Не могут рассматриваться в качестве признаков правонарушения, например, черты характера, образ мыслей или личные качества человека. Однако если они проявляются в конкретных противоправных деяниях – действиях или бездействии, то в этом случае наступают юридические последствия.
2) Противоправность – весьма важный признак правонарушения. Не всякое деяние – действие или бездействие – является правонарушением. А лишь то, которое совершается вопреки правовым установкам, нарушает закон.
Конкретным выражением противоправности деяния могут служить либо нарушения запрета, прямо установленного в законе или любом ином нормативно-правовом акте, либо невыполнение обязательств, возложенных на субъектов права законом или заключенным на его основе договором. Ст. 309 Гражданского кодекса РФ в частности особо оговаривает, что «обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями».
3) Один из важнейших признаков правонарушения является – наличие вины. Не всякое противоправное деяние следует считать правонарушением, а лишь то, которое совершается умышленно или по неосторожности. Иными словами, происходит по вине лица.
Вина отражает психическое состояние и отношение лица к совершаемому им противоправному деянию – действию или бездействию, а также к возникающим в результате такого деяния последствиям. Она означает понимание или осознание лицом противоправности (недопустимости) своего поведения и возникающих при этом последствий. Вот почему нельзя считать правонарушениями деяния несовершеннолетних лиц и лиц, признанных судом невменяемыми, даже если они и противоречат праву, поскольку они не способны осознавать и понимать противоправность своих действий.
Также стоит отметить, что здесь важна свобода воли субъекта, то есть возможность выбрать определенный вариант поведения при совершении правонарушения. Если же такой возможности не было, то субъект действовал под чьим-либо воздействием – физическим или психическим – и соответственно и вины здесь не будет, а следовательно и правонарушения.
4) Общественная опасность или общественная вредность деяния, то есть наступление вредных последствий для личности, общества и государства, а также причинно-следственная связь между противоправным деянием и причиненным вредом.
“Акт правонарушения всегда есть вызов обществу, пренебрежение тем, что значимо, ценно для него. Нарушение права общественно вредно своей типичностью, распространенностью, ведь это не единичный акт (эксцесс), а массовое в своем проявлении деяние, дезорганизующее нормальный ритм жизнедеятельности общества, направленное против господствующих общественных отношений, вносящее в них элементы социальной напряженности и конфликтности[6]”.
Что касается наличия вреда, то ряд норм уголовного и некоторых других отраслей права определяют как правонарушения такие действия или бездействия, которые со всей вероятностью могут повлечь за собой вредные последствия, но ещё не повлекли их. В качестве примера можно сослаться на нарушение правил техники безопасности при ведении горных, строительных и иных работ (ст. 216 Уголовного кодекса РФ(УК РФ)), нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219 УК РФ) и др., которые могли бы повлечь за собой трагические последствия; но не повлекли их.
Само причинение вреда рассматривается с двух сторон - юридической и фактической. Юридическая сторона заключается в том, что нарушаются субъективные права участников правоотношений или же создаются такие условия, которые препятствуют исполнению субъектами права возложенных на них юридических обязанностей. Фактическая же сторона правонарушения состоит в причинении участнику правоотношения материального либо морального ущерба. Вредные последствия должны быть прямым результатом нарушающих существующее законодательство действий или бездействия. Причем имеется ввиду, что причинная связь должна быть не случайной, а вполне закономерной, обусловившей наступление вредных последствий.
Стоит отметить, что в науке ведется спор о том, какие правонарушения считать общественно вредными, а какие общественно опасными. Я больше склоняюсь к точки зрения Л.А. Морозовой, которая говорит, “что общественная опасность используется для характеристики преступлений и административных правонарушений, а иные правонарушения – гражданско-правовые, дисциплинарные, процессуальные и др. – обладают общественной вредностью[7]”. Это важно для отличия уголовных преступлений от иных правонарушений, а также для отличия проступков от тех малозначительных деяний, которые не влекут юридической ответственности. Общественная вредность имеет более четкие границы, степень вреда может быть выражена в денежном эквиваленте, в том числе и в случае причинения морального вреда.
5) Правонарушение совершается людьми деликтоспособными, т.е. способными контролировать свою волю и свое поведение, отдавать отчёт в своих действиях, осознавать их противоправность и быть в состоянии нести ответственность за их последствия.
Деликтоспособность определяется в законах и других нормативно-правовых актах. Деликтоспособными признаются все вменяемые лица, достигшие определенного возраста (в отношении юридического лица – это наличие определенного статуса, подтвержденного соответственными документами).
6) Любое правонарушение, как было отмечено ранее, само по себе уже направлено против порядка и стабильности общественных отношений. Что, безусловно, должно вызывать ответную реакцию со стороны общества, в лице государства, для защиты интересов в возникающих отношениях. Следовательно, правонарушение всегда будет являться наказуемым, то есть за его совершение субъект привлекается к юридической ответственности по действующему законодательству, исходя из размера причиненного вреда общественным отношениям. Юридическая ответственность может выражаться в лишениях личного, имущественного или организационного характера, в зависимости от той отрасли права, нормы которой были нарушены.
2. Понятие состава правонарушения.
Для выявления всех признаков правонарушения используется абстрактная специальная категория – юридический состав правонарушения. Он представляет собой совокупность элементов, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности за конкретное правонарушение. В том случае если не будет всех необходимых элементов состава правонарушения – деяние нельзя будет признать правонарушением.
Учение о составе правонарушения наиболее разработано в уголовном праве. Нельзя четко описать любой состав преступления в Особенной части УК РФ, без четкого знания того, что собой представляет состав правонарушения, его основные элементы.
Сложность здесь состоит в том, что ни один законодательный акт в Российской Федерации не содержит четкого определения понятия состава правонарушения. Поэтому разработка этого вопроса в рамках общей теории права является довольно важным для общества и правоприменительной практики.
В учении о составе правонарушения имеется очень много спорных моментов, по поводу которых ведется острая полемика.
Споры идут о том, где содержится состав правонарушения – в самом деянии или в источнике права, а также что является элементом, а что признаком правонарушения и его состава
Традиционной точки зрения придерживаются авторы Б.А. Куринов, А.Н. Трайнин ,В.Н. Кудрявцев, В.В. Лазарев, С.В. Липень, М.Н. Марченко, А.Б. Венгеров и др. Они утверждают, что состав правонарушения содержится исключительно в законе, то есть это то, что сказано о правонарушении в источнике права.
Сторонники другой позиции (Н.Ф.Кузнецова, Т.Т. Дубинин, В.П. Мальков) считают, что состав правонарушения - это ядро, основа правонарушения и содержаться он может только в конкретном деянии.
Первая группа исследователей в основном, определяет состав правонарушения, как совокупность(систему) объективных и субъективных признаковправонарушения, указанных в источнике права[8], а вторая - как системуобъективных и субъективных элементов правонарушения, признаки которых указаны в источнике права[9].
В данном споре я больше придерживаюсь второй точки зрения, которая говорит, что состав правонарушения содержится в конкретном деянии, поскольку это более точно отражает реальную действительность. Состав правонарушения – это, прежде всего набор необходимых элементов типичного правонарушения, характеристика которых, исходя из конкретной ситуации, указана в соответствующих нормативных актах.
Взгляд на состав правонарушения как ядро правонарушения находит своё отражение в некоторых нормативных актах. Например, статья 8 УК РФ гласит: " Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом". В статье 24 УПК РФ отмечено, что " уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению ...за отсутствием в деяниисостава преступления". То есть из данных примеров усматривается, что состав содержится в самом деянии, а признаки конкретных элементов состава мы можем найти в самом нормативном акте.
Состав правонарушения - это своего рода каркас нарушающего право деяния, его модель. В него включаются только существенные, минимально необходимые элементы, он " отражает единичное, особенное лишь в наиболее общих, наиболее существенных чертах[10]”.