Виктимную группу представляют собой несовершеннолетние. Криминологи связывают это обстоятельство с рядом факторов. Именно на возрастном этапе, определяемом законом как несовершеннолетние, для субъектов характерны эмоциональная неустойчивость, отсутствие жизненного опыта, затрудняющие выбор варианта поведения в сложных и неординарных жизненных ситуациях. Как фактор, обусловливающий виктимность лиц старшего подросткового и юношеского возраста, рассматривается и специфический статус несовершеннолетних в семье и учебном (трудовом) коллективе. Здесь определенную роль играет несоответствие между возросшими, по сравнению с детством, притязаниями, изменением самооценки и сохраняющимся прежним статусом воспитуемого, подопечного и подконтрольного в семье и коллективе. Виктимность несовершеннолетних связывается и с типичным для возраста стремлением к подражанию, ориентацией в поведении на определенные группы или отдельных лиц, в том числе и характеризующихся отрицательно с моральной и правовой точки зрения.
Виктимность характерна и для лиц преклонного возраста Это обусловливается возрастными физическими и психическими изменениями (физическая слабость, ухудшение памяти, болезненные явления, связанные с возрастом), а также достаточно типичным для лиц пожилого возраста чувством ' одиночества, усиливающейся с годами зависимостью от других лиц. Эти особенности могут быть использованы преступником, например, при совершении мошеннических действий, иных корыстных посягательствах.
Выполнение лицом определенных ролевых, профессиональных функций также может обусловливать потенциальную возможность стать жертвой преступления. Виктимность характерна для лиц определенных профессий и рода занятий. Традиционно к связанным с риском посягательства относились профессии инкассатора, водителя такси, кассира торговых предприятий, деятельность, связанная с охраной общественного порядка (работник милиции, народный дружинник). Наблюдения последних лет показывают, что круг этих лиц в меняющихся социальных и экономических условиях расширяется. К числу «опасных профессий» в виктимологическом смысле могут быть отнесены работа в банковских учреждениях, кооперативах, занятие индивидуальной трудовой деятельностью, работа на воздушном транспорте.
Значимыми в виктимологическом плане являются нравственные и правовые характеристики потерпевшего. Прежде всего это обусловлено тем, что они могут осознанно приниматься в расчет преступником. Так, вероятность обращения потерпевшего в правоохранительные органы, раскрытия преступления снижается, если жертвой корыстного посягательства становится лицо, скупающее краденое имущество, обогатившееся иным противоправным способом, ставшее жертвой мошенничества в связи с незаконным приобретением наркотических средств. Опреде-ченные нравственные качества субъекта могут способствовать или препятствовать совершению преступления и в случаях, когда преступником они не учитывались или вовсе не были ему известны. Таковы, например, смелость, решительность, чувство ответственности, трусость, грубость и т. д. При этом однозначная связь между выраженностью тех или иных качеств и свойств и внктимностью отсутствует. Лица, характеризующиеся социально-положительно, могут оказаться виктимнымн именно в силу выраженности соответствующих качеств в отличие от эгоистов или трусов, например, в ситуации пресечения преступления, защиты прав и интересов третьих лиц.
Характер взаимоотношений между преступником и жертвой, предшествовавших совершению преступления, также имеет существенное виктимологическое значение. Вопреки сложившемуся общественному мнению, исследовательские данные показывают, что такие преступления против личности, как убийства, телесные повреждения различной степени тяжести совершаются чаще не в отношении незнакомых лиц, а в микросреде общения: в отношении членов семьи, супругов, сожителей, сосетей, знакомых. Так, 81% жертв убийств и 63,2% потерпевших от тяжких телесных повреждений не только были знакомы с будущим преступником, но и находились в родственных или иных стабильных отношениях с ним.
Виктимологические исследования существенно расширяют круг криминологической информации. Традиционная для профилактики ориентация воздействия на лиц, способных в силу присущих им особенностей личности и поведения совершить преступление или уже совершивших их, дополняется достаточно перспективным в плане предупреждения преступлений учетом особенностей возможных жертв противоправных посягательств, типичных виктимологических ситуаций. На этой основе система мер профилактики может быть существенно дополнена п дифференцирована.
Наиболее кардинальными из основанных на данных виктимологического анализа являются меры, ориентированные на устранение ситуаций причинения вреда. Это наглядно прослеживается применительно к предупреждению преступлений отдельных видов. Исследовательские данные свидетельствуют, что проблема автотранспортных преступлений в определенной мере может быть «снята» посредством оптимального расположения дорожных знаков, установления ограждений, изменения маршрутов городского транспорта. Существенно снизить криминологическую виктимность профессии водителя такси, например, могли бы некоторые технические приспособления (обеспечение средствами связи, отделение кабины от салона автомашины и т. д.).
Другим направлением профилактики, разрабатываемым на основе виктимологической информации, является деятельность, связанная с влиянием на личность и поведение граждан, относящихся к виктимным группам. В случаях, когда виктимность связана с негативными нравственными характеристиками, антиобщественными качествами личности, первостепенное значение приобретает воспитание, ориентированное на ее коррекцию. Так, дифференцированное половое воспитание несовершеннолетних и молодежи, способствуя формированию половой морали, усвоению сложившихся в обществе норм полового поведения, выполняет наряду с другими и профилактические функции. В плане виктимологической профилактики могут быть рассмотрены и меры правового и общественного воздействия, применяемые к алкоголикам и наркоманам.
Перспективной является и разработка мер профилактики, основанных на учете типичных психологических особенностей потерпевших. Существенным здесь является, например, воспитание, социальное поощрение смелости, инициативности наряду с самокритичностью, разумной осмотрительностью, овладение навыками разрешения конфликтов.
Меры профилактики могут строиться и на основе учета социально-ролевых особенностей потерпевших от преступлений. Так, изъятие малолетних детей из семьи (в силу особенностей их возраста и социального статуса) может оказаться едва ли не единственным эффективным средством предупреждения жестокого отношения к ним, побоев и истязаний со стороны крайне деморализованных взрослых.
Как высокоэффективные расцениваются специалистами и меры, направленные на обеспечение надзора и лечения лиц, виктимных из-за наличия психопатологических отклонений.
Профилактика виктимного поведения заключается в следующем: среди населения распространяются популярные брошюры, буклеты, памятки с советами о том должны вести себя граждане в случаях подготовки и совершения захвата заложников, террористических акций, вымогательства, острых семейно-бытовых конфликтов, сексуальны» посягательств.
В интересах предупреждения насильственных преступлений следует регулярно проводить социологические опросы населения о состоянии личной безопасности, степени защищенности граждан от противоправных посягательств. По их результатам вносить соответствующие коррективы в практику работы правоохранительных органов.
Необходимо расширять сеть кризисных центров, фондов милосердия, учреждений социально-психологической помощи и других государственных, общественно-государственных и частных структур, призванных способствовать профилактике и пресечению конфликтов в семье, в сфере быта.[10]
Применительно к ситуациям совершения насильственных в том числе корыстно-насильственных, преступлений в общественных местах большое предупредительное значение имеет обеспечение "эффекта присутствия милиции", особенно ее патрульно-постовой службы, там, где возможны или назревают межличностные конфликты (скверы, строящиеся здания, подвалы, заброшенные строения, где собираются пьяницы, рюмочные, ларьки, торгующие спиртным, и т.п.). Задачи предупреждения разбоев, насильственных грабежей, вымогательства решаются не только путем противодействия криминальному насилию, но и мерами, направленными на профилактику, предотвращение и пресечение преступлений против собственности.
Предупреждению как самих насильственных преступлений, так и ситуаций, чреватых угрозой их совершения, способствуют своевременные и адекватные меры административно-правового воздействия на лиц, нарушающих антиалкогольное и антинаркотическое законодательство, допускающих действия, квалифицируемые как мелкое хулиганство.
Следует воссоздать, разумеется, с учетом новых экономических, социальных и других реалий, систему общественной профилактики преступлений. Речь в данном случае не идет об организации ежевечернего массового патрулирования дружинников по улицам и другим общественным местам, хотя в принципе нельзя отрицать превентивного значения и подобных мероприятий с оговоркой, что они должны строиться на иных, чем прежде, подходах и принципах, в новых организационных формах (на сугубо добровольной и возмездной основе, без чрезмерного административного усердия и связанных с ним нарушений прав человека, более целенаправленно и т.д.). В настоящее время очень важно найти оптимальные формы стимулирования, поощрения и развития государством гражданской активности, основанной на естественном стремлении людей организоваться, объединиться в целях защиты себя, своих детей, близких от преступных посягательств. В этой связи заслуживает внимания отечественный и зарубежный опыт предупреждения преступлений локальными общинами граждан, образованными по территориальному и иным признакам, например, уличными, квартальными, домовыми комитетами, ассоциациями родителей и учителей, старших сестер и братьев по профилактике правонарушений несовершеннолетних и в отношении них и т.п.[11]