Смекни!
smekni.com

Ответы по уголовному праву общая часть (стр. 30 из 35)

2.утрата общ. опасности лица, соверш-го ПР-е, из-за субъект. измен-я обстановки (призыв на воен. службу, брак,…). Измен-е обстановки, вследствие которой виновное лицо пе­рестало быть общественно опасным, касается только тех условий жизни и деятельности конкретного винов. лица, которые были до и в момент совершения им прест-я.


68.Освобождение от угол. ответ-ти в связи с истечением сроков давности.

Под давностью привлечения к уг. отв-типонима­ется истечение установл-х законом сроков после совершения пре­ст-я, в силу чего лицо, соверш-ее прест-е, освобожда­ется от уг. отв-ти.

Основанием освобождения от уг. отв-ти за дав­ностью является значительное уменьшение общественной опасности совершенного преступления по прошествии продолжительного вре­мени.

Освобождение от уг. отв-ти в связи с истечением сроков давности применяется при наличии двух условий, сформули­рованных в законе: 1) истечение установленных законом сроков; 2) отсутствие обст-в, нарушающих течение этих сроков.

Продолжит-ть сроков давности УК ставит в жесткую зависи­мость от категории совершенного прест-я. Согласно ст. 78 УК лицо, совершившее прест-е, освобождается от уг. отв-ти, если со дня совершения преступления истекли следую­щие сроки:

а) 2 года после совершения преступления небольшой тяжести;

б) 6 летпосле совершения преступления средней тяжести;

в) 10 лет после совершения тяжкого преступления;

г) 15 лет после совершения особо тяжкого преступления.

По закону «сроки давности исчисляются со дня совершения пре­ступления и до момента вступления приговора в законную силу». Следовательно, никакие процессуальные действия по привлечению лица к уг. отв-ти не прекращают течения давностных сроков. Срок давности исчисляется полными годами, он начинает течь с 0 часов суток, след-х за днем соверш-я прест-я, и заканч-ся через предусмотренное ст. 78 УК число лет в 0 часов последнего дня соотв. года.

При совершении длящегося прест-я срок давности исчисл-ся с момента фактич-го прекращ-я прест-я как по воле виновного, так и по причинам, от его воли не зависящим. При совер­шении продолжаемого прест-я срок давности начинает течь со дня совершения последнего преступного действия, являющегося зве­ном продолжаемого прест-я.

Истечение срока давности исключает уг. ответственность лишь при условии, что течение давности не было нарушено. Дей­ствующий УК знает лишь один способ нарушения давности — ее приостановление, основанием которого по закону является только уклонение лица, совершившего ПР-е, от следствия или суда. Лицом, уклоняющимся от следствия или суда, следует считать не только обвиняемого (подсудимого) или подозреваемого в совер­шении преступления, но и лицо, вызванное, но не явившееся для допроса в связи с совершением им преступления. Нельзя считать уклоняющимся от следствия или суда лицо, совершившее прест-е, о котором правоохр. органам не известно, а также лицо, причастность к-го к совершенному прест-ю еще не установлена. Под уклонением от следствия или суда следует пони­мать любые умышл. действия, соверш-е лицом с целью из­бежать уг. отв-ти за содеянное и поставившие ор­ганы расследования или суд перед необх-тью организовать спец. меры розыска на терр. всей страны или в пре­делах какой-то опред. местности (перемена места жительст­ва, изменение фамилии, проживание по чужим или поддельным документам и т.п.).

Приостановление срока давности означает, что его течение прекра­щается на все время, когда лицо, совершившее ПР-е, уклоня­лось от следствия или суда, и возобновляется с момента задержания лица или его явки с повинной (ч3ст78 УК). В этом случае время, истекшее со дня совершения прест-я до момента уклонения, суммируется со временем, прошедшим после задержания лица или его явки с повинной. Если сумма до момента вступления приговора в за­кон. силу превысит установл. законом срок давности, то УО исключается. В соотв-ии с действующим зак-вом время приоста­новления срока давности не ограничено никаким сроком, поэтому в случае уклонения лица, совершившего прест-е, от следствия или суда течение срока давности может быть приостановлено на неог­ранич. время.

Совершение нового преступления во время срока давности не при­останавливает ее течения. Сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно (ч2ст78): давность за первое прест-е про­должает течь по-прежнему, а срок давности уг. преследования за новое прест-е начинает течь самостоятельно, независимо от первого прест-я.

При одновременном совершении лицом нескольких преступлений разных категорий тяжести срок давности привлечения к уг. отв-ти за каждое из них течет отдельно: сначала истекает срок давности за менее тяжкое, а затем — за более тяжкое прест-е.

Рассмотренные сроки давности привлечения к УО применяются независимо от усмотрения органов следствия или суда — истечение сроков давности служит обязательным основа­нием освобождения от УО. Однако это прави­ло не касается преступлений, за которые законом предусмотрена возможность назначения смертной казни или пожизненного лишения свободы.

Вопрос о применении сроков давности к лицу, совершившему ПР-е, караемое по закону смертной казнью или пожизненным лишением свободы, решается судом (ч. 4 ст. 78 УК). В этом случае истечение срока давности является факультативным основанием ос­вобождения от уг. отв-ти. Если суд не сочтет воз­можным освободить такое лицо от уг. отв-ти в силу истечения сроков давности, то он не вправе назначить ему наказ-е в виде смерт. казни или пожизнен. лишения свободы, а обязан назначить лишение свободы на опред. срок.

В соответствии с нормами международного права УК делает ис­ключение из общего правила о давности уголовного преследования. Согласно ч. 5 ст. 78 УК сроки давности вообще не применяются к лицам, соверш-м прест-я против мира и безопасности че­л-ва, предусмотр-е ст. 353, 356, 357 и 358 УК. Лица, со­вершившие эти прест-я, м. б. привлечены к уг. отв-ти независимо от времени, истекшего с момента совер­шения преступления. При этом могут быть назначены смерт. казнь или пожизненное лишение свободы, предусмотренные за геноцид (ст. 357 УК).


69.Условно-досрочное освобожд-е от отбывания наказания. Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

В соответствии с принципом гуманизма УЗ предо­ставляет суду право условно-досрочно освободить от дальнейшего от­бывания наказания лицо, которое для своего исправления не нуждает­ся в полном отбывании назначенного приговором суда наказания. Условно-досрочное освобождение может применяться к лицам, отбывающим содержание в дис­ципл. в\ч или лишение свободы. Основанием условно-досрочного освобождения от дальнейшего отбывания наказания является утрата осужденным обществ. опасности и возможность его окончательного исправления без полно­го отбывания назначенного судом наказания (примерное поведение осуж­д-го и его добросовестное отнош-е к исполнению обязанностей, вытекающих из приговора суда и режима отбываемого наказания). Вывод суда о возможности исправления осужденного должен выте­кать из оценки данных о его поведении и отношении к исполнению обязанностей за весь период отбывания наказания, а не за время, не­посредственно предшествующее рассмотрению вопроса об условно-досрочном освобождении. При этом лицо м. б. полностью или частично освобождено от отбывания доп. вида наказ-я (ч1ст79).

Обязательным условием применения ус­ловно-досрочного освобождения по закону является фактическое от­бытие опред. части назначенного судом наказания. Величина этой части опред-ся категорией прест-я, за к-е осуж­денный отбывает наказ-е. В соотв-и с ч3ст79 УК услов­но-досрочное освобождение от дальнейшего отбывания наказ-я м.б. применено только после фактического отбытия осужден­ным:

а) не менее 1/3 срока наказания, назначенного за прест-е небольшой или средней тяжести;

б) не менее 1/2 срока наказания, назнач-го за тяжкое прест-е;

в) не менее 2/3 срока наказания, назначенного за особо тяжкое ПР-е, а также 2/3 срока наказания, назначен­ного лицу, ранее условно-досрочно освобождавшемуся, если условно-досрочное было отменено по основаниям, предусмотренным ч. 7 дан­ной статьи.

Применение института условно-досрочного освобождения не ограничено ни категориями совершен­ных преступлений, ни видами назначенных наказаний, ни кругом лиц, отбывающих наказ-е. Единственное ограничение заключается не в запрете, а в ужесточении требований при применении условно-до­срочного освобождения. Оно касается лиц, к которым ранее уже при­менялось условно-досрочное освобождение, но было затем отменено в силу ненадлежащего поведения освобожденного во время неотбытой части наказания. Повторное применение условно-досрочного осво­бождения к таким лицам допускается не ранее, чем после фактического отбытия двух третей срока наказания, назначенного за новое ПР-е, независимо от категории его тяжести.

Согласно ч. 4 ст. 79 УК фактически отбытый осужденным срок ли­шения свободы не может быть менее 6 месяцев. Это ограничение касается только лишения свободы. Условно-досрочное освобождение от отбывания др. видов наказания может применяться и до исте­чения шестимесячного срока.

Осуждение к пожизнен. лишению свободы не исключает при­менения условно-досрочного освобождения. Оно может иметь место, если судом будет признано, что осужденный не нуждается в дальней­шем отбывании этого наказания и фактически отбыл не менее 25 лет лишения свободы. Условно-досрочное освобождение от дальнейшего отбывания пожизн. лишения свободы применятся только при отсутствии у осужденного злостных нарушений установл-го порядка отбывания наказ-я в течение предшествующих 3 лет. Лицо, совершившее в период отбывания наказ-я тяжкое или особо тяжкое ПР-е, условно- досрочному освобождению не подлежит. (ч. 5 ст. 79 УК).