В соответствии с п. 2 ст. 213 ГК РФ не подлежат ограничению количество, а также стоимость объектов права собственности граждан и юридических лиц, если только такое ограничение не вызывается целями защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (абз. 2 п. 2 ст. 1). Таким образом, Кодекс предусматривает весьма широкие возможности для развития частной собственности и создает ей необходимые правовые гарантии.
Гражданин, являющийся в соответствии с гражданским законодательством дееспособным, имеет право собственности на имущество, приобретенное им от участия в производительной, в том числе и предпринимательской деятельности, а так же на имущество, полученное им по наследству, на доходы от вложений в кредитные учреждения.
Объекты права собственности гражданина можно подразделить на:
• предметы, предназначенные для удовлетворения личных потребностей: земельные участки, жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, другие предметы домашнего хозяйства и личного потребления ;
• денежные средства, акции, облигации и другие ценные бумаги;
• объекты, служащие для организации производства, бытового обслуживания и предпринимательской деятельности;
• здания, сооружения, транспортные средства и иные средства производства.
Такая классификация объектов собственности на отдельные группы отражает соответствующее законодательство, касающееся права собственности на земельные участки, квартиры, жилые дома, приобретенные в порядке членства в жилищно-строительном, дачном кооперативе, так и выкупленные у государства или приобретенные у другого собственника по договору купли-продажи или наследования.
Собственность одного лица образуется, как правило, за счет не одного, а нескольких источников. Например, гражданин как пенсионер получает пенсию, как наемный работник - заработную плату, как акционер - дивиденды, как лицо ведущее подсобное хозяйство на земельном участке в пригородной местности - доходы от собственной экономической деятельности, не направленной на извлечение прибыли.
Всякое право, каким бы емким ни было его содержание, имеет свои границы. При определении границ права собственности граждан, а, следовательно, и границ его осуществления надлежит исходить из присущих гражданскому праву принципа дозволительной направленности гражданско-правового регулирования и принципа диспозитивности. Действие первого принципа означает, что гражданину при осуществлении принадлежащих ему прав, в том числе и права собственности, дозволено все, что не запрещено законом. Действие принципа диспозитивности означает, что гражданин по своему усмотрению осуществляет право собственности или не осуществляет его, сам избирает цели осуществления права и средства их достижения
Важными нормами действующего законодательства являются закрепляющие за гражданином право использовать свою собственность для организации предпринимательской деятельности.
Гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, является собственником принадлежащего ему имущества и отвечает им по всем своим обязательствам. Предпринимательская деятельность может осуществляться гражданином без образования юридического лица, но с обязательной государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя.
Регистрация требуется в тех случаях, когда гражданин занимается предпринимательской деятельностью, с привлечением наемного труда, но без образования юридического лица, когда гражданин занимается предпринимательской деятельностью с привлечением наемного труда на базе образования юридического лица.
Гражданин в качестве собственника не требует регистрации, если он выступает в качестве наемного работника, а также лица, которое занимается экономической деятельностью, не направленной систематически на извлечение прибыли. При этом в собственности гражданина может, находится имущество, подлежащее специальной регистрации (например, недвижимость). Он может также совершать подлежащие регистрации сделки (например, приватизировать занимаемое им жилое помещение). Более того, может быть зарегистрировано его хозяйство (например, в похозяйственней книге органа местного самоуправления регистрируется подсобное хозяйство гражданина, проживающего в сельской местности). Однако во всех этих случаях в понятие регистрации вкладывается иной смысл, и она относится либо к принадлежащему гражданину имуществу, либо к совершаемым им сделкам, но не к его деятельности в качестве собственника, причем к деятельности как таковой. Собственником соответствующего имущества продолжает оставаться сам гражданин и никакого удвоения субъекта права не происходит.
Гражданин может осуществлять предпринимательскую деятельность, используя свое имущество в качестве вклада в хозяйственные общества и товарищества, кооперативы.
При этом имущество, принадлежащее хозяйственному обществу (товариществу) даже со 100% государственным или муниципальным участием, является объектом частной собственности. Государству или муниципальному образованию в этом случае принадлежат на праве собственности лишь акции (вклады) такого общества (товарищества)[3]. Соответственно любые условия учредительного договора хозяйственного товарищества или устава хозяйственного общества, предусматривающие право учредителя (участника) изъять при выходе внесенное им в качестве вклада имущество в натуре, должны признаваться недействительными, за исключением случаев, когда такая возможность предусмотрена в законе. При этом отсутствуют препятствия для перехода от одного вида частной собственности к другому, более того, такой переход поощряется, поскольку труд и капитал должны устремляться туда, где они могут принести наибольший экономический и иной социальный эффект. Нельзя сбрасывать со счетов как общесоциальные, так и общегражданские способы образования собственности граждан. К числу первых относятся пособия и выплаты из общественных фондов потребления, гуманитарная помощь из-за рубежа и за счет благотворительных фондов и т.д., к числу вторых- проценты на капитал ( дивиденды на акции) , наследование, дарение и т.д. Роль и значение первых за исключением разве гуманитарной помощи, в условиях перехода к рынку падает, вторых возрастает.
Что касается некоммерческих организаций, то в ГК РФ подчеркивается также, что такие некоммерческие юридические лица, как общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, допускаемые в имущественный (гражданский) оборот со строго целевым назначением, предусмотренным их уставами, вправе использовать принадлежащее им на праве собственности имущество лишь для достижения тех целей, которые прямо названы в их учредительных документах (п. 4 ст. 213). В этом смысле они, будучи частными собственниками, тем не менее, в большей степени ограничены в своих возможностях, нежели иные частные собственники. Более того, в случае их ликвидации участники таких организаций не получают прав на "ликвидационную квоту" (то есть на распределение части имущества, оставшейся после удовлетворения требований кредиторов), поскольку соответствующее имущество должно быть использовано в целях, прямо указанных в их учредительных документах[4].
Круг юридических лиц, выступающих в качестве собственников принадлежащего им имущества, необычайно широк. Это хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, ассоциации и союзы, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также финансируемых собственником учреждений (п.3 ст.213 ГК РФ).
Юридические лица, которые выступают в качестве собственников, в своем большинстве основаны на принципе добровольного членства (участия). Их члены (участники) формируют имущественную базу соответствующей организации путем внесения взносов, вкладов, покупки акций и т.д.
При осуществлении права собственности юридического лица, определении параметров его деятельности имеет место сочетание актов коллегиальных и единоличных органов (например, общего собрания и генерального директора), причем решающее значение должно придаваться актам коллегиальных органов. Если предметом сделки является имущество, стоимость которого составляет от 25 до 50 процентов балансовой стоимости активов акционерного общества, то решение о совершении сделки должно быть принято советом директоров единогласно. При не достижении единогласия вопрос о совершении такой сделки совет директоров может вынести на решение общего собрания. Если же предметом крупной сделки является имущество, стоимость которого превышает 50 процентов активов, то решение, о ее совершении принимается общим собранием акционеров, причем для этого требуется большинство в три четверти голосов акционеров, присутствующих на собрании. Учредители (участники) юридических лиц, выступающих в качестве собственников, во всяком случае, не имеют на имущество юридического лица никаких вещных прав. Они имеют в отношение юридических лиц либо обязательственные права, если речь идет о хозяйственных товариществах и обществах, производственных и потребительских кооперативах, либо вообще не имеют в отношении юридических лиц имущественных прав (ни вещных, ни обязательственных), если речь идет об общественных и религиозных организациях, благотворительных и иных формах, ассоциациях и союзах (пп.2 п.3 ст.48, п.4ст.213 ГК РФ).