Смекни!
smekni.com

Международные стандарты личных прав человека (стр. 15 из 70)

Европейский Суд по правам человека своими решениями по пониманию и применению Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод признал, что «существование определенного законодательства, разрешающего вести скрытое наблюдение за почтой и связью является, ввиду исключительных условий, необходимым в демократическом обществе», но при этом должны существовать необходимые и эффективные гарантии против злоупотреблений. Исходя из этого, Суд установил критерии правомерности подслушивания (ограничение права на тайну корреспонденции) [82].

В отношении права заключенных на тайну корреспонденции Европейская Комиссия и Европейский Суд по правам человека установили двойной стандарт:

а) право на не перлюстрированную переписку с юристом или судебным органом - «почти неприкосновенное право», как главное средство защиты индивидом своих прав;

б) право на корреспонденцию неюридического характера для заключенных

может быть ограничено государством [83][84].

Аналогична по содержанию ст. 7 Американской конвенции о правах человека 1969 г., конкретизировавшая право на свободу и личную неприкосновенность [85].

Менее детально право на свободу и неприкосновенность закреплено в ст. 6 Африканской Хартии прав человека и народов 1981 г., ст.5 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека 1995г., ст. II Всеобщей Исламской декларации прав человека 1980 г. причём п. «в» ст. XII Декларации закрепляет «Любой мусульманин имеет право и обязанность защищаться и бороться в той мере, в какой это установлено законом, против любой формы притеснения, даже если для этого ему необходимо противостоять представителям высшей государственной власти» [86].

Все региональные документы о правах человека содержат нормы запрещающие пытки. Так, в довольно лаконичной форме запрет пыток содержится в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Ст. 3 конвенции гласит: «Никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию» 2. Естественно, что в период разработки конвенции не было каких либо жёстких международных стандартов в сфере защиты от пыток и бесчеловечного обращения.

Позже, с принятием целого ряда международно-правовых актов в сфере уголовного правосудия, запрет пыток в рамках Европейского Сообщества был максимально детализирован (приняты Европейский Конвенция против пыток, Европейские тюремные правила и др.).

Сегодня Европейская система защиты от пыток, и прав человека в целом, может считаться эталоном демократической системы защиты прав и свобод человека.

В Американской конвенции о правах человека 1969 г. запрет пыток закреплён не менее детально. Ст. 5 конвенции гласит:

1.Каждый человек имеет право на уважение его физической, духовной и моральной неприкосновенности.

2.Никто не долженподвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечнымили унижающим его достоинство наказаниям и обращению. Все лица, лишенные свободы, имеют право на уважение достоинства присущего человеческой личности.

3. Наказание, не распространяется ни на каких других лиц, кроме преступника.

4. Обвиняемые в случаях, когда отсутствуют исключительные обстоятельства, помещаются отдельно от осужденных, и им предоставляется отдельный режим, отвечающий их статусу, не осужденных лиц.

5.Несовершеннолетние, против которых возбуждено уголовное преследование, отделяются от совершеннолетних и в кратчайший срок доставляются в суд, с тем, чтобы им мог предоставляться режим, отвечающий их статусу несовершеннолетних.

6. Наказания, предусматривающие лишение свободы, имеют в качестве существенной цели исправление и социальное перевоспитание заключённых» [87]

На принятие вышеуказанной редакции статьи решающее влияние оказали нормы Минимальных стандартных правил ООН обращения с заключенными 1955г. [88] основные положения, которых имплементированы Конвенцией.

Запрет пыток в рамках Организации африканского единства не столь детализирован. Ст. 5. Африканской Хартии прав человека и народов 1981 г. в числе иных форм эксплуатации и унижения человека, как рабство, работорговля запрещает «пытки, жестокое, бесчеловечное или унижающее человеческое достоинство обращение и наказание» [89].

Аналогично, Африканской хартии, Азиатско-тихоокеанская декларация человеческих прав индивидов и народов 1988г. в числе общих прав обеспечивающих достойное существование индивида закрепляет: «Никто, не


меже быть подвергнут ни интеллектуальным или физическим пыткам, ни жестоким или унижающим наказаниям или обращению. [90]

Более подробно защита от пыток регламентирована во Всеобщей

Исламской декларации прав человека 1981 г. «Никакой человек не должен подвергаться психическим или физическим пыткам, унижению, угрозе причинения вреда ему или тому, кто ему дорог, кому он сочувствует, насилию с целью получения признания в совершении преступления, принуждению соглашаться с действиями, приносящими вред его интересам» [91].

Право на справедливый суд и презумпцию невиновности также закреплено в региональных документах ст.8 Американской конвенции о правах человека

1969 г., ст. 7 Африканской Хартии прав человека и народа 1981 г., ст. V Всеобщей Исламской декларации прав человека 1980 г., ст. 6 и 7 Конвенции

СНГ о правах и основных свободах человека 1995г., ст.6 и 7 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., а так же ст. 2 – 4 протокола № 7 к ней. Причём в указанных актах они даны в довольно развёрнутой форме.

Ст.6 и 7 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и ст. 2 – 4 протокола № 7 детализируют принципы справедливого судопроизводства, права и обязанности субъектов судопроизводства, сферу применения уголовного производства, действия указанных норм во времени и пространстве, порядок и основания обжалования судебного приговора.

Во всех региональных документах о правах человека содержатся нормы запрещающие рабство и принудительный труд в любой форме. Ст. 4 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека 1995г. при этом уточняет: Термином "принудительный или обязательный труд" в настоящей статье не охватываются:

а) какая бы то ни была работа, которая обычно должна выполняться во

время заключения, произведенного в соответствии с положениями статьи 5 настоящей Конвенции, или в период условного освобождения от такого заключения;

б) какая бы то ни была служба военного характера, а применительно к Договаривающимся Сторонам, в котором признается отказ лиц от несения такой службы по политическим или религиозно-этическим мотивам, служба, выполнение которой требуется вместо обязательной военной службы;

в) какая бы то ни была служба, обязательная в случаях чрезвычайного

положения или бедствия, угрожающего жизни или благополучию населения;

г) какая бы то ни была работа или служба, которая входит в обыкновенные

гражданские обязанности;

д) выполнение обязанностей родителями по созданию необходимых условий для ребенка и совершеннолетними детьми по содержанию нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей [92].

Опять же в Американской конвенции о правах человека 1969г. содержится наиболее конкретизированный запрет рабства и принудительного труда.

Право на свободу мысли, совести, и религии как одно из основных прав человека также закреплено в региональных документах о правах человека (ст.9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., ст. 12 Американской конвенции о правах человека 1969 г., ст. 8 Африканской Хартии прав человека и народов 1981 г., ст.10 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека 1995г., ст. XII и XIII Всеобщей Исламской декларации прав человека 1981 г..). Причём особенностью Всеобщей Исламской декларации прав человека 1981 г. является то, что в ней содержится ст. X закрепляющая защиту прав меньшинств: Принцип Корана «В религии нет принуждения» должен определять религиозные права немусульманских меньшинств. В мусульманской стране религиозные меньшинства для ведения своих гражданских и личных дел должны иметь возможность выбора между исламским Законом и их собственными законами» [93].

Ст. 2 Протокола № 4 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., ст.22 Американской конвенции о правах человека 1969 г., ст. 12 Африканской Хартии прав человека и народов 1981 г., ст. Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека 1995г. в качестве одного из основных личных прав закрепляют право на свободу передвижения и выбор места жительства.

Помимо общих норм, ряд региональных документов закрепляют наличие специфичных гражданских (личных) прав и свобод – право на убежище (п.7.ст.22 Американской конвенции о правах человека 1969 г., п.3 ст.12 Африканской Хартии прав человека и народов 1981 г., ст. Х Всеобщей

Исламской декларации прав человека 1980 г., Протокол № 7 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.) причём наиболее интересна на наш взгляд редакция ст. Х Всеобщей Исламской декларации прав человека 1980 г. «1.Всякий преследуемый или угнетаемый человек имеет право на убежище и пристанище. Это право гарантируется для любого человека, независимо от расы, религиозной принадлежности, цвета кожи и пола.

Аль-Масжид аль –Харам (Священный Дом Аллаха) в Мекке является убежищем для всех мусульман» [94].

Помимо права на убежище, в качестве личных прав и свобод в текстах региональных документов о правах человека закреплены: право на компенсацию, право на имя (ст.10, 18, Американской конвенции о правах человека 1969 г.), право на справедливость (ст.IV Всеобщей Исламской декларации прав человека 1980 г.), право на защиту против превышения власти (ст. VI Всеобщей Исламской декларации прав человека 1980 г.), право быть свободным от насилия и страха, право на понимание и доверие, право на свободу и защиту от терроризма (ст.6, 14, и 15 Азиатско-тихоокеанская декларация человеческих прав индивидов и народов 1988г.), право петиции (ст. 13 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950г.), право на ответ (ст.14 Американской конвенции о правах человека 1969 г.).