Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Государству и праву (стр. 3 из 56)

1/ "Ясна" /"жертва", "моление"/- свод текстов, сопровождающих основные обрядовые церемонии;

2/ "Яшты "почитание", "восхваление" -гимны божествам зороастрийского пантеона

3/ "Видевдат"- "закон против девов /демонов/", предписания о поддержании ритуальной чистоты /содержаит также ряд религиозно-юридических положений, фрагменты древних мифов, эпоса и пр/;

4/ "Виспрат- "все владыки", собрание молитв и литургических текстов;

5/ обобщающая книга- "Малая Авеста".

Особенность "Авесты" состоит в том, что она включает в себя много исторических пластов, хронологически относящихся к различным эпохам. Первые записи авестийских текстов, согласно Беруни, были сделаны в эпоху Александра Македонского золотыми буквами на шкурах 12 тысяч оленей или коров.

"Авеста", несмотря на религиозно- мифологический характер, может служить ценными источником сведений о социальной и культурной жизни народов Средней Азии. Анализ в социально-экономическом отношении показывает, что они отражают ситуацию, обычную для обществ, находившихся на пороге или в начале создания государства. Итак, социально- общественные отношения в Средней Азии согласно "Авесте", можно охарактеризовать как переходные от первобытно- общинного строя к классовому обществу. Происходило разложение родовой общины и возникновение сельской общины. Отдельная семья становится хозяйственной ячейкой общества. Таким образом, уже с древнейших времен сложилась эта особенность в Средней Азии, заключавшаяся в общем соотношении между оседлостью одной части племен и продолжавшимся кочевничеством другой. Таким представляется реконструированное по "Авесте" среднеазиатское общество I тыс. до н.э.

9. (11). Древние города Средней Азии (VIII век до н. э. - IV век нашей эры).

Вскоре после расправы над согдийцами против Александра Македонского восстало население семи городов левобережья Сырдарьи (сохранилось название двух из них - Газа и Кирешата, или Кирополь).

Александр дал поручение одному из своих вое-начальников "основать города с Согдиане" (Арриан).

С целью создания опорных пунктов греко-македонской колонизации Александром было построено, по данным античных авторов, 8-12 городов- так называемых Александрий. Упоминаются: Александрия Эсхата (между современным Ходжентом и Бекабадом, на Сырдарье), Александрия Арейская (Герат), Александрия на Оксе (в районе Термеза или Куляба), Ай-Ханум, Александрия Бактрийская (вероятно Бактры), Александрия Маргианская (ныне Байрам - Али). В них было расположено до 20 тыс. пехоты и 3 тыс. всадников.

Для обеспечения сохраннности северо-восточных областей державы основывал укрепленные колонии, заселяя их премущественно греками; историческая традиция приписывает Селевку основание 75 новых городов (Селевка, Антиохия за Яксартом, Антиохия Маргианская и др.).

Основные города и земли государства Кангха располагались вдоль берегов Сырдарьи. Остатки городища Канка в Аккурганском районе Ташкентского оазиса, как удалось установить археологами, являются бывший столицей саков-Кандгиз, которая была основана в III в. до н.э. (китайские источники называют этот город Битянь).

12. Центральная Азия – один из древних очагов человеческой цивилизации.

Стоянками древнейших людей на территории нашего региона, относящимися к раннему палеолиту, являются СЕЛЕНГУР в долине Ферганы 700-500 тыс. лет до н.э./, а также стоянка КУЛЬБУЛАК в Ташкентском оазисе близ г. Ангрен / 700-500 тыс. лет до н.э.

На территории Узбекистана были открыты стоянки людей эпохи мустье: в пещере Тешикташ /в горах Байсуна, Сурхандарьинская область/, гроте Эмир Темур /недалеко от Тешикташа/, в пещерах Ходжикента и Обирахмата/ верховья р. Чирчик, долина р. Ангрен в Ташкентской области/, Аманкута на в окрестностях Самарканда и многие другие.

Памятниками эпохи позднего палеолита в Узбекистане являются: стоянка в районе городского порта Самарканда, стоянка на склонах Каратау в Бухарской области, стоянки Бозсу-1 и Бозсу-2/ в Ташкентской области/.

К мезолитическому периоду относится широкое распространение красочных наскальных изображений, выполненных красной охрой /Ширабадский район Сурхандарьинской области/.

С отступлением ледника большие просторы Узбекистана становятся пригодными для жизни человека - происходит расселение плмен, в междуречье Амударьи и Сырдарьи.

На территории Узбекистана обнаружено более 100 стоянок, относящихся к мезолитическому периоду, в том числе: в Ферганской долине /Обишир/, в Ташкенте на левом берегу канала Бозсу /Кушилиш/, в Сурхандарьинской области в горах Байсуна /в гроте Мачай/.

Стоянки неолитического периода на территории Узбекистана обнаружены: в Центральной Фергане, в Южном Приаралье, по нижнему течению Амударьи /кальтеминарская культура/, в долине Зеравшана, низовьях Кашкадарьи.

Памятники неолитического периода обнаружены в восточных районах Приаралья, низовьях Амударьи и Зеравшана, северной части Бухарской области.

Эпоха бронзы. Великим хозяйственно- культурным открытием стало получение бронзы/сплава меди с оловом, свинцом или цинком. В конце эпохи бронзы появляется ирригация- первые искусственные оросительные каналы /длиной до нескольких десятков метров/ в Хорезме, низовьях Зеравшана. Дальнейшее развитие получает оседлое скотоводство и начинается его отделение от земледелия.

13. Греко-бактрийское государство.

Около 250 г. до н.э. от Селевкидов отложился греческий наместник Бактрийской иерархии Диодот. Наследовавший ему сын Диодот II уже открыто провозгласил себя царем. И на месте Бактрийской эпархии образовалось Греко-Бактрийское царство, просуществовавшее немногим более ста лет (250-140 или 130 г.г до н.э.). Оно включало в себя территорию Согда, Бактриим, Маргианы и, возможно, часть Паркана и Чача. После Диодота II власть в Греко-Бактрии в результате переворота захватил Евтидем. В период правления Евкратида от Греко-Бактрийского царства отпадает Согд (около 160г. до н.э.), вошедший позднее в состав Хорезма. С середины II в. до н.э. начавшиейся упадок политического могущества Греко-Бактрии и процесс ее распада ускорились. Раздробленное и ослабленное Греко-Бактрийское царство пало (между 140 г. и 130 г. до н.э.) под ударами среднеазиатских кочевых племен-юеджей, которые свергли греко-македонское господство.

14. Нападение Иранских ахеменидов на Среднюю Азию, противостояние им (Тумарис, Ширак).

В середине VI в. до н.э. Средняя Азия была завоевана державой Ахеменидов, основателем которой явился царь группы персидских племен Кир II. В 539 г. до н.э. Кир сокрушил Вавилон и, как сообщает Геродот, направил свои устремления на равнины к востоку от Каспийского моря, где обитали массагеты. По Геродоту, массагетами правила тогда царица Томирис. В борьбе с нею Кир, углубившийся в степи за Амударьей и оторванный от своего тыла, потерпел поражения и погиб в бою. Разгром Кира массагетами в конце июля-начале августа 530 г. до н.э. - первая точно установленная дата в истории народов Средней Азии.

В 522г. до н.э. власть в Иране захватывает Дарий I (правил до 486г.)- представитель боковой линии Ахеменидской династии. Ему пришлось привести в повиновение многие восставшие против него народы, в том числе среднеазиатские. В уже упоминавшейся надписи Дария I, высеченной им на скале Бехистун (на высоте 500 м) и украшенной рельефными изображениями (относится к 519 г. до н.э.) с целью увековечить свои деяния, перечисляются подвластные ему народы, в том числе саки, согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы, а также подробно рассказывается о подавлении восстаний против власти Ахеменидов.

Против саков направился сам Дарий I во главе огромного войска. Как-то в его лагерь явился сакский конюх Ширак. Он был изуродован, покрыт множеством ран, уши и нос у него были отрезаны. Ширак заявил, что так расправились с ним его соплеменники и что он жаждет отомстить им. Он взялся проводить войско персов по известным ему одному тропам, чтобы вывести их внезапно в тыл саков. Через семь дней утомительного пути персидские воины оказались в пустыне. Они были на краю гибели. Персы догадались об обмане и обезглавили мужественного конюха. Этот поход Дария I, как следует из Полиена, оказался неудачным.

15. Борьба народов Средней Азии против греко-македонских завоевателей. Восстание Спитамена.

Владычество Ахеменидов над рядом областей Средней Азии, прервавшее процесс развития национальной государственности, продолжалось около двух веков и завершилось не освобождением среднеазиатских народов, а новым завоеванием- греко-македонскими войсками под командованием Александра Македонского, под ударами которых распалась некогда могущественная держава Ахеменидов.

Весной 329г. до н.э. Александр появился на территории Средней Азии и, видимо, без особого труда завоевал Бактрию, а затем, переправившись через Амударью, вступил на согдийскую землю. Но борьба народов Средней Азии за независимость продолжалась. В 329-327г.г. Согд и Бактрия были охвачены крупнейшим народным восстанием против греко-македонских завоевателей, которое возглавил согдийский военачальник Спитамен, одна из замечательных фигур в истории предков узбекского народа. В его развитии можно проследить три этапа: I этап (весна-осень 329 г. до н.э.), когда инициатива восстания исходила главным образом от местного оседлого населения. На этом этапе Спитамен уничтожил в сражении при Мараканде часть македонского войска. Однако II этап (весна - осень 328г. до н.э.) борьбы за независимость имел уже несколько иной характер - Лишившись поддержки оседлых поселений, Спитамен продолжал борьбу с помощью кочевников- массагетов. Второй этап восстания завершается гибелью Спитамена, по одной версии, убитого предавшими его вождями кочевников, по другой- погибшего от руки собственной жены.

16. Значимость Великого Шелкового Пути и торговли.

Великий Шёлковый путь - одно из наиболее значительных достижений в истории мировой цивилизации. Разветвленные трассы караванных дорог пересекали Европу и Азию от Средиземноморья до Китая и служили в эпоху древности и средневековья важным средством торговых связей и диалога между культурами Запада и Востока. Наиболее протяженный участок Шёлкового пути проходил через территорию Средней Азии и Казахстана.