В то же интересным представляется то, что пункт 2 статьи 1 ГК РБ признает гражданское право именно регулирующим, а не защищающим личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными.
Отметим, что группы отношений, входящих в предмет гражданского права, объединяет то обстоятельство, что они основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, т. е. возникают между юридически равными и независимыми друг от друга субъектами, имеющими собственное имущество. Иначе говоря, это частные отношения, возникающие между субъектами частного права.
Имущественные, а также и неимущественные отношения, не отвечающие указанным признакам, не относятся к предмету гражданского права и не могут регулироваться его нормами. Прежде всего, это касается имущественных отношений, основанных на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в частности налоговых и финансовых отношений, участники которых не являются юридически равными субъектами. По этой же причине из сферы действия гражданского права исключаются отношения по управлению государственным и иным публичным имуществом, возникающие между государственными органами.
В литературе предлагается считать признаком, объединяющим имущественные и неимущественные отношения, которые входят в предмет гражданского права, их «взаимооценочный характер». По мнению отстаивающего эту идею Н. Д. Егорова, имущественные отношения предполагают взаимную оценку их участниками количества и качества труда, воплощенного в соответствующем материальном благе, а неимущественные - взаимную оценку индивидуальных качеств участвующей в них личности [14, с. 7].
Предлагаемый объединяющий признак вряд ли можно считать обусловленным исключительно особенностями регулируемых отношений, а не их субъектного состава. Вместе с тем следует иметь в виду, что предмет правового регулирования –научная категория, разработанная для целей юридического анализа, а потому и критерии его определения, признаваемые для отдельных правовых отраслей, всегда рассчитаны на эти же цели и не могут иметь сугубо экономический или иной неправовой характер.
Приведенное деление гражданско-правовых отношений на имущественные и личные обусловлено релятивным характером самих критериев, с помощью которых осуществляется деление. Фактически и юридически эти отношения едины и взаимосвязаны между собой в многосложный вещных, личных, обязательственных и иных отношений.
Так, наследственные отношения, основывающиеся на родстве, не могут рассматриваться, как только личные или имущественные. Наследники, получая в наследство права и обязанности, приобретают не только имущество, но и некоторые личные права. Например, согласно пункту 10 постановления № 15 Пленума Верховного суда РБ от 23 декабря 1999 г. «О практике рассмотрения судами гражданских дел о защите чести, достоинства и деловой репутации» защита чести, достоинства и деловой репутации гражданина допускается и после его смерти по требованию заинтересованных лиц [1, c. 58]. Наследование, таким образом, есть форма перехода от одного лица к другому взаимосвязанных личных и имущественных прав и обязанностей. Право собственности на наследуемое имущество приобретается также не только в силу имущественных интересов. Такая собственность переходит от одного лица к другому в первую очередь в силу личных пристрастий наследователя, выражаемых посредством гражданско-правовых сделок, называемых завещанием. Соответственно такие сделки носят комплексный, лично – имущественный характер.
Как уже отмечалось выше, основными общепризнанными критериями самостоятельности отраслей права являются наличие самостоятельного предмета правового регулирования, то есть особой области общественных отношений, и метода правового регулирования, то есть известной совокупности приемов, способов воздействия на данную группу общественных отношений. Однако не во всех случаях представляется возможным отграничить одну отрасль права от другой по критерию самостоятельности предмета.
Например, систематическое заимствование имущества граждан может классифицироваться и как имущественные отношения на условиях договора займа, и как мошенничество, если лицо занимало имущество, не имея намерения его возвращать. По своему объективному критерию эти отношения имущественные. Но с точки зрения субъективного критерия, т.е. воли и намерений заемщика, они совершенно отличны, одни регулируются гражданским, а другие уголовным правом. Если систематическое заимствование имущества граждан квалифицируется как уголовно наказуемое мошенничество, то к этим отношениям применяются соответствующие нормы уголовного права. Хотя к последствиям этих отношений, причиненному вреду граждан будут применены и гражданско-правовые нормы о возмещении вреда и иные. Показать невозможность разграничения отраслей права только по критерию предмета можно также на следующем примере. Отношения по уплате пени за ненадлежащее выполнение договора и отношения по уплате пени за неуплату налогов в установленные сроки также являются, по сути, имущественными отношениями, однако при этом регулируются различными отраслями права. Первые отношения – гражданским, вторые – налоговым. Но объективно они – имущественные.
Таким образом, в гражданском праве существует три группы общественных отношения, составляющих предмет гражданского права: имущественные отношения; личные неимущественные отношения, связанные с имуществом; личные неимущественные отношения, не связанные с имуществом.
Личными неимущественными отношениями являются общественные отношения, возникающие в связи с неимущественные благами, и в которых осуществляется индивидуализация личности гражданина или организации путем выявления и оценки и нравственных и иных социальных качеств.
На основании вышеизложенного является целесообразным в следующем разделе рассмотреть особенности метода и принципов гражданско-правового регулирования.
2. МЕТОД И ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
2.1. Метод гражданского права и его особенности
Метод (от греческого methodos – путь исследования, теория, учение) – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Каждой отрасли права присущ свой метод правового регулирования общественных отношений, определяемый спецификой ее предмета. Метод правового регулирования – это система свойственной данной отрасли права юридических приемов, способов, средств, используемых для регулирования соответствующих общественных отношений.
Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений характеризуется тремя существенными особенностями.
Во-первых, ему свойственно такое положение субъектов гражданско-правовых отношений, при котором они выступают как самостоятельные носители имущественных прав и обязанностей, и это внешне проявляется в их юридическом равенстве: «субъекты гражданского права участвуют в гражданских отношениях на равных, равны перед законом, не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону, и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (принцип равенства участников гражданских отношений». В отличие от участников государственно-правовых, административно-правовых, финансово-правовых и некоторых других отношений, ни один из субъектов гражданско-правовых отношений не осуществляет функций власти по отношению к другому. Они обладают полным юридическим равенством и строят свои отношения, как правило, на основе договоров и других волевых актов [15, c. 133].
Во-вторых, участники гражданско-правовых отношений обладают автономией воли. Участники гражданских правоотношений приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своих интересах. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, а понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством.
В-третьих, гражданско-правовой метод характеризуется наличием в гражданском праве значительного числа диспозитивных норм: благодаря этому участники гражданско-правовых отношений в ряде случаев имеют право урегулировать свое поведение иначе, чем это предусмотрено диспозитивной нормой права. Так, согласно части 1 статьи 224 ГК право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законодательством или договором. Участники договора вправе установить, что право собственности на отчуждаемую вещь возникает у приобретателя с момента заключения договора или с иного момента.
В-четвертых, характерной особенностью гражданско-правового метода является особый порядок защиты гражданских прав. Суть этого порядка сводится к тому, что гражданские права защищаются судом, хозяйственным судом, третейским судом обычно по инициативе лица, права которого нарушены, но допускается защита гражданских прав непосредственными действиями лица, права которого нарушаются, если такие действия не сопряжены с нарушением законодательства.
В-пятых, специфическими являются и способы защиты гражданских прав. Основным из них является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, а если оно не возможно – возмещение убытков. Этот способ защиты гражданских прав вытекает из самой сущности гражданско-правовых отношений, их товарно-денежного характера и стоимостной формы [16, c. 24].
Таким образом, метод гражданско-правового регулирования имеет ряд особенностей. Он определяется спецификой предмета гражданского права. Кроме того, гражданское право, как и другие правовые категории, обладает определенными принципами, которые рассмотрены в следующем подразделе.