Сейчас в Узбекистане работают 550 тысяч учителей. Более пяти миллионов наших детей учатся в школах, различных учебных заведениях. Нам же необходимо думать об их воспитании, заботиться о счастливом будущем нашей молодежи, вооружать их национальной идеей, национальной идеологией.
Нужно знать, что в нравственной, духовной сфере никогда не бывает вакуума. Если здоровая идея не станет в обществе приоритетной, обязательно будут стараться проникнуть чуждые, вредные идеи. Это — закономерность.
Идея и идеология действует на общество по-разному в зависимости от того, какие цели и задачи ставят идеи и идеологии, а также в зависимости от путей достижения этих целей. Если идея народа ставит цель процветания родины и благополучие общества, то при стремлении достижения этих целей общество развивается, улучшается. А если идеей определены цели разрушения и беспорядков это сулит хаос и потянет общество к нулевому уровню развития.
141. История цивилизации: разрушительные идеи и идеологии.
Эти идеологии отрицали великое прошлое. Они считали возможным повсеместно революционным путём преобразовать общество. Ликвидировав культурное наследие и ценности прошлого или большинство из них заменили их своими принципами.
Другая характерная особенность деспотических государств это милитаризация общества, создание идейно – психологической ситуации «осаждённой крепости». Наряду с созданием внутри страны состояния военного фанатизма, осуществлялась и агрессивная внешняя политика. Эта политика была направлена на военно–территориальное и идеологическое захватничество, на широкое установление своих деспотических порядков. Но историческая правда состоит в том, что все государства, созданные на основе деспотических идеологий потерпели крах. Поэтому нет будущего у этих идеологий. Потому что, установив господство одной идеологии лишаются источника обогащающего их – это многообразия мнений и взглядов. Если идеи определённой группы или партии превратятся в господствующую идеологию, тогда будут ограничены свобода мысли, свобода совести и разнообразие взглядов.
Разрушительные идеи – являются причиной деградации общества, народа и государств, служат антигумманым целям. Разрушительные идеи всегда отражали деятельность и власть враждебных сил. Примером разрушительных идей являются идеи пропагандирующие расизм, фашизм, терроризм, колониализм.
На сегодняшний день одной из разрушительных идей предоставляющей угрозу человечеству является терроризм. Терроризм (лат. - страх) метод основанный на идее физического уничтожения людей с целью достижения своих враждебных целей. Он может, провялятся в форме экономического, политического, религиозного, расового, индивидуального группового террора. Настоящую сущность терроризма составляет создание обстановки постоянного страха в обществе, нарушение стабильности в обществе путём применения насилия, совершение взрывов и убийств невинных людей, детей ради политических целей.
Ещё одной из антигумманых идей является великодержавный шовинизм и агрессивный национализм. Исходя из исторической практики, это явление можно охарактеризовать как политическую, идеологическую и экономическую гегемонию со стороны конкретных сил, государства или стремление к ней в межнациональных и межгосударственных, религиозных отношениях.
Великодержавный шовинизм проявляется в борьбе некоторых крупных наций за установление своего исключительного господства не только в рамках многонациональной империи, но и на окружающем её пространстве.
Наш край так же длительное время испытывал на себе всю пагубность шовинистических и агрессивно националистических идей. Узбекистан пережил сложный период насильственного удержания в составе Российской, а затем Советской империи, период, который сегодня получает различные, порой взаимоисключающие интерпретации.
142. Последствия абсолютизации идеи и идеологии в истории.
Прежде всего, рассмотрим понятие и сущность господства одной идеологии. Это означает господство одной идеологии в определённом государстве, абсолютную неизменность его принципов в жизни общества, как догмы. Сущность господства отдельной идеологии в том, что какая либо идеологическая система объявляется как единственная верная, научно – обоснованная, справедливая, отражающая интересы определённого слоя общества. Идеи, взгляды, идеологии по своей сути или по некоторым качествам отличающиеся от него, признаются чуждыми и враждебными. Отрицается многообразие мыслей и идей. В результате у миллионов людей формируется психология приспособленчества, безразличия, иждивенства, боязненного отношения к другим идеям, наносится серьёзный вред духовному развитию общества, процветанию науки и просвещения. На самом деле эта идеология осуществляется в неблаговидных целях, становится государственной идеологией, оказывает отрицательное влияние на развитие общества. Сравнительный анализ общих особенностей идеологий действовавших в деспотических государствах даёт возможность определить их ряд отрицательных последствий воздействия. В первую очередь они охватывали все сферы общественной жизни государства, стремились установить господство системы единого мировозрения. Эти идеологии отрицали великое прошлое. Они считали возможным повсеместно революционным путём преобразовать общество. Ликвидировав культурное наследие и ценности прошлого или большинство из них заменили их своими принципами.
Другая характерная особенность деспотических государств это милитаризация общества, создание идейно – психологической ситуации «осаждённой крепости». Наряду с созданием внутри страны состояния военного фанатизма, осуществлялась и агрессивная внешняя политика. Эта политика была направлена на военно–территориальное и идеологическое захватничество, на широкое установление своих деспотических порядков. Но историческая правда состоит в том, что все государства, созданные на основе деспотических идеологий потерпели крах. Поэтому нет будущего у этих идеологий. Потому что, установив господство одной идеологии лишаются источника обогащающего их – это многообразия мнений и взглядов. Если идеи определённой группы или партии превратятся в господствующую идеологию, тогда будут ограничены свобода мысли, свобода совести и разнообразие взглядов.
143. Идеология национальной независимости Узбекистана.
Идея национальной независимости – это самая сильная и эффективная защита национальной духовности и духовного самосознания от внешних и внутренних угроз. В этом вопросе проявляется самая важная функция идеи национальной независимости как защита национального и духовного самосознания. Для выполнения этой своей функции идея национальной независимости должна формироваться в сознании молодежи и населения не только в качестве знания и представления, но и в качестве веры и убеждения.
Сущность идеи национальной независимости заключается в том, что она может стать настоящей национальной идее независимости в том случае, когда сформировавшись в сознании людей превратится в их практический образ жизни. Только в этом случае она может превратиться в силу, оберегающую национальную духовность и духовное самосознание от внешних нездоровых идейных угроз в условиях глобализации.
Для обеспечения внедрения идеи национальной независимости в нашу жизнь необходимо желательно изучить процесс превращения идеи в практическую деятельность. В первую очередь необходимо найти ответ на вопрос может ли идея непосредственно перейти в практическую деятельность, а практика в программу действия? Если это возможно, то как будет проходить этот процесс?
Исходя из современной психологии, социальной психологии и других общественно-гуманитарных наук на этот вопрос необходимо ответить «Нет». Потому что в сознании человека существуют сотни идей и не все из них могут перейти в практическую деятельность. Одновременно в сознании человека могут существовать десятки, в том числе, религиозных, моральных, политических, научных, художественных и других идей. Они могут дополнять друг друга и в большинстве случаев не подходить друг другу. В результате, личность выбирает из этих идей самые нужные и с его точки зрения самые правильные идеи и претворяет их в жизнь или придерживается их. Чтобы глубже осознать этот процесс отбора, т.е. перехода идеи в практику необходимо определить критерии этого отбора.
144. Роль истории Узбекистана в воспитании гармонично развитого поколения.
Гуманистический подход к изучению истории Узбекистана заключается в том, чтобы доказать, что необходимой предпосылкой для всестороннего и гармоничного развития всех людей, для подлинный свободы личности является обретенная наших государством независимость, её дальнейшее укрепление и развитие. Только в условиях независимости создаются реальные условия для осуществления гуманистических идеалов и принципов, установления подлинно гуманных отношений между людьми. В докладе Президента И.А. Каримова на первой сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан второго созыва так сформулирована главная стратегическая цель нашего развития- добиться достигнутого развитыми странами уровня и качества жизни, "обеспечить демократическое развитие страны , где гарантируются все права и свободы, благополучие и достойная жизнь для каждого человека, независимо от его национальности, веры и убеждений".
С другой стороны, гуманистический подход к изучению истории Узбекистана означает необходимость окончательного и бесповоротного отхода от бытующей еще со сталинских времен установки, что "история должна быть историей идей, а не историей людей". Ведь для всей мировой историографиий, с античных времен до современности, писать историю- означало "изучать человеческую драму, ставшую историей". Это действительно историческая драма людей, поколений, а не только и не столько драма идей. Сегодня как раз происходит подобная переориентация - в историю, в центре внимания который человек, личность.