Чрезвычайная сессия ЦИК Туркестанской АССР 16 сентября, 5-й Всебухарский курултай Советов 20 сентября и 5-й Хорезмский курултай Советов 29 октября приняли постановления о Н.-г. р. 14 октября 1924 2-я сессия ВЦИК приняла решение о реорганизации Туркестанской АССР на отдельные автономные единицы, которое 11 мая 1925 было одобрено 12-м Всероссийским съездом Советов. 27 октября 1924 2-я сессия ВЦИК СССР 2-го созыва, заслушав доклад о постановлениях верховных органов власти среднеазиатских республик и РСФСР, придала этим решениям силу государственного закона. В 1924—1925 в результате Н.-г. р. территорий Туркестанской, Бухарской и Хорезмской республик были образованы Узбекская ССР и Туркменская ССР (27 октября 1924), Таджикская АССР в составе Узбекская ССР (14 октября 1924), Кара-Киргизский АО в составе РСФСР (14 октября 1924; в мае 1925 переименована в Киргизский АО; в феврале 1926 преобразована в Киргизскую АССР), Каракалпакский АО (16 февраля 1925) и районы Туркестанской АССР, населённые казахами, вошли в Казахскую АССР (до апреля 1925 называлась Киргизской АССР). 3-й съезд Советов СССР принял 13 мая 1925 постановление о вхождении Туркменской ССР и Узбекской ССР в состав Союза ССР. В дальнейшем, в процессе социалистического строительства, Таджикская АССР (в 1929), Казахская АССР и Киргизская АССР (в 1936) были преобразованы в союзные республики, а Каракалпакский АО — в Каракалпакской АССР (в 1932) в составе РСФСР (с 1936 входит в состав Узбекской ССР).
В результате Н.-г. р. территории, населённые узбеками, казахами, таджиками, туркменами, каракалпаками и искусственно разделённые до Октября 1917, были воссоединены в соответствующие советские национальные государственные образования. Процесс Н.-г. р. способствовал участию трудовых масс Средней Азии в советском строительстве и успешному решению задачи построения социализма. Образование среднеазиатских национальных советских республик и их добровольное вхождение в СССР укрепили взаимную дружбу народов Средней Азии и их дружбу с русским и др. народами страны, обеспечило благоприятные условия для ликвидации их экономической и культурной отсталости, ускорило их консолидацию в социалистические нации. Н.-г. р. обогатило исторический опыт справедливого, революционного разрешения национального вопроса в СССР.
87. Подновление духовности и культуры местных народов в период владычества царизма.
Первое время после завоевания Средней Азии царские власти не вмешивались в систему народного образования. Народным образованием в Туркестане ведало «Управление учебными заведениями Туркестанского края». При Александре III (1881-1894) началось осуществление политики русифакации, оружием которой служила школа. Приверженец такой политики генерал-гебернатор Розенбах создал систему русско-туземных училищ, где местные дети обучались совместно с русскими. Кроме ислама, в школе преподавались русский язык и другие предметы.
В Средней Азии в 90-х годах в Ферганской долине появились первые новометодные школы, эти мактабы под влиянием современности подвергались реформам. После 1905г. возросло число новометодных мактабов, открывавшихся не баями, а самими учителями-новометодниками. В числе таких учителей были Хамза Хакимзаде и Абдулла Авлоний. Педагогика новометодных мактабов ставила задачи: 1) дать юному поколению знания, нужные в современной жизни; 2) применять формы обучения более современные, чем в старых мусульманских мактабах. В новометодных школах появились географические карты, глобусы и другие наглядные пособия; ученики сидели на партах, отменялись телесные наказания и др.
Новометодные школы в районах «восточных инородцев» были сочтены для самодержавия угрозой, ибо они помогали росту национальных культур и, чтобы пересечь зло, колониальные власти в 1911 г. закрыли некоторые новометодные школы, якобы противоречащие правилу о том, что в этих школах могут быть учителями только лица коренной национальности. Обучение в этих школах длилось 5-6 лет. В 1908 г. в Туркестане их было всего 35, а к 1917г. уже 92 новометодных мактаба.
В 1884г. стали появляться русско-туземные школы. Здесь ученики половину времени занимались с русскими учителями русским языком, арифметикой, а другую половину с мусульманским учителем, как и в традиционной школе. Старая система образования сохранялась вплоть до 1917г. В 1912г. насчитывалось 7665 мактабов и медресе.
88. Организация русско–туземных школ в Средней Азии.
Ру́сско-тузе́мная шко́ла — школы начального образования, открытые русской администрацией Туркестанского края для обучения детей местного населения[1] нерусской национальности в XIX веке.
Эти школы являлись первыми школами европейского типа, в которых получали светское образование представители местного населения в Туркестане. Целью этих школ являлось обучение детей местного населения русскому языку и приобщение к ценностям европейской и русской культуры, имея ввиду подготовку из них в последующем чиновников низового звена администрации края. Обучение русскому языку в этих школах начиналось с первого года обучения.
Первая русско-туземная школа была открыта в декабре 1884 года в Ташкенте. Финансирование этих школ осуществлялось по смешанному принципу: частично за счет средств администрации края, частично за счет пожертвований.
В этой школе предусматривался четырехлетний срок обучения. Имелись в некоторых случаях также и приготовительные классы. Возраст учащихся, обучавшихся в русско-туземной школе, был от 7 до 17 лет. В школе обучались мальчики и юноши. Позже были открыты двухклассные женские русско-туземные школы.
Учащиеся в этих школах делились по классам — русский и туземный. В школе работали русские преподаватели, как правило, это были выпускники Ташкентской учительской семинарии, которые преподавали в школе русский язык и арифметику, и учителя местной национальности, как правило мулла, который обучал местному языку, арабскому языку и письменности и преподавал основы мусульманского вероучения.
Как правило, первые два часа занятия проводил русский преподаватель, который занимался чтением, письмом и просто беседовал с учащимися на русском языке, а вторые два часа велись занятия на местном языке.
В городах работали также вечерние русско-туземные школы, в которых могли обучаться (три раза в неделю) взрослые слушатели основам русского языка и письменности на русском языке.
Всего в Туркестанском крае насчитывалось в 1901 году — 45 таких школ, в 1905 году — 82, в 1912 — 89 школ.
89. Коллективизация сельского хозяйства в Узбекистане и его последствия.
интеллигенция стала объектом социальной заботы со стороны властей в конце 20-х годов главным образом в связи с начавшейся сплошной коллективизацией сельского хозяйства и реформой алфавита коренных народов.Советской власти 1917 - 1920-х годов в социальной сфере, можно заключить, что, помимо эгоцентристских целей удержания потенциально богатого Узбекистана, других регионов Центральной Азии в подчинении России, их советизации и большевизации, у новой власти чётко разработанной экономической и социальной политики до середины 20-х годов не было. Поэтому почти все социально-экономические проблемы решались насильственным путём, посредством отчуждения, экспроприации, конфискации и национализации частной собственности, в основном, коренного населения. К тому же и отношение властей к национальной культуре, к традиционным мактабам, новометодным школам, к исламу и мусульманским учреждениям носило откровенно великодержавно-шовинистический характер. Всё это и определило в целом отрицательное отношение национальной интеллигенции к политическим и социальным переменам, осуществлявшимся большевистскими Советами. При этом кишлачная интеллигенция стала объектом социальной заботы со стороны властей в конце 20-х годов главным образом в связи с начавшейся сплошной коллективизацией сельского хозяйства и реформой алфавита коренных народов.
90. Начало второй мировой войны и Всеобщая мобилизация.
Мобилизация (мобилизационное развёртывание) (фр. mobilisation, от mobiliser — приводить вдвижение) — комплекс мероприятий, направленных на переведение армии и государственной инфраструктуры на военное положение. Впервые слово «мобилизация» было применено для описания мероприятий, проводимых Пруссией в 1850-60 годах. Теория и методы мобилизации с тех пор непрерывно развивались. Мобилизация может быть общей, проводимой в масштабе всего государства с целью привести армию в полную боевую готовность и перевести промышленность и инфраструктуру государства на военное положение, и частной, которая может проводиться как на отдельной территории, так и с целью повышения боевой готовности армии или отдельных её соединений.
Мобилизация является составной частью Стратегического развёртывания, которое включает: 1,перевод Вооруженных сил с мирного положения на военное (собственно мобилизации); 2,оперативное развертывание войск (сил) на театрах военных действий; 3,стратегические перегруппировки войск (сил) из внутренних районов страны на театры военных действий и между ними; 4,развертывание первоочередных стратегических резервов.Основное предназначение Стратегического развёртывания — перевод Вооруженных сил с мирного положения на военное (с проведением мобилизации), создание группировок ВС на театрах военных действий и в глубине территории страны для организованного вступления в войну, отражения агрессии противника и успешного проведения первых стратегических операций начального периода войны.К началу второй мировой войны мобилизацию стали проводить скрытно, чтоб получить преимущество над противником до того, как он сможет отмобилизовать свою армию.Для мобилизации необходимо всегда иметь в запасе армии такое число офицеров и рядовых, которое равнялось бы разнице между штатами мирного и военного времени. В местах проведения мобилизации необходимо иметь в постоянной готовности запасы материальной части и военной техники для комплектования частей. Первое достигается организацией мобилизационного резерва армии, второе — устройством неприкосновенных запасов и созданием резервов техники. Конечная цель мобилизации — с самого начала войны приобрести перевес над противником в боевой готовности войск. Отсюда основное её условие — быстрота: все планы мобилизационного развёртывания должны быть составлены так, чтобы армия имела возможность развернуться в кратчайший срок. Мобилизационные мероприятия проводятся в обстановке высокой секретности, так как ими в значительной мере определяются оперативные планы начального периода войны. Основанием всех мобилизационных мероприятий служат расчёты, периодически проверяемые и возобновляемые и сводимые в систематические мобилизационные планы, также периодически обновляемые. Распределение и последовательность действий по мобилизации излагаются в особых наставлениях, где точно обозначается по дням весь ход мобилизации каждой части. Всякое ответственное лицо должно быть вполне осведомлено о своих обязанностях на случай мобилизации и по получении соответственных распоряжений немедленно приступать к их исполнению, не спрашивая ни указаний, ни разъяснений.