Смекни!
smekni.com

Особенности производства по применению принудительных мер медицинского характера (стр. 11 из 12)

Окончание исполнения наказания, с которым соединено принудительное лечение, не влечет автоматического прекращения принудительного лечения. Для такого прекращения необходимо отпадение оснований его назначения.

Прекращение принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, производится судом по представлению органа, исполняющего наказание, на основании заключения комиссии врачей-психиатров.

Анализ содержания ст. 104 УК РФ позволяет сделать вывод о том, что изменение данной принудительной меры и продление ее применения судом, в отличие от прочих принудительных мер медицинского характера, уголовным законом не предусмотрено [35].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя положения, рассмотренные в рамках работы, хочется еще раз отметить, что в современной юридической науке, в области уголовного процесса уделено недостаточное внимание по производству применения принудительных мер медицинского характера.

В работе мной разъяснены основные особенности расследования уголовных дел о применении принудительных мер медицинского характера и особенности судебного рассмотрения по делам данной категории. Из особенностей предмета доказывания по делам данной категории можно сделать вывод, что исследование общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом по данной категории дел, требует исследования таких элементов, как объект посягательства, его объективную сторону и данных о субъекте. Это три элемента состава. Четвертый и последний его элемент – субъективная сторона посягательства, и она должна быть тщательно проверена. Если подвести итог главе, посвященной особенностям расследования уголовных дел о применении принудительных мер медицинского характера, то можно отметить, что подготовка и проведение судебно-психиатрической экспертизы является одним из ключевых моментов для решения дальнейшей процессуальной судьбы расследования. Еще можно отметить, что для того, чтобы окончить предварительное следствие по делам данной категории качественно, необходимо в полном объеме установить все обстоятельства, входящие в специфический предмет доказывания по данному делу, не допустив нарушений прав всех участников, в том числе и лица, совершившего общественно опасное деяние, обеспечив реальную возможность защиты его интересов.

Учитывая вышеизложенное в данной работе, на основе анализа действующего законодательства, можно сформулировать положения по совершенствованию раздела уголовного процесса, посвященного производству по делам о применении принудительных мер медицинского характера, – это предложение по введению нормы, закрепляющей права законного представителя лица, совершившего общественно опасное деяние. Я думаю, что процессуальное положение указанного лица должно быть таким же, как процессуальное положение законных представителей несовершеннолетних. Весь комплекс вопросов, регулирующих процессуальное положение близких родственников лица, о котором рассматривается дело, можно было бы объединить в одной статье, которая дополнила бы главу 33 УПК РФ. Законного представителя лица, совершившего общественно опасное деяние, целесообразно наделить правом на ознакомление с делом, заявлять отвод и ходатайства, представлять доказательства в судебном заседании, кроме того, участвовать в их исследовании.

Изучение следственной практики расследования уголовных дел об общественно опасных деяниях невменяемых показывает, что эти лица в отдельных случаях представляют особую опасность для общества. После возбуждения уголовного дела и собирания доказательств, изобличающих невменяемого в совершении общественно опасного деяния, которое относится к категории тяжкого или особо тяжкого преступления, возникает необходимость в применении к этому лицу меры пресечения заключения под стражу. Однако, в действующем уголовно-процессуальном законодательстве России избрание заключения под стражу в отношении невменяемого не предусмотрено.

Для обеспечения расследования уголовных дел в отношении невменяемых и лиц, у которых психические расстройства возникают после совершения преступления уголовно-процессуальный кодекс РФ следует дополнить отдельной статьей, предусматривающей применение следователем к невменяемым меры пресечения заключения под стражу при совершении или общественно опасных деяний, относящихся к категориям тяжких или особо тяжких преступлений.

На основании вышеизложенного необходимо сформулировать следующие предложения по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства РФ.

2. Изучение следственной практики позволяет выделить проблему, возникающую при совершении лицом, у которого имеется психическое расстройство общественно опасного деяния, представляющего особую опасность для общества по характеру содеянного. В связи с наличием психического расстройства душевнобольной может причинить вред себе и окружающим. Уголовно-

процессуальное законодательство России не предусматривает порядок помещения данного лица в психиатрический стационар для проведения судебнопсихиатрической экспертизы в принудительном порядке.

В связи с этим необходимо дополнить статью 404 УПК РФ частью пятой и предложить еѐ в следующей редакции: «В случае совершения лицом общественно опасного деяния, представляющего особую опасность для общества, по решению суда на основании постановления следователя данное лицо может быть помещено в психиатрический стационар для проведения судебно-психиатрической экспертизы».

2. В следственной практике возникает проблема представителя законных интересов душевнобольного в ходе предварительного расследования уголовного дела и в стадии судебного разбирательства для создания процессуальных гарантий законности и обоснованности разрешения уголовного дела об общественно опасном деянии, совершенном невменяемым или в отношении лица, у которого психическое расстройство наступило после совершения преступления.

Для разрешения данной проблемы уголовно-процессуальный кодекс РФ следует дополнить статьей 405
и изложить еѐ в следующей редакции: «Статья 405. Участие законного представителя.

По делам лиц, совершивших общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или лиц, у которых психические расстройства возникли после совершения преступления, обязательно участие законного представителя. Законным представителем невменяемого могут быть его близкие родственники или лица, у которых невменяемый находится на попечении.

О признании законным представителем следователь выносит постановление.

Законный представитель невменяемого наделяется следующими правами:

делать заявления, заявлять ходатайства, приносить жалобы на незаконные действия следователя, прокурора и суда, заявлять отводы, знакомиться с материалами уголовного дела при окончании предварительного следствия, участвовать в судебном заседании при исследовании доказательств, представлять доказательства, приносить кассационную жалобу на решение суда».

3. Одной из проблем производства по применению принудительных медицинского характера является отсутствие в уголовно-процессуальном законе указания на состав суда при рассмотрении уголовных дел этой категории.

Для правильного решения об определении состава суда по этим делам следует изложить часть первую статьи 408 УПК РФ в следующей редакции: «Суд первой инстанции рассматривает уголовное дело о лице, совершившем общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, или лице, у которого психическое расстройство возникло после совершения преступления, в составе профессионального судьи и двух народных заседателей». Далее в части первой этой статьи положения должны быть изложены в старой редакции.

4. Один из этапов судебного разбирательства – судебное следствие – не имеет законодательной регламентации последовательности выполнения процессуальных действий, что в отдельных случаях затрудняет рассмотрение уголовных дел.

В связи с этим необходимо часть вторую статьи 408 УПК РФ изложить в следующей редакции: «Судебное следствие по уголовному делу о лице, совершившем общественно опасное деяние, начинается с оглашения постановления о направлении дела в суд для разрешения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера. Суд должен установить порядок исследования доказательств с учетом мнения прокурора, потерпевшего, защитника и законного представителя душевнобольного. В суде должны быть проверены доказательства, подтверждающие или опровергающие наличие общественно опасного деяния и его совершение лицом, о котором рассматривается уголовное дело. Заслушивается заключение экспертов и производится допрос одного из экспертов для принятия правильного решения о применении конкретной принудительной меры медицинского характера».

Вышеуказанные изменения и дополнения уголовно-процессуального законодательства России позволяет соблюдать права и законные интересы душевнобольного и правильно разрешить уголовное дело в суде в рамках производства по применению принудительных мер медицинского характера.


[1] Судебная статистика: работа судов РФ в 1998 году // Рос. юст.-№6. –1998.-С.55.

[2] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 18 декабря 2001 года // Рос. газ.-2001.-21 декабря.

[3] Уголовный процесс: Учебник /Под ред. П.А. Лупинской.-М., 1995.-С. 494; Курс уголовного права:

Общая часть /Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. - 2т. – М., 1999. - С. 324.

[4] Курс уголовного права: Общая часть /Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М Тяжковой. –2т. –М., 1999.-С.