Название «Великий шелковый путь» связано с драгоценным в те времена для стран Запада товаром - шелком, который был главным предметом торговли на этом пути.
1) Представляя собой систему караванных дорог, связывавших страны Востока и Запада, он в первую очередь выступал как крупнейшая торговая артерия, по которой осуществлялся интенсивный товарообмен между Китаем и Европой. По Великому шелковому пути везли также на продажу знаменитых ферганских лошадей, которых китайцы называли «небесными»
2) Громадный вклад в установление культурных контактов между Западом и Востоком внесли представители различных направлений христианской ценрки.
3) Важнейшей функцией Великого шелкового пути является дипломатическая. Данные о зарождении ранних форм дипломатических отношений между государствами и владениями Средней Азии содержатся уже в Авесте.
4) Именно через Среднюю Азию шёл культурный обмен между Востоком и Западом. Оказавшись на стыке двух цивилизаций - азиатской и европейской - народы Средней Азии смогли впитать в себя лучшее из культурных достижений средневековья. По Великому шёлковому пути распространялась и мода на художественные стили, которые могли иметь социальный заказ и, попадая на подготовленную почву, в определенную этнокультурную среду, получали широкое распространение.
5) По Великому шёлковому пути шёл активный процесс обмена производственными навыками, открытиями, изобретениями.
17. Государства Канг, Даван и Тахаристан.
Государство Кангха (Кангюй). Возникло в III в. до н.э. Основателями его были кочевые сакские племена. Основные города и земли государства Кангха располагались вдоль берегов Сырдарьи. Остатки городища Канка в Аккурганском районе Ташкентского оазиса, как удалось установить археологами, являются бывший столицей саков-Кандгиз, которая была основана в III в. до н.э. Политическое главенство в государстве принадлежало кочевникам. Кангха в конце IIв. до н.э. становится наиболее могущественным государственным объединением племен. В период максимального расцвета, в I в. до н.э., оно имело 120 тыс. войска. Располагая сильной армией, Кангюй проводил самостоятельную внешнюю политику и оказывал помощь своим соседям в их борьбе с иноземными захватчиками. Ко II-I в.в до н.э. относятся попытки государства Кангюй наладить чеканку собственной монеты и денежное обращение. Здесь добывались медь, серебро, железная руда, золото и др. металлы, что способствовало развитию металлургического производства и превращению Ташкентского оазиса в кузницу Средней Азии того периода. Еще в 270г. н.э. государство Кангха направляло посольства за пределы Средней Азии. Позже его могущество окончательно падает, и оно входит в состав Эфталитского государства.
Государство (Паркан Давань). Точная дата образования и прекращения существования этого государства неизвестна: предположительно, III в. до н.э.- IIв. н.э.. Оно занимало территорию древней Ферганы.
По китайским сведениям, полученным в конце II в. до н.э., население Ферганы составляло 300 тыс. человек, а войско-60тыс. человек. Главным городам был Эриш (Эрши). Давань описывается как страна высокоразвитого сельского хозяйства. Оседлое земледельческое население занималось разведением различных культур- ячменя, риса, люцерны, винограда,-умело сохранять вино в больших глиняных хумах на протяжении многих лет. Социально-экономический строй Паркана сохранял такие же черты рабовладельческих отношений, что и Кангха. Женщины пользовались особым почетом и играли большую роль в обществе. Китайские императоры, располагая сведениями о богатых ресурсах Давани, пытались покорить это государство. В 104-101г.г до н.э. китайские войска дважды вторгались в Фергану. Получив выкуп (несколько десятков аргамаков и 3 тыс. других лошадей), китайцы, так и не сумев вступить в город, повернули обратно. Дальнейшая история государства Давань неизвестна. Полагают, что во IIв. Н.э. оно было завоевано кочевниками.
Государство Тохаристан (Дахя): II-Iвв. до н.э.; занимало территорию южного Узбекистана, значительную часть современного Таджикистана, а также северные районы Афганистана. Оно было создано, по свидетельству китайских источников, юечжами, разгромившими между 140 и 133 г.г до н.э. Греко -Бактрийское царство. В дальнейшем Тохаристан распадается на несколько небольших царств. В китайских источниках нет сведений, на основании которых можно было бы сделать заключение о социально-экономическом строе Тохаристана, но, по-видимому, здесь существовали, медленно развиваясь, видоизменяясь, отношения, аналогичные тем, что имели место в Кангхе, Паркане.
18. Культура народов Средней Азии античного периода (IV век до н.э. - (IV век нашей эры.)
Население Согда и Бактрии продолжало говорить на различных иранских наречиях, в то время очень близких друг к другу. Придворным языком был греческий. Существовал также язык, образовавшийся в результате смешения греческого и одного из местных. Среди местного населения по-прежнему был в употреблении зороастрийский календарь. Из музыкальных инструментов в это время употреблялись флейта, лютня, барабан, арфа, смычковый инструмент и труба в виде изогнутого рога.
Замечательными памятниками греко-бактрийского периода являются предметы из золота и серебра. Лучшее собрание их хранится в Государственном Эрмитаже (г. Санкт-Петербург). Среди религиозных верований кангюйцев следует отметить: зороастризм, культ Анахит, культ Митры, культ Сиявуша.
Развиваются ремесла и торговля Кушанское государство (I-IV век н.э.) достигает апогея своего могущества. Кушанское время характеризуется серьезными сдвигами в духовный культуре народов Средней Азии. Широкое распространение получили различные системы письменности. Религиозные верования отличались большой сложностью. Основная часть среднеазиатского населения по-прежнему придерживалась зороастризма. Кушанская эпоха - время апогея древнего искусства Средней Азии. Известно о развитии искусства монументальных форм (живопись, скульптура, рельефы), малой пластики (терракоты), прикладного искусства (ювелирное производство и др.). Искусство кушанского времени представляет собой удивительный сплав местных, среднеазиатских, а также индийских, иранских и эллинистическо-римских традиций и в свою очередь оставило глубокий след на художественной культуре Индии, Восточного Туркестана, Восточной Европы, Дальнего Востока.
19. Возникновение Кушанского государства и его социально-политическая жизнь.
Кушанское царство (I-IV в.в. н.э.) Кушанское царство получило название по имени одного из пяти родов тохаров, переселившихся в Бактрию после свержения власти греко-бактрийских правителей. остается проблема кушанской хронологии. Состояние ее разработанности сейчас токово, что можно установить с уверенностью только крайние хронологические рубежи, до и после которых Кушанское царство не могло существовать: это-с 29г. н.э. по последнюю четверть IV в. н.э.
Территориальные захваты. Куджула Кадфиз, которого чаще называют Кадфизом I, значительно расширил территорию Кушанского царства. Оно вышло за пределы Бактрии и стало охватывать многочисленные области и народы. Вима Кадфиз, или Кадфиз II, продолжил расширение границ Кушанского царства, присоединив к нему многие области Северной Индии. Самым известным из кушанских царей является Канишка I. При нем произошли дальнейшее расширение и консолидация индийских владений: Пенджаб, Кашмир, Синд и Уттар-Прадеш были под его властью. Столица Кушанского царства была переведена из Бактрии в город Пурушапура (современный Пешавар).
Основой экономики являлось орошаемое земледелие. В кушанский период появились такие изобретения, как водяная мельница, чигирь (водоподъемный механизм), стали применяться удобрения. Для кушанской эпохи характерно наличие развитой монетной системы, разнообразных номиналов, обильного чекана. Все это свидетельствует о существовании в стране товарного производства и обращения.
20. Становление и развитие государства Эфталитов. Социально – политическая и культурная жизнь.
К середине V в. завершается сложение нового мощного государства на территории Средней Азии - Эфталитского, пришедшего на смену Кушанскому царству. Первые сведения об эфталитах в письменных источниках появляются с 457г. в связи начавшимся эфталитским завоеванием Средней Азии, в частности в них говорится о подчинении царем эфталитов Вахшунваром Чаганиана, Тохаристана и Бахдахшана. эфталиты захватили Согд (между 467-470 и 480г.г.), затем начали подчинение владений Восточного Туркестана: Турфана - 479 г., Урумчи - 490-497 г.г., Карашара- между 497 и 507г.г. . Эфталиты, кроме того, провели ряд завоеваний на юге. Ими была захвачена долина Кабула, Гандхара (во второй половине Vв.), позже - некоторые территории Северной Индии (Пенджаб и др.).
Основная масса населения занималась оседлым земледелием, но некоторая часть его продолжала вести кочевой образ жизни. С другой стороны, в источниках имеются указания на городскую культуру эфталитов. Таким образом, эфталиты выступают как полуоседлый народ, имеющий большие укрепленные поселения с огромными общинными домами. Особенностью социально-экономических отношений эфталитского периода является создание предпосылок для складывания феодальных отношений. Еще в конце кушанского периода начинает выделяться знать, владеющая землями и замками, позже получившая название "дехканство". По сути эфталитское государство представляло собой своеобразный компромисс между феодализирующейся рабовладельческой аристократией оазисов и родовой аристократией, также постепенно вступавшей на путь феодализации. Эфтлиты политически объединяли большое число народов.