Одним из этапов формирования государственности была военная демократия, при которой появились зачатки военно-насильственного принуждения[3]. Термин «военная демократия» был введен в научный оборот американским археологом, этнографом и историком Л. Морганом для характеристики древнегреческого общества в период его перехода от родовой общины к так называемой соседской. Впоследствии этот термин был воспринят Ф. Энгельсом, который соединил воедино три непременных элемента военной демократии: военного вождя, совет вождей и народное собрание[4].
Первые государства возникают в IV тысячелетии до нашей эры на территории Древнего Востока (Египет, Вавилон). Для первых форм государственности, возникших в Древнем Востоке, характерно наличие сильной деспотической власти и зависимое от этой власти положение индивида. Государство при этом доминирует над обществом.
Другой исторический путь образования государства прошли античные городагосударства. Для античной государственности характерно наличие частной собственности на землю и орудия производства, что создавало предпосылки для формирования гражданского общества и гражданских законов. Им изначально были присущи идея политической демократии и политической свободы. Хотя античная правовая система и признавала в какой-то степени автономию личности и неприкосновенность частной собственности, однако в общественном правосознании господствовала идея о примате государственных интересов над личными, т. е. личностное начало было подчинено сословно-корпоративным интересам.
Ф. Энгельс указывал на три главные формы образования государственности у греков, римлян и германцев: афинскую, римскую и древнегерманскую[5]. Государство в Афинах представляет собой наиболее чистую, классическую форму – возникает непосредственно и преимущественно из классовых антагонизмов, развивающихся внутри самого родового общества. В Древнем Риме образование государства ускорилось в связи с борьбой плебеев и патрициев. У древних германцев образование государства было ускорено завоеваниями чужих территорий.
Хотя возникновение и развитие государственности у различных народов шло поразному, государство выполняло и определенные функции, общие для всего населения (например, защиту от внешних врагов, обеспечение порядка и выполнение общественных работ). Будучи официальным представителем общества, государство осуществляло «выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества»[6]. Общие дела, вытекающие из природы общества, это все то, что объективно необходимо для существования и нормального функционирования человеческого общества, независимо от его социально-экономического строя и форм политической организации. Разумеется, не только объем, но и характер таких общих дел на различных исторических ступенях развития человеческого общества, равно как роль государства в их осуществлении, весьма различны.
В истории человеческого общества первые государства были рабовладельческими. Однако в некоторых странах возникали не рабовладельческие, а феодальные государства, что связано с особенностями развития социально-экономических условий этих стран. Так возникли государства у древних германцев, арабов и многих других восточных народов. Древнерусское государство также сложилось в виде раннефеодального государства в процессе разложения первобытно-общинного строя у славян Восточной Европы.
Общество в своем историческом развитии проходит несколько этапов: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный и общество современных информационных технологий. Каждый этап развития цивилизации характеризуется присущими ему качествами и особенностями институтов государственной власти.
В доиндустриальном обществе государство в основном служит орудием насилия в руках господствующего класса. Это рабовладельческие и феодальные государства. Здесь не признаются основные права и свободы человека и они не получают законодательного закрепления.
С совершением промышленных революций в странах Западной Европы активно стали развиваться производственные отношения и совершенствоваться общественные и политические институты. Государство уже признает некоторые права и свободы личности и закрепляет их в законодательных актах. В эпоху Нового времени государство уже стали понимать как государственно-организованное общество, т. е. как политикотерриториальную и структурно организованную форму общества. С философским обоснованием такой позиции выступил еще И. Кант. «Государство (civitas), – пишет он, – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам»[7]. Главная задача государства, где суверенитет принадлежит народу, заключается, по Канту, в том, чтобы охранять и гарантировать права и свободы граждан.
С середины XX в. многие развитые страны в своем законодательстве закрепляют институт основных прав и свобод человека и создают механизмы их защиты. Государства в этих странах носят правовой характер и имеют демократические формы правления.
2.3. Сущность и функции государства
Назначение и сущность государства состоит в том, что оно призвано осуществлять управление обществом на основе демократических принципов правления в интересах защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного согласия (социального компромисса). Поскольку государство представляет собой территориальный публично-правовой союз населения, осуществляющий свои задачи и выполняющий свои функции с помощью специальных органов государственной власти, то можно сказать, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина, регулирование и упорядочение общественных отношений и является основной обязанностью государства.
Природа государственной власти – в охране прав и свобод человека и гражданина, в обеспечении гражданского мира и согласия.
Социальное назначение государства заключается в том, что это такая организация политической власти, призванная представлять общие интересы населения. Деятельность государства направлена на решение общесоциальных проблем. Управляя делами общества, государство стремится к стабильности и гармоническому развитию общества, к обеспечению социального компромисса и правопорядка. Еще Цицерон писал, что «государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов»[8].
В чем же состоит сущность государства? В чем его единая и объективная цель? Отвечая на эти вопросы известный русский юрист И. А. Ильин пишет, что «сущность государства состоит в том, что все его граждане имеют и признают – помимо своих различных и частных интересов и целей – еще единый интерес и единую цель, а именно: общий интерес и общую цель, ибо государство есть некая духовная община»[9].
Социальное назначение и сущность государства проявляются в его функциях и задачах. Под функциями государства понимают основные направления его деятельности, вытекающие из его сущности и роли в общественной жизни. В отличие от задач государства, которые могут носить временный, локальный характер, функции государства имеют постоянный характер и общесоциальную направленность, хотя в различные исторические эпохи они могли быть направлены и на узкокорпоративные цели. Если в Древнем мире или Средневековье государство активно осуществляло такие классовые функции, как подавление сопротивления рабов и крепостных крестьян, обеспечение условий для их эксплуатации, то функции современных развитых демократических государств направлены на осуществление общесоциальных проблем, связанных с защитой прав и свобод личности, поддержанием общественного порядка, обеспечением мира и безопасности и т. д.
На характер и содержание функций государства оказывают влияние многие факторы социально-экономического, политического, экологического характера. Бурный рост экономики, ее научно-технический прогресс, стабильная политическая обстановка во многом определяют направления деятельности государства, связанные с обеспечением прав и свобод человека, экологической безопасностью, разрешением межнациональных конфликтов, борьбой с преступностью и т. д. На содержание функций государства большое влияние оказывает и международная обстановка. В современном мире активно продолжается процесс интеграции государств, что обусловливает их тесное сотрудничество по многим ключевым вопросам (защита прав человека, поддержание мира и международного правопорядка, экологической безопасности, борьба с международным терроризмом и т. д.). Возрастает значение международного права, международных организаций в решении всех этих вопросов.
Функции государства и их конкретное содержание зависят от формы организации государственной власти, от того, какие цели государство ставит перед собой. В зависимости от социальной направленности функции государства могут в значительной мере отличаться друг от друга. Так, при либерально-демократическом режиме государство признает за собой функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечение мира и согласия, социальной безопасности, а при тоталитарном политическом режиме, наоборот, стремится полностью держать монополию своей власти над обществом (свобода личности ограничена, отсутствует политический плюрализм и гласность, экономика полностью управляется государством).
Основные функции государства подразделяются на виды по различным основаниям. Наиболее общей классификацией основных функций государства является деление их на внутренние (деятельность внутри данной страны) и внешние (деятельность на международной арене). Между внутренними и внешними функциями существует неразрывная связь, ибо внешняя политика любого государства предопределяется внутренними условиями его существования, а международные обязательства, в свою очередь, взятые государством на себя, диктуют необходимость строить свою деятельность во внутренних отношениях в соответствии с общечеловеческими стандартами.