равными процессуальными правами.
Признание права на состязание – это также признание права за состязающимися использовать равные средства и возможности для обоснования своих утверждений и требований и для оспаривания утверждений и требований других сторон. Процессуальное равноправие означает, что все, что вправе делать обвинитель для доказывания обвинения, вправе делать защита для его опровержения.
Суд руководит процессом.
Начало состязательности сочетает активность сторон с руководящей ролью суда в процессе. Суд не должен быть сторонним наблюдателем и слушателем, не влияющим на ход процесса даже в условиях его состязательности. Он обязан принимать предусмотренные законом меры, которые способствуют реализации сторонами их процессуальных прав по собиранию и предоставлению доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела и вынесения законного и обоснованного приговора. Суд должен создать необходимые условия для, всестороннего, полного и объективного исследования дела – исключать из рассмотрения дела недопустимые доказательства, какой бы из сторон они ни предоставлялись; по ходатайству сторон рассматривать новые доказательства; руководить ходом судебного разбирательства и др. Но это не означает, что суд должен заниматься собиранием доказательств виновности подсудимого и по собственной инициативе принимать меры к доказыванию наличия в деле обстоятельств, предусмотренных ст. 73 УПК РФ.