Вина является субъективным условием гражданско-правовой ответственности. Вина представляет собой внутреннее психическое отношение лица, совершившего гражданское правонарушение к своему противоправному поведению. Она может выступать в форме умысла или неосторожности. В соответствии с гражданским законодательством (п. 2 ст. 401 ГК РФ) отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим гражданское обязательство. Это означает, что в гражданском праве, в отличие от уголовного законодательства, действует презумпция виновности правонарушителя. Правонарушитель считается виновным до тех пор, пока он не докажет свою невиновность.
1. Понятие и основные виды правомерного поведения
2. Юридический конфликт как разновидность социального конфликта.
3. Правовые механизмы предупреждения и разрешения криминальных конфликтов.
4. Понятие, признаки и виды правонарушения.
5. Состав правонарушения.
6. Понятие и основания юридической ответственности.
7. Состав преступления как основание уголовной ответственности.
8. Вина – необходимое условие юридической ответственности.
ГЛАВА 19. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК
1. Боннер А. Т. Законность и справедливость в правоприменительной практике. М., 1992.
2. Борисов В. В. Правовой порядок развитого социализма. Саратов, 1977.
3. Братусь С. Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976. 4. Вопленко Н. Н. Социалистическая законность и применение права. Саратов, 1983.
5. Горшенев В. М. Законность как достояние правового государства // Проблемы обеспечения законности в механизме правоприменения. Волгоград, 1991.
6. Законность в Российской Федерации. М., 1998.
7. Кудрявцев В. Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. № 3.
8. Кудрявцев В. Н. Закон. Поступок. Ответственность. М., 1986.
9. Лисюткин А. Б. К понятию законности // Правоведение. 1993. № 5.
10. Матузов Н. И. Право как нормативная основа правопорядка // Становление правового порядка в российском государстве: реальность и перспективы (социально-правовые проблемы). Саратов, 1995.
11. Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. М.,
1973.
12. Правовой режим законности: вопросы теории и истории. СПб., 2001.
13. Правовое государство, личность, законность. М., 1997.
14. Проблемы обеспечения законности в механизме правоприменения. Волгоград, 1991.
15. Рабинович П. М. Проблемы теории законности развитого социализма. Львов, 1979.
16. Саванели Б. В. Правопорядок и юридическая практика. Тбилиси, 1981.
17. Тихомиров Ю. А. Критерии законности правовых актов // Право и экономика. 1997. № 19–20.
18. Шайкенов Н. А. Правовое обеспечение интересов личности. Свердловск, 1990.
19. Явич Л. С. Социалистический правопорядок. Л., 1972.
Законность является политико-юридическим принципом деятельности государства. Строжайшее соблюдение законов – таково требование законности, обращенное ко всем органам государственной власти, органам местного самоуправления, должностным лицам, гражданам и их объединениям. И это требование важно исполнять в любых условиях государственной организации общества. Законность означает упрочение правовой основы всей государственной и общественной жизни, что находит свое прямое выражение в повышении роли законности. Статья 15 Конституции Российской Федерации установила, что законность является одним из важнейших правовых принципов деятельности государства, его органов и должностных лиц. Укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, неуклонное соблюдение законности и правопорядка, улучшение работы всей системы правоохранительных органов являются непременным условием деятельности государства. Государство по своей сути и характеру является организацией, действующей в рамках прочной правовой законности.
Законность как требование точного и неуклонного соблюдения законов возникает вместе с появлением государства и его законов. Практическая реализация законов возможна только тогда, когда в стране действует режим правовой законности. Если законность – это, прежде всего, требование соблюдения всех законов, то режим правовой законности – это такие политические, экономические, социальные и моральные обстоятельства, при которых соблюдение законов государства, осуществление юридических прав и обязанностей являются принципом деятельности всех органов государственной власти, должностных лиц, граждан и их объединений.
Еще Аристотель считал законность признаком наилучшей государственной формы, а его современник Эсхил писал, что если в государстве будут соблюдаться законы, то этим сохранится и демократия в противовес тирании и олигархии, которые основаны не на законе, а на произволе правителей. В Великобритании впервые в истории было официально признано значение законности в осуществлении государственной власти: Великая хартия вольностей (1215) установила, что ни один человек (имелся в виду свободный подданный) не может быть арестован, заключен в тюрьму, лишен владения, изгнан из страны иначе как по законному приговору и по закону государства. Хартия ограничивала произвол королевской власти. В самой идее законности уже в те далекие времена было заложено известное прогрессивное начало в упорядочении общественных отношений. В период Нового времени известные французские мыслители Ш. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо выдвинули требование законности в противовес абсолютизму и произволу помещиков-дворян. Разрыв с законностью отражал возникновение непримиримого противоречия между государственной политикой и правом, между властью и законом.
Законность точно так же, как и демократия, должна оцениваться в качестве завоевания человеческой цивилизации и воплощения тысячелетнего опыта использования права и государства в жизни людей.
Законность и демократические формы государства являются теми началами, которые в той или иной форме и степени ограждают личность от произвола власти, общество в целом – от насилия со стороны тех, кто нарушает право. Особое политическое значение приобретает законность с установлением равенства всех перед законом и судом. Такого рода равенство диктуется самой сутью права как равной меры свободы, но это равенство достигается только при гражданском обществе и правовой государственности. С этого времени требование законности так или иначе уже относится не только к населению, но и к представителям власти, становится в этом смысле всеобщим. Вместе с этим, что очень важно, обогащается и уточняется сам смысл, само содержание категории законности. Требование власти соблюдать ее законы превращается в политическое требование населения исполнять законы и самим представителям государственной власти, в требование связанности государственных органов действующим правом. Законность превращается в непременный атрибут демократического политического режима. Равенство всех перед законом и режим законности являлись с самого начала бессменным лозунгом широких народных масс, сильнее всех страдавших от произвола монархов, дворян, чиновников. Именно благодаря настойчивой борьбе прогрессивных движений, повышению уровня политического сознания и культуры народов в целом ряде стран Запада ставятся преграды беззаконию, нарушениям прав и свобод граждан, поддерживаются общедемократические идеи и институты, и вместе с этим возрастает ценность права. Борьба широких слоев населения за общедемократические институты и свободы ставит преграды беззаконию. Проведение в жизнь принципа законности происходит в той степени, в какой он диктуется потребностями общества в праве и правопорядке, в формальном равенстве и свободе, в справедливости, в престиже закона, в демократических формах государства, обеспечивающих наиболее стабильное функционирование и развитие общества.
Отказ от законности в государственном управлении означает безграничность административного усмотрения, господство своеволия чиновников и свободу расправы со всеми инакомыслящими, систематическое злоупотребление властью, издевательство над правами граждан, противоправную и подчас просто преступную деятельность со стороны бюрократического аппарата, т. е. приводит к полному пренебрежению правом. Коррупция бюрократии, связь с организованной преступностью приводят к беззаконию в стране. Беззаконие внутри страны чаще всего приводит к грубым нарушениям международного права, к международному терроризму. Вот почему, особенно в наше время, приход к власти неофашизма – это не только внутригосударственный факт одной страны и бремя одного народа, ставящее эту страну на грань катастрофы. Это факт, на который не может не обращать внимания мировая прогрессивная общественность, борющаяся за мир между народами и государствами. Стремление к демократии и законности, поддержанию мирового правопорядка – такова цель мирового сообщества.
В каждой стране процесс становления и развития законности имеет свои особенности, протекает в своеобразных политических условиях и при определенном уровне правовой культуры, имеет свои достижения. Упрочение режима правозаконности составляет одну из объективных закономерностей правовой организации общества, один из принципов существованиягосударства и права.
В юридической литературе существуют самые различные подходы к определению понятия законности. Наиболее значимые из них следующие. Во-первых, законность – это есть соблюдение, исполнение правовых норм всеми субъектами права. Во-вторых, это требование, принцип соблюдения правовых норм. В-третьих, – метод государственного руководства обществом. В-четвертых, – особый правовой режим общественной жизни. Можно сказать, что это различные стороны законности, характеризующие этот феномен общественной жизни. Различают также понятие законности в узком смысле как соблюдение законов органами государства и должностными лицами.