Долинская В.В. полагает, что метод гражданского права является дозволительным, диспозитивным, инициативным, обеспечивающим установление гражданских правоотношений на основе правовой и имущественной самостоятельности сторон. При этом Долинская В.В. выделяет следующие черты метода гражданского права:
- равенство участников гражданских правоотношений;
- автономия воли участников гражданских правоотношений;
- имущественная самостоятельность участников гражданских правоотношений;
- защита гражданских прав от правонарушений;
- имущественный характер гражданской ответственности: полное возмещение вреда или убытков.
Егоров Н.Д. полагает, что метод гражданского права должен характеризоваться только одной чертой: юридическим равенством сторон.
Принципы наследственного права представляют собой основные идеи, основные начала, наиболее общие правоприменительные положения системы права, имеющие в силу законодательного закрепления общеобязательный характер. Основные начала присущи как правовой системе в целом, так и отдельным правовым институтам, подотраслям и отдельным правовым отраслям.
Принципы наследственного права характеризуют особенности правового регулирования наследственных отношений и находят свое выражение в системе правовых норм о наследовании.
В юридической литературе вопрос о принципах наследственного права рассматривается учеными по-разному, при этом существуют различные подходы к выделению принципов.
Толстой Ю.К. к принципам наследственного права относит:
- принцип универсальности наследственного правопреемства;
- принцип свободы завещания;
- принцип обеспечения прав и интересов необходимых наследников;
- принцип учета действительной и предполагаемой воли наследодателя;
- принцип свободы выбора у наследников, призванных к наследованию;
- принцип охраны основ правопорядка и нравственности, интересов наследодателя, наследников, иных физических и юридических лиц в отношениях по наследованию;
- принцип охраны наследства от чьих бы то ни было противоправных или безнравственных посягательств.
Корнеева И.Л. подчеркивает применимость и уместность принципов, выделенных Толстым Ю.К.
Булаевский Б.А. считает, что современное наследственное право сформировано и развивается на основе следующих принципов:
- универсальности наследственного правопреемства;
- свободы завещания;
- охраны прав и интересов близких наследодателю лиц в сочетании с правами и интересами других лиц;
- свободы наследования;
- наиболее полного обеспечения исполнения воли наследодателя.
Гришаев С.П. отмечает, что наследственное право базируется на сочетании двух основополагающих принципов: свободы наследования и охраны интересов семьи и обязательных наследников, которые «пронизывают» все наследственное право, на их основе происходит построение норм указанного института. В качестве дополнительных Гришаев С.П. выделяет такие принципы наследственного права, как принцип универсальности наследственного правопреемства, принцип свободы выбора у наследников принять наследство либо отказаться от него, принцип охраны наследства от противоправных посягательств.
Таким образом, в наследственном праве необходимо выделять следующие принципы:
- универсальности наследственного правопреемства;
- свободы наследования;
- свободы завещания;
- тайны завещания;
- обеспечение прав и интересов обязательных наследников;
- охраны наследства;
- охраны наследственных прав.
Принцип универсальности наследственного правопреемства закреплен в ст. 1110 ГК РФ, в которой говорится, что наследство непосредственно от наследодателя переходит к другим лицам (наследникам) в порядке универсального правопреемства, т. е. в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент. Данный принцип проявляется в том, что наследники становятся правопреемниками наследодателя, т. е. замещают наследодателя во всех правоотношениях, в которых участвовал наследодатель в отношении не только вещей и имущественных прав, но также и иного имущества, в том числе и обязанностей наследодателя, за исключением тех, которые носят строго личный характер. Кроме того, акт принятия наследства распространяется на всю наследственную массу, в том числе на ту часть наследства, о которой наследник не знает.
Принцип свободы наследования заключается в том, что собственник имеет возможность по своему выбору распорядиться принадлежащим ему имуществом путем составления завещания, определить круг наследников и распределить наследство между ними либо лишить наследства некоторых или всех наследников, либо вообще не делать завещательных распоряжений. В противном случае его волеизъявление может быть признано недействительным по основаниям, предусмотренным для недействительности сделок. Данный принцип реализуется и в том, что наследники, призванные к наследованию, самостоятельно и без какого-либо воздействия решают вопрос о принятии наследства и отказе от него. В случае призвания к наследованию одновременно по нескольким основаниям наследник может принять причитающееся ему наследство по одному из таких оснований, по нескольким из них или по всем основаниям. Наследник вправе и отказаться от наследства, при этом может указать другого наследника, в пользу которого он отказывается.
Однако данная свобода не является абсолютной, так как свобода наследования, как и некоторые другие права и свободы, может быть ограничена законодательством, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, т. е. при условии, что ограничения носят обоснованный и соразмерный характер.
Принцип свободы завещания закреплен в ст. 1119 ГК РФ, согласно которой завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а также включить в завещание иные распоряжения, предусмотренные правилами ГК РФ о наследовании, отменить или изменить совершенное завещание.
Единственным ограничением свободы завещания являются правила об обязательной доле в наследстве, которые служат границей действия рассматриваемого принципа.
Завещатель не обязан сообщать кому-либо о содержании, совершении, об изменении или отмене завещания.
Принцип тайны завещания проявляется в том, что тайна завещания – это принадлежащее гражданину нематериальное благо, которое в силу п. 1 ст. 150 ГК РФ неотчуждаемо и непередаваемо и подлежит защите в случае нарушения.
Исчерпывающий перечень лиц, являющихся субъектами ответственности за разглашение тайны завещания, закреплен в ст. 1123 ГК РФ, согласно которой нотариус, другое удостоверяющее завещание лицо, переводчик, исполнитель завещания, свидетели, а также гражданин, подписывающий завещание вместо завещателя, не вправе до открытия наследства разглашать сведения, касающиеся содержания завещания, его совершения, изменения или отмены.
В случае нарушения тайны завещания завещатель вправе потребовать компенсацию морального вреда, а также воспользоваться другими способами защиты гражданских прав, предусмотренными ст. 12 ГК РФ.
Буквальное толкование ст. 1123 ГК РФ позволяет говорить о том, что в случае нарушения тайны завещания только завещатель вправе требовать компенсации морального вреда, и ответственность виновных лиц возможна за сообщение любых сведений, касающихся завещания.
Однако, как отмечает Телюкина М.В., едва ли можно ожидать большого количества дел, связанных с нарушением тайны завещания. Это объясняется прежде всего тем, что крайне сложно будет доказать, что, во-первых, именно данный субъект разгласил информацию, во-вторых, что негативное отношение потенциальных наследников вообще вызвано нарушением тайны завещания.
Принцип обеспечения прав и интересов обязательных наследников является единственным ограничением конституционного права наследования, которое установлено в целях защиты прав и законных интересов членов семьи наследодателя. В соответствии с этим принципом при наличии наследников по завещанию так называемые «обязательные», или «необходимые» наследники будут наследовать определенную законную долю наследства согласно ст. 1146 ГК РФ.
Принцип охраны наследства и наследственных прав проявляется в правилах об очередности призвания к наследованию, которыми восполняется невыраженная законная воля наследодателя и в принятии мер по охране наследства от противоправных посягательств и распространяется на нотариусов и других должностных лиц, принимающих участие в регулировании наследственных правоотношений. Действие данного принципа находит свое выражение при разделе наследственного имущества, возмещении за счет наследственного имущества необходимых расходов, принятии мер к охране и управлению наследственным имуществом и т. д. (например, нотариус в соответствии с п. 2. ст. 1171 ГК РФ принимает меры по охране наследства и управлению им по заявлению одного или нескольких наследников, исполнителя завещания, органа местного самоуправления, органа опеки и попечительства или других лиц, действующих в интересах сохранения наследственного имущества).
Таким образом, применение принципов наследственного права, как справедливо отмечает Булаевский Б.А., позволяет не только познавать смысл самого регулирования отношений, опосредующих переход имущества умершего гражданина к другим лицам, но и правильно толковать и применять конкретные правовые нормы, а в необходимых случаях и совершенствовать их. Являясь подотраслевыми, такие принципы базируются на фундаментальных отраслевых принципах гражданского права и представляют собой их конкретное выражение в сфере наследственного права.