Смекни!
smekni.com

Законодательное обеспечение реформы 1861года (стр. 9 из 10)

- отдача крестьян и дворовых людей, без разрешения подлежащего учреж­дения, в исправительные заведения или в распоряжение Правительства.

Крестьянам предоставлялось право, не спрашивая предва­рительного согласия помещика:

- вступать в брак и пользоваться всеми семейственными правами, на осно­вании общих узаконений;

- как целому обществу крестьян, так и каждому из них отдельно, приобре­тать в собственность недвижимые и движимые имущества, а также отчуждать сии имущества, отдавать в залог и вообще распоряжаться ими, с соблюдением общих узаконений;

- входить, как отдельно, так и в составе обществ, в разрешенные законом договоры и обязательства с казной и частными лицами, на общих для всех свободных сельских состояний основаниях;

- производить торговлю, в пределах, предоставляемых законом свободным сельским обывателям;

- записываться в цехи и производить ремесла в селениях; открывать и со­держать фабричные, торговые, промышленные и ремесленные заведения, на основании общих узаконении и Положений о крестьянах;

- вчинять иски и тяжбы по делам гражданским и ответствовать за себя, лично или чрез поверенных, а по делам уголовным и полицейским подавать жалобы и защищать и ограждать себя всеми, законом дозволенными, способа­ми, а также быть свидетелями и поручителями, на общем для свободных сосло­вий основании.

Дворовые люди приобретали те же, как и крестьяне, права личные и по имуществу; но те из дворовых, которые состояли в обязательном услужении у своих владельцев, подчинялись временным ограничениям в поль­зовании означенными правами, на основании Положения об устройстве дворо­вых людей.

Со дня обнародования Положений о крестьянах, и впредь до введения в действие уставной грамоты, крестьяне, продолжая пользоваться теми самыми усадьбами и полевыми угодьями, которыми до того пользовались, обязаны были: со­стоящие на оброке - платить оброк владельцу в прежнем размере, состоящие на барщине - отправлять оную в прежнем же размере.

Со дня обнародования Положений, повсеместно отменялись все, существовавшие доселе, добавочные сборы с крестьян или дани сельским произведениями: птицей, баранами, маслом, яйцами, ягодами, грибами, разными съестными припасами, холстом, сукном, пряжею, шерстью и т.п. Не отменялись лишь существующие в некоторых местностях, сборы зерновым хлебом, свекловицею и льном, на которые прямо указано в Местных Положениях.

Со дня обнародования Положений, крестьяне не могли быть переводимы с оброка на барщину или на смешанную повинность, или со смешанной повин­ности исключительно на барщину, только если крестьяне сами изъявят согласие на замену денежного оброка работами в пользу помещика.

Все неотмененные повинности, работами или деньгами, должны быть сполна отбываемые крестьянами в пользу помещи­ков, без малейшего упущения.

По открытии сельских обществ, крестьянам предоставлялось право уча­ствовать, на установленных в сельских обществах сходах, в составлении мир­ских приговоров и в выборах общества, а также быть избираемыми в должности, и отравлять оные на основании правил, установленных в Общем о кресть­янах Положении.

Помещик сохранял право:

- разбирать и судить взаимные споры и иски водворенных на его землях крестьян;

- подвергать их взысканиям и наказаниям, с тем, чтобы наказаниям телес­ным они были подвергаемы не иначе, как чрез полицию.

Впредь до устройства волостей, выдача крестьянам и дворовым людям билетов и паспортов зависит также от владельца имения.

Впредь до устройства волостей, на обязанности владельца остается по­буждение, законным порядком и, если нужно, при содействии земской поли­ции, водворенных на его землях крестьян ко взносу государственных податей и к отправлению денежных и натуральных повинностей. Владелец не отвечает своим имуществом за те недоимки по государственным податям и сборам, кои находятся на крестьянах по обнародовании Положений о крестьянах.

Впредь до утверждения и введения в действие по каждому имению ус­тавной грамоты, на владельце оставались прежние обязанности по продовольст­вию и призрению крестьян. Впредь до назначения Мировых Посредников, жалобы и недоразумения, кои могут возникать между помещиками и крестьянами, или дворовыми людь­ми, подлежали разбору уездных предводителей дворянства. Воспрещалось пода­вать жалобы на помещиков по таким делам и распоряжениям, которые совершились в прежнее, до обнародования Положений о крестьянах, время, в силу существо­вавшего крепостного права.

С учреждением волостей и со введением в действие уставных грамот крестьяне вступали в пользование прочими, даруемыми им правами, на точном основании Общего и Местных Положений о крестьянах и дополнительных правил.

2.5. Положение о губернских по крестьянским делам учреждениях

Правительство придавало большое значение учреждениям. на которые были возложены обязанности по проведению крестьянской реформы на местах. Этим было продиктовано из­дание специального законодательного акта, в котором детально были разработаны структура и функции указанных учреж­дений.

Первым звеном в этой системе были мировые посредники, вторым, утверждавшим решения мировых посредников и рас­сматривавшим поступавшие на них жалобы, — уездный съезд мировых посредников. Третьим звеном, утверждавшим реше­ния мировых съездов, рассматривавшим жалобы на действия первых двух звеньев, а также разрешавшим все другие вопро­сы, связанные с проведением реформы в жизнь, выступало гу­бернское по крестьянским делам присутствие, возглавляемое губернатором. Высшее наблюдение над деятельностью этих уч­реждений и вообще над проведением реформы было возложено на Главный комитет об устройстве сельского состояния, образо­ванный одновременно с утверждением Положений 19 февраля 1861 г. и заменивший собой Главный комитет по крестьянско­му делу, на который была возложена подготовка крестьянской реформы. Главный комитет об устройстве сельского состояния числился при Государственном совете под непосредственным наблюдением императора. В состав Комитета назначались по личному выбору императора руководители ведомств, непосред­ственно связанные с подготовкой и проведением крестьянской реформы: министры внутренних дел, юстиции, финансов, госу­дарственных имуществ, императорского двора, начальники 2 и 3 отделений Собственной его императорского величества кан­целярии.

Первостепенное значение придавалось институту мировых посредников. Из 132 статей данного Положения 122 трактуют о порядке назначения, компетенции и ответственности этих должностных лиц.

2.6. Дополнительные правила об устройстве крестьян, водворенных в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам

Мелкопоместным считался помещик, который имел менее 21 души м. п. и притом не более определенного в законе количест­ва земли. По 10-й ревизии из 103 194 помещичьих семей (вла­девших населенными имениями) насчитывалось 42 978 семей, владевших менее чем 21 душой м. п. каждая, т. е. 41,3% от об­щего числа земле- и душевладельцев. В общей сложности у та­ких владельцев числилось 339 586 душ м. п., или в среднем по 8 душ на владение. Однако мелкопоместных в смысле настоя­щих Дополнительных правил (т. е. отвечающих обоим критери­ям — мало крестьян и мало земли) было вдвое меньше. Поми­мо этого насчитывалось 3703 семьи беспоместных душевладель­цев, у которых в общей сложности находилось 12 286 душ м. п. крепостных, или немногим более чем по 3 души на вла­дельца[6].

Необходимость издания особых, более льготных для мелко­поместных владельцев Правил диктовалась заботой правитель­ства поддержать материально этот слои дворянства. Имея в среднем по 8 душ на владение (а в более чем 23 случаев и ме­нее душ), в материальном отношении они мало чем отлича­лись от крестьян (хотя и обладали всеми правами и привиле­гиями дворянства): жили в тех же крестьянских домах и на­равне с крестьянами обрабатывали землю. Многие из них жи­ли всецело за счет военной и гражданской службы. Именно этот слой дворянства до реформы разорялся н деклассировал­ся. С 8-й (1833 г.) ко 10-ю ревизию число мелкопоместных сократилось в полтора раза, а душевлалельцев — в пять раз. Своих крестьян они продали другим помещикам или отпустили за выкуп на волю.

Заключение

Экономика России неуклонно и закономерно развивалась по пути дальнейшего становления капиталистических отношений. К середи­не XIX в. кризис феодальных отношений стал очевидным. Посесси­онная промышленность окончательно показала свою экономическую несостоятельность, в силу чего по инициативе самих заводчиков была перестроена на новый лад. Владельцы посессионных предприятий по­лучили право увольнять крепостных, которые затем переводились в разряды государственных крестьян или городских жителей. Их же после увольнения охотно брали на предприятия по вольному найму.

Вотчинная промышленность, основанная на труде крепостных крестьян, также приходила в упадок.

В то же время активно развивалась капиталистическая промыш­ленность — купеческая и крестьянская. Однако феодализм мешал ее свободному росту, затруднял привлечение наемных работников, су­жал рынок сбыта.

Рост капиталистической промышленности в стране требовал все больше и больше свободных рабочих рук. Этому существенно меша­ла барщинная система хозяйства. Представители буржуазии и неко­торая часть либеральных помещиков требовали отмены барщинной системы и перехода к вольнонаемному труду.

В 30 — 50-е годы XIX в. в России произошел промышленный пе­реворот. Развитие капиталистической промышленности, тесно свя­занной с выработкой товаров на рынок, приводило к увеличению го­родского населения. Однако процесс расширения внутреннего рынка проходил значительно медленнее, чем развитие промышленности. Это объяснялось тем, что подавляющая часть населения страны вела на­туральное хозяйство. Крепостные крестьяне не могли быть полноцен­ными потребителями промышленной продукции.