Свободная жизнь – это возможность вхождения в свободную конкуренцию. Сегодня где бы мы не учились или работали, какой трудовой деятельностью не были заняты, цель, преследуемая от эффективности этой деятельности это служение независимости и будущему Узбекистана.
116. Религиозные идеи и идеологии, их влияние на развитие человечества.
Идея межрелигиозной терпимости в Узбекистане означает проживание на одной земле, единой Родине в дружбе и сотрудничестве на пути осуществления великих идей и целей людей различного вероисповедания. Религия с древнейших времен воплощает в себе большинство духовных ценностей. Бесспорное проживание национальных и религиозных ценностей в течение веков говорит о близости их общих целей. Потому что все религии мира основываются на идеях благодеяния, на таких качествах как доброта, мир, дружба. Призывают людей к честности, добросовестности, милосердию и терпимости. В настоящее время эта идея считается важным условием укрепления мира и стабильности, имея ввиду сотрудничество не только верующих, но и всех членов общества. Например, в нашем крае испокон веков совместно сосуществовали различные религиозные учения. Национальный облик населения Узбекистана отражает в себе общечеловеческие принципы, свойственные не только Восточной, но и Западной цивилизации, как общечеловеческие, но и веру в ислам, христианство и другие религии, традиции и обычаи, многообразный образ жизни. В нем гармоничным образом отражаются мечты и чаяния людей, проживающих в нашей стране, связанные с их прошлым, сегодняшним и будущим днем, сформированные в течении многих веков совместного проживания чувство солидарности, терпимости, великодушия , братства. На сегодняшний день в республике зарегистрировано всего 2104 религиозных организаций, в том числе управление мусульман Узбекистана, Русская православная церковь, иерархия Ташкента и Средней Азии, Союз церквей Евангельских христиан, также баптистов, Центр Христиан полного Евангелия, Узбекское общество Библии, 1906 мечетей, 163 христианских церквей, 7 обществ евреев, 7 обществ бахабистов, 2 общества осознания Кришны и 13 религиозных учебных заведений Создание свободной и процветающей Родины, одной из основных идей национальной идеологии, отражающей коренные интересы людей, осуществляется обеспечением единства и согласия между различными народами и нациями на основе национальной и межрелигиозной терпимости.
117. Социальные, политические, научные идеи, их влияние на развитие человечества.
Преданность идеям гуманизма. Главной целью этих идей является человек, его жизнь и личная неприкосновенность, свобода. Право выбора места жительства. Непреклонное осуществление в повседневной жизни Узбекистана норм, утверждённых во Всеобщей декларации прав человека. Знать и приумножать древние и современные культурные ценности, литературу и искусство. Развивать узбекский язык как средство, отражающее национальную культуру и своеобразие народа, относиться с уважением к национальной культуре и языку народов проживающих на территории Узбекистана. Претворение в жизнь правил социальной справедливости, обеспечение гарантированных прав социальной защиты со стороны государства малообеспеченных слоёв населения – стариков, инвалидов, сирот, многодетных семей, учащихся. Развитие всех форм творчества, создание условий для проявления таланта и способностей людей. Люди должны понять то, что, не развивая ускоренными темпами духовный потенциал, невозможно добиться настоящей независимости и процветания Родины. Обеспечение гражданского мира и национального согласия, законности и правопорядка является ключом достижения такого политического и конституционного строя. Независимое Узбекское государство – это историческое достижение нашего народа. Гордость за свою Родину и патриотизм граждан помогли многим государствам достичь самых передовых высот. Каждый человек, особенно молодёжь, вступающая в жизнь, должны понять то, что достижение целей зависит от них самих, от их решительности, энергичности, самоотверженности и безграничного трудолюбия. Это является основным условием процветания государства и народа. Великая цель, которую мы преследуем – это видеть Узбекистан цветущим, в изобилии и благосостоянии, занявшего достойное место в мировом сообществе в ряду развитых демократических государств. Правовым гарантом этого будет служить Конституция независимого Узбекистана.
118. Место и значения идеи и идеологии в социальном развитии и кризисе.
Истории человечества известно множество примеров, когда воздействие различных идей и идеологий приводило нации и государства, народы и общества либо к процветанию и свободе, либо к кризису и гибели. Только когда национальная идеология содержит в себе принципы гуманизма, выражает волю, интересы и благородные устремления народа, общества лишь тогда она, сплачивая общество, становится мощным фактором реализации его созидательного и гуманистического потенциала, его способностей. История знает немало государств, в которых идеологическая нестабильность отрицательно повлияла на их развитие. Например, в периоды нашествия Чингисхана, завоевания Туркестана царской Россией некоторые правители не смогли мобилизовать имеющиеся силы, сплотить народ в борьбе против врагов, в результате чего наша страна оказалась в сетях зависимости. Всякая идея и идеология, если она не опирается на принципы гуманизма и справедливости, не выражает душу народа и его стремления к прогрессу, становится, по существу, антинародной силой, приводит общество к застою, к ослаблению государства, к деградации личности. Одна из таких идеологий - коммунистическая, господствовавшая в громадной державе и на обширной территории стран социалистического лагеря, не случайно, а закономерно потерпела фиаско.
119. Место и значения идеологии зороастризма в цивилизации человечества.
Возникновение зороастризма "Авеста"- важный источник по истории народов Средней Азии. Огромный прогресс наблюдался и развитии духовной жизни человеческого общества, которое проделало эволюцию от примитивных религиозных верований до первой религиозной системы- зороастризма, который является самой древней из мировых религий- откровений. Он был государственной религией трех великих иранских империй, существовавших почти непрерывно с VIв. до н.э. по VII в. н.э.- Аеменидской, Парфянской и Сасанидской, и господствовавших на большей части Ближнего и Среднего Востока. Своими корнями зороастризм уходит в глубокую древность. Знакомство с ним было бы невозможно без "Авесты" - священной книги зороастрийцев, которая является важнейшим источником изучения истории народов Средней Азии.Название религии пошло от имени пророка Заратуштры .Заратуштра несомненно явялется историческим лицом, жившим между X и VIIв.в. до н.э. Начало пророчества Заратуштры связано с легендой, согласно которой в период подготовки к празднованию Навруза ему пришлось ночью набрать воды в Амударье. Он вошел в воду, совершил омовение, получил очищение. В этот момент на берегу появился яркий, манящий свет, зовущий к себе. Заратуштра пошел к свету и среди пяти лучей увидел сидящего Ахурамазду, лица которого не было видно. На него снизошло божественное откровение, и он начал свои проповеди, за которые подвергался преследованиям и вынужден был покинуть родину. Роль человека в религиозной системе зороастризма определяется концепцией свободного выбора. Человек выбирает между добром и злом, и его действия имеют определяющее значение в ходе мировой борьбы доброго и злого начал.Наиболее чтимыми богами авестийского пантеона были бог солнца и света Митра, а также богиня плодородия и вод Анахита. Само название "Авеста" происходит от среднеперсидского слова "apastak", позже - "αβαѕtâγ" - "основа" /или по иным толкованиям, "установление", "предписание", "восхваление"/.
Место появления "Авесты". Ни по одному научному вопросу не было высказано такое количество самых разноречивых гипотез, как по вопросу о родине учения зороастризма. В частности, существует "западная теория", сторонники которой считают, что распространение зороастризма началось из Мидии, и "восточная теория", согласно которой колыбелью зороастризма являются области Средней Азии - Согд, Бактрия, Хорезм или Фергана. Наибольшее число приверженцев в научной литературе имеет теория, связывающая первые шаги Заратуштры с Хорезмом, поскольку историческая традиция говорит о Хорезме, как о стране, где впервые был зажжен священный огонь зороастризма /"ат /д/ ар - хурра"/, описанный в "Авесте", и как об обетованной стране "Эран - ведж" в авестийской передаче- Айриана- ваэджа,/ где Ахура = Мазда явился к Заратуштре. Описание Эран - веджа, соответствующее географическими климатическим условиям Хорезма, в дается "Авесте".
В ней дается также описание страны, где родился и начал свою деятельность Заратуштра. Это " страна, где управляют и предводительствуют многочисленными войсками мужественные вожди, где высокие горы, изобилующие пастбищами и водами, производят все необходимое для скотоводства, где глубокие озера с обширными водами, где судоходные реки с широкими руслами стремят свои бурные воды по странам: Иската (Скифия), Поурута, Моуру (Мерв), Харева (Ария), Гава (область Согда), Сугда (Согд), Хвайризема (Хорезм)". Нет никакого сомнения, что "судоходными реками с широкими руслами" являются Амударья и Сырдарья, и это обстоятельство вместе с перечнем стран, через которые они протекают, прочно обосновывает среднеазиатскую теорию происхождения "Авесты", а значит и зороастризма.