Дальнейшее развитие российской правовой системы и государственности, признание приоритета прав и свобод человека и гражданина, принципа разделения властей, гражданского правового общества – все это требует нового подхода к трактовке и изложению правовых понятий и институтов.
В книге дается изложение современного понимания общей теории государства и права, изучаемой в высших юридических учебных заведениях. В доступной форме излагаются обобщенные систематизированные знания о функционировании и развитии правовых явлений и институтов, научные представления о социальной природе, сущности и назначении права. Центральная идея книги – приоритет и обеспечение прав и свобод человека как высшей социальной ценности. Под этим углом рассматриваются все положения общей теории государства и права.
Книга не только предназначена для усвоения предмета учебного курса, но и задумана как первый шаг к глубокому изучению и осмыслению права (его институтов) – сложного социального феномена. Речь идет о весьма сложных проблемах права как института общественной жизни. Поэтому необходимо помнить, что право, будучи явлением человеческой цивилизации и культуры, призвано прежде всего служить человеку.
Общая теория государства и права имеет не только мировоззренческое, но и вместе с другими юридическими науками непосредственно практическое значение для юристов. Фундаментальные теоретические знания о праве и государстве являются необходимым условием эффективной профессиональной деятельности юриста на практической работе по обеспечению защиты интересов личности и общественного правопорядка.
Работа в определенной степени носит и научно-исследовательский характер, так как автору пришлось подвергнуть переоценке некоторые понятия и термины, а также по-новому осмыслить многие положения юридической науки и практики, сложившиеся в годы советской власти, что не давало возможности правильно трактовать и показать их место в механизме правового регулирования общественных отношений.
В работе нашли отражение общетеоретические взгляды на право и государство мыслителей прошлого и настоящего времени, новейшие достижения отечественной и зарубежной юридической науки. Автором использован широкий круг источников, среди которых труды античных философов Платона, Аристотеля, Цицерона; мыслителей эпохи Возрождения и Реформации; философов и просветителей эпохи Новейшего времени Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля, А. Н. Радищева, Т. Пейна, Т. Джефферсона; российских юристов Н.Н. Алексеева, Н.М. Коркунова, Е.Н. Трубецкого, Г.Ф. Шершеневича, Л.И. Петражицкого, И.А. Ильина, Е.Б. Пашуканиса, А.Ф. Кони, П.И. Стучки, М.С. Строговича, М.Д. Шаргородского, И.С. Иоффе, Л.С. Явича, С.С. Алексеева, В.Н. Кудрявцева, В.А. Туманова, М.В. Баглая, Е.А. Лукашевой, В.С. Нерсесянца, Р.З. Лившица, Д.И. Луковской,
Л.Б. Тиуновой, И.Ю. Козлихина и др.
Автор выражает искреннюю благодарность рецензентам учебника – доктору юридических наук, профессору В.А. Туманову, доктору юридических наук, профессору Г.А. Гаджиеву, доктору юридических наук С.М. Казанцеву, доктору юридических наук, профессору С.А. Комарову за полезные советы в процессе работы над рукописью книги.
РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА
Литература
1. Алексеев С. С. Теория права. М., 1994.
2. Алексеев С. С. Философия права. М., 1997.
3. Герлох А. О методах познания права // Правоведение. 1983. № 1.
4. Гревцов Ю. И. Очерки теории и социологии права. СПб., 1996.
5. Казимирчук В. П., Кудрявцев В. Н. Современная социология права. М., 1995.
6. Карбонье Ж. Юридическая социология: Пер. с фр. М., 1986.
7. Керимов Д. А. Основы философии права. М., 1992.
8. Керимов Д. А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права)., 2000.
9. Козлов В. А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л., 1989.
10. Кохановский В. П. Философия и методология науки. М., 1999.
11. Кузнецов Э. В. Философия права в России. М., 1989.
12. Кульчар К. Основы социологии права. М., 1981.
13. Лапаева В. В. Конкретно-социологические исследования в праве. М., 1987.
14. Лившиц Р. З. Теория права. М., 1994.
15. Лукич Р. Методология права. М.,1981.
16. Мамут Л. С. Наука о государстве и праве: необходимость радикального обновления // Философские науки. 1989. № 11.
17. Методологические проблемы правоведения: Сб. статей. / Под ред.
М.Н. Марченко. М., 1994.
18. Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1997.
19. Сырых В. М. Метод правовой науки: Основные элементы, структура. М.,1980.
20. Темпов Е. И. О деидеологизации методологических подходов в историкополитических и государственно-правовых исследованиях // Государство и право. 1992. № 3.
21. Токарев Б. Н. Логический и исторический методы в теоретическом исследовании права. Ростов, 1986.
22. Экимов А. И. Политические интересы и юридическая наука // Государство и право. 1996. № 12.
1.1. Общая теория государства и права как социально-гуманитарная наука
С древних времен людей интересовал вопрос, что такое право и что такое государство. Философы, мыслители и в Древнем Риме, и в Древнем Востоке так или иначе касались этих вопросов. Выдвигали свои суждения, свои теории о роли и месте права и государства в жизни каждого человека и общества в целом. Этот вопрос интересовал их прежде всего потому, что право и государство и в древнем, и в современном обществах затрагивают каждого из нас.
На каждом этапе развития человеческой цивилизации имелись свои представления о праве и государстве, их роли в обществе, об их социальном назначении. Но с развитием общества многие положения юридической науки претерпевали изменения. Это связано с эволюцией мировоззрения, многих жизненных ориентиров и человеческих ценностей.
Общество, как и природа, существует и развивается по определенным законам. Законы развития общества и человеческого бытия изучаются философией, историей, этикой, социологией, экономическими и другими общественными науками. В число общественных входит и юридическая наука. Она раскрывает закономерности существования, функционирования и развития права и государства, политического и правового сознания, политических и правовых отношений. Юридическая наука призвана объективно отражать исследуемые явления и вооружать человека знаниями о природе и сущности правовых явлений.
Среди юридических наук особое место принадлежит общей теории права, которая изучает закономерности функционирования и развития права. Право – это общественное явление. Оно призвано регулировать, упорядочивать определенные общественные отношения. Следовательно, нет общества без права и нет права без общества. И наука, изучающая право, относится к общественным наукам. Вместе с тем это наука и гуманитарная – наука о человеке (его правах и свободах). То или иное понимание природы человека обусловливает ту или иную модель общественного бытия, следовательно, и права как основы этого бытия, общественных отношений.
Издавна природу человека понимали по-разному. Мы придерживаемся традиций, восходящих к Протагору (греческий софист) и Аристотелю, которые понимали человека как существо общественное и политическое, т. е. склонное к общению с себе подобными (со времен Сократа природу человека определяли как разумное существо). Протагор писал, что «мера всех вещей – человек». Именно человеческое начало выступало по Протагору в качестве масштаба и меры всего существующего. Таким образом, наряду со стремлением найти всеобщие нормы, регулирующие человеческие отношения, появляются представления, в которых учитывается природа индивида. Подробнее о философском учении софистов будет рассказано в главе 7.
Каковы же условия его общения с другими людьми? Необходимы разумные условия совместной жизни, согласие вокруг этих условий, норм, правил совместной жизни. Человек – существо общественное. Отсюда следует, что нужно согласие в вопросах права. То или иное понимание природы человека обусловливает ту или иную модель общественного бытия. Каковы условия общения в совместной жизни? Потребуется ли согласие для совместного существования? Ответ на эти вопросы один: государство создается главным образом для защиты и удовлетворения нужд человека, его прав и свобод. В вопросах определения природы взаимоотношений индивида и государства некоторые ученые исходят из понимания того, что люди, опираясь на достижения своего познания, сами сознательно определяют условия своего общения и свой образ жизни. Таким образом, они сознательно заключают общественный договор (соглашение) для обеспечения взаимной безопасности и справедливости.
Другая позиция: человек – эгоист, он асоциален, предпочитает силу. Здесь иная модель общественной жизни. По мнению Т. Гоббса, асоциальные порывы, присущие человеку, необходимо сдерживать ради главной ценности – порядка в обществе. Во имя порядка люди расстаются со своими правами и свободами.
Таким образом, мы видим, что сложились два противоположных подхода в понимании природы человека и общества, соответственно и различные типы правопонимания. От того, как понимать природу человека и общества, общественные отношения, зависит наука о самом человеке и обществе.
Общая теория права – это система обобщенных знаний об основных и общих закономерностях существования и развития права. Общая теория права как наука исследует социальную природу права, дает объяснение сущности права, показывает социальное назначение права в жизни общества. Научные положения, выводы и основные категории этой науки занимают самостоятельное место в системе социальных наук. Специфика этой науки, позволяющая выделить ее в самостоятельную отрасль обществоведения, состоит прежде всего в том, что только она имеет главным и основным объектом своего исследования правовую и государственную организацию общества.